Карлсон в гостях у дошколят

Разделы: Работа с дошкольниками


В образовательную программу МДОУ входит изучение состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел из двух меньших, но у детей оказывается недостаточно сформированы представления о составе числа, часто они затрудняются составить эти пары. Я считаю целесообразным использовать проблемно-игровое обучение с использованием развивающей игр Воскобовича при формировании математических представлений и представляю опыт работы по данной проблеме.

Цель:

  • Воспитывать интерес к математике, желание и потребность узнать новое. Играя, добывать знания.
  • Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности в общении.

Основные задачи:

Образовательные задачи.

Закрепить:

- прямой и обратный счет в пределах 8,

- порядковый счет до 7,

- знания о составе числа 8 из двух меньших,

- знания геометрических фигур

Развивающие задачи. Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза; творческие и интеллектуальные способности; мелкую моторику кисти и пальцев, формировать точность речевых высказываний.

Воспитательные задачи. Формировать мотивацию к обучению в школе, психологически создавать ситуацию успеха. Активизировать познавательную деятельность.

Организация развивающей среды: развивающие игры Воскобовича: “Цифроцирк”, “Математические корзинки”, “Нетающие льдинки озера Айс”.

Используемые технологии:

  • Проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича и Т.Г. Харько.
  • Дидактические принципы развивающей системы обучения Эльконина и Давыдова.

Методы и приемы:

- сюрпризный момент, прием “Яркое пятно”, создание проблемной ситуации;

- игровые и занимательные приемы;

- приемы активизации самостоятельного мышления, фантазирование;

- наглядный показ образца;

- физкульминутка:

- групповые и индивидуальные формы организации деятельности.

Ожидаемый результат: Совместная деятельность, построенная на игре, стимулировала детей на самостоятельный поиск знаний, решение поставленных зада. В итоге, закрепили – натуральный ряд чисел, счет в прямом и обратном порядке, порядковый счет; состав числа 8 из двух меньших чисел

Ход НОД

- Ой, куда это я попал? /Карлсон спрыгивает с окна/

- Скажите, ребята, куда я попал? /Варианты детей/

- Ребята, а вы любите играть? Знаете, что я самый главный и знаменитый затейник игр. Хотите поиграть со мной?

- Ребята, вы любите цирк?

- Сегодня я вас хочу пригласить на представление в Цифроцирк. Как вы думаете, что это за Цифроцирк, и кто в нём выступает? (Цирк Цифр, выступают цифры).

Внимание! Внимание! Сегодня в нашем цирке состоится незабываемое представление! Целый день на арене акробаты, фокусники, маги, укротители и силачи! Спешите видеть! Загадочные цифры.

- Встречайте, на арене великий маг и повелитель Маг-Магнолик – он директор цирка. /Выставляет карточки до 8 – дети называют/

- Ёжик-наездник на пеньке, какую цифру он вам напоминает? (Один)

- Зайка – укротитель зверей, на какую цифру он похож? (Два)

- Мышка – воздушная гимнастка, цифра - ... (три).

- Крыса – силачка, цифра ... (4).

- Пёс – жонглёр- ... (5).

- Кот – акробат- ... (6).

- Крокодил – канатоходец – на какую цифру он похож? (7).

- и Обезьянка - Заклинательница змей, цифра... (8).

- Ребята, а давайте их посчитаем. / Прямой и обратный счёт/

- Магнолик любит показывать фокусы, а вы хотели бы их увидеть? На арене Маг Магнолик. Отгадайте, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если это число меньше семи; но больше пяти (шесть).

- Магнолика пригласили к телефону, а зверята – цифрята решили пошутить с великим магом, поменялись местами. Интересно. Заметит ли наш маг? /Карлсон меняет местами картинки с изображением зверят-цифрят/.

- Давайте поможем Магнолику и расставим артистов по своим местам.

Возвращается Маг Магнолик и ничего не замечает, какие мы с вами молодцы!

Магнолик сообщает приятную весть, звонил старичок-лесовичок и всех приглашал на прогулку в осенний лес. Хотите? Как вы думаете, что мы можем найти в осеннем лесу? ( Шишки, ягоды, грибы).

- А если мы с вами пойдем в лес собирать грибы, что нам понадобиться? (корзинки)

- У каждого артиста цирка должна быть своя корзинка, поможем им найти их? / Карлсон предлагает пройти к столу и найти корзинки для циркачей/.

/Дети находят соответствующие корзинки/.

- Почему вы решили, что эти корзинки подойдут нашим артистам? (Потому что Крыса-силачка – это цифра 4 и корзинка с цифрой 4.)

- Возьмите по корзинке и помогите цифрятам собрать грибочки на волшебной полянке.

- Ваши корзинки полные?

- Сколько грибочков в корзинке?

- Посмотрите внимательно, у всех ли в корзинке съедобные грибочки?

- Посчитай, сколько съедобных и сколько мухоморов, сколько тебе нужно заменить грибочков?

- Все звери собрались на полянке, и у каждого была полная корзинка грибочков. А обезьянка засмотрелась на цветочки и ни одного грибочка не нашла. Поможем Обезьянке собрать грибочки? Сколько нужно ей собрать грибочков, чтобы корзинка была полная? (Восемь)

- Я придумал новую игру, а называется она “Собери корзинку из восьми грибочков”.

- Итак, первым решил помочь ёжик-наездник, сколько грибочков он положит в корзину Обезьяны? (Один) А сколько ещё нужно положить, чтобы корзина была полная? (Семь). Кто может дополнить корзинку? (Крокодил) Сколько она положит грибочков?

- У нас получилась первая пара – это один и семь.

- Следующим решил помочь Обезьянке Зайка-укротитель зверей. Сколько он положил грибочков в корзину? (Два) Сколько ещё нужно положить грибочков, чтобы корзина стала полной? (6). Кто из зверят поможет? (Кот - Акробат) У нас получилась вторая пара – это два и шесть.

- Следующим решил помочь Обезьянке Мышка-Воздушная гимнастка. Сколько она положила грибочков в корзинку? (Три) Сколько ещё нужно положить грибочков, Чтобы корзинка стала полной? (5). Кто из, зверят поможет? (Пес - Жонглер) У нас получилась третья пара – это три и шесть.

-За дело взялась Крыса-силачка сколько своих грибочков она положила в корзинку? (четыре). А кто ей может помочь....?

- Сколько нужно добавить грибочков, чтобы корзинка стала полной? Я же ребята тоже фокусник, у меня есть еще одна корзинка с четырьмя грибочками.

- Назовите четвёртую пару чисел? (Четыре и четыре).

- Молодцы, все приняли участие и помогли Обезьянке – Укротительнице змей собрать полную корзинку грибочков. Усталые и довольные зверята вернулись домой, и стали готовиться к вечернему выступлению.

Отважный кораблик
Плывёт в океан.
Лягушки – матросы,
А Гусь – капитан.
Лягушки, забыв
Про усталость с скуку,
В пути изучают
Морскую науку.

- Вы, ребята. Хотели бы отправиться в плавание на корабле и изучать морскую науку?

- Это мой любимый кораблик “Брызг-Брызг”.

- Давайте посчитаем, сколько мачт у него? (Семь)

- Давайте посчитаем по порядку.

- Найдите мачту, под номером четыре? Посчитайте, сколько на ней флажков и какого цвета? (четыре флажка зеленого цвета)

- На какой мачте больше флажков? (на 7)

- Стоит тёплая солнечная погода, но вдруг потемнело, поднялся сильный ветер, и с мачт начинают слетать флажки.

- Сначала ветер сдувает с четвертой мачты флажки одинакового цвета. Какого?

- Потом срывает со второй мачты флажки не красного цвета. Какого?

- Следом с остальных мачт слетают флажки точно такого же цвета.

- Наконец ветер стих, какого цвета флажков не осталось на мачтах? (Зеленого)

- Посмотрите, ребята по правому борту, что-то плывёт. (Волшебный сундучок)

- А что же в нем находится? Что это? (нетающие льдинки озера “Айс”)

-Как вы думаете, почему нетающие льдинки? Положите на ладошки льдинки. Правильно потому что они не тают.

- А что на них изображено? (Геометрические фигуры)

- Я, кажется, догадался, кто нам их отправил. Это ворон Мэтр, великий ученый. – Ребята, вам бы хотелось научиться играть в эту игру? Тогда они ваши. А в следующий раз, когда я залечу к вам вы научите и меня играть с ними.

- А сейчас мне пора возвращаться на свою крышу. На прощание мне хотелось бы узнать, как вы сегодня провели время если вам понравилось играть со мной, и вы узнали, что-то новое интересное, то положите ягодки в красную банку. А, может, кому-то из вас было скучно и неинтересно играть, тогда положите ягодку в черную банку. Я улетаю, но обещаю ещё вернуться к вам.