В образовательную программу МДОУ входит изучение состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел из двух меньших, но у детей оказывается недостаточно сформированы представления о составе числа, часто они затрудняются составить эти пары. Я считаю целесообразным использовать проблемно-игровое обучение с использованием развивающей игр Воскобовича при формировании математических представлений и представляю опыт работы по данной проблеме.
Цель:
- Воспитывать интерес к математике, желание и потребность узнать новое. Играя, добывать знания.
- Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности в общении.
Основные задачи:
Образовательные задачи.
Закрепить:
- прямой и обратный счет в пределах 8,
- порядковый счет до 7,
- знания о составе числа 8 из двух меньших,
- знания геометрических фигур
Развивающие задачи. Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза; творческие и интеллектуальные способности; мелкую моторику кисти и пальцев, формировать точность речевых высказываний.
Воспитательные задачи. Формировать мотивацию к обучению в школе, психологически создавать ситуацию успеха. Активизировать познавательную деятельность.
Организация развивающей среды: развивающие игры Воскобовича: “Цифроцирк”, “Математические корзинки”, “Нетающие льдинки озера Айс”.
Используемые технологии:
- Проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича и Т.Г. Харько.
- Дидактические принципы развивающей системы обучения Эльконина и Давыдова.
Методы и приемы:
- сюрпризный момент, прием “Яркое пятно”, создание проблемной ситуации;
- игровые и занимательные приемы;
- приемы активизации самостоятельного мышления, фантазирование;
- наглядный показ образца;
- физкульминутка:
- групповые и индивидуальные формы организации деятельности.
Ожидаемый результат: Совместная деятельность, построенная на игре, стимулировала детей на самостоятельный поиск знаний, решение поставленных зада. В итоге, закрепили – натуральный ряд чисел, счет в прямом и обратном порядке, порядковый счет; состав числа 8 из двух меньших чисел
Ход НОД
- Ой, куда это я попал? /Карлсон спрыгивает с окна/
- Скажите, ребята, куда я попал? /Варианты детей/
- Ребята, а вы любите играть? Знаете, что я самый главный и знаменитый затейник игр. Хотите поиграть со мной?
- Ребята, вы любите цирк?
- Сегодня я вас хочу пригласить на представление в Цифроцирк. Как вы думаете, что это за Цифроцирк, и кто в нём выступает? (Цирк Цифр, выступают цифры).
“Внимание! Внимание! Сегодня в нашем цирке состоится незабываемое представление! Целый день на арене акробаты, фокусники, маги, укротители и силачи! Спешите видеть! Загадочные цифры.
- Встречайте, на арене великий маг и повелитель Маг-Магнолик – он директор цирка. /Выставляет карточки до 8 – дети называют/
- Ёжик-наездник на пеньке, какую цифру он вам напоминает? (Один)
- Зайка – укротитель зверей, на какую цифру он похож? (Два)
- Мышка – воздушная гимнастка, цифра - ... (три).
- Крыса – силачка, цифра ... (4).
- Пёс – жонглёр- ... (5).
- Кот – акробат- ... (6).
- Крокодил – канатоходец – на какую цифру он похож? (7).
- и Обезьянка - Заклинательница змей, цифра... (8).
- Ребята, а давайте их посчитаем. / Прямой и обратный счёт/
- Магнолик любит показывать фокусы, а вы хотели бы их увидеть? На арене Маг Магнолик. Отгадайте, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если это число меньше семи; но больше пяти (шесть).
- Магнолика пригласили к телефону, а зверята – цифрята решили пошутить с великим магом, поменялись местами. Интересно. Заметит ли наш маг? /Карлсон меняет местами картинки с изображением зверят-цифрят/.
- Давайте поможем Магнолику и расставим артистов по своим местам.
Возвращается Маг Магнолик и ничего не замечает, какие мы с вами молодцы!
Магнолик сообщает приятную весть, звонил старичок-лесовичок и всех приглашал на прогулку в осенний лес. Хотите? Как вы думаете, что мы можем найти в осеннем лесу? ( Шишки, ягоды, грибы).
- А если мы с вами пойдем в лес собирать грибы, что нам понадобиться? (корзинки)
- У каждого артиста цирка должна быть своя корзинка, поможем им найти их? / Карлсон предлагает пройти к столу и найти корзинки для циркачей/.
/Дети находят соответствующие корзинки/.
- Почему вы решили, что эти корзинки подойдут нашим артистам? (Потому что Крыса-силачка – это цифра 4 и корзинка с цифрой 4.)
- Возьмите по корзинке и помогите цифрятам собрать грибочки на волшебной полянке.
- Ваши корзинки полные?
- Сколько грибочков в корзинке?
- Посмотрите внимательно, у всех ли в корзинке съедобные грибочки?
- Посчитай, сколько съедобных и сколько мухоморов, сколько тебе нужно заменить грибочков?
- Все звери собрались на полянке, и у каждого была полная корзинка грибочков. А обезьянка засмотрелась на цветочки и ни одного грибочка не нашла. Поможем Обезьянке собрать грибочки? Сколько нужно ей собрать грибочков, чтобы корзинка была полная? (Восемь)
- Я придумал новую игру, а называется она “Собери корзинку из восьми грибочков”.
- Итак, первым решил помочь ёжик-наездник, сколько грибочков он положит в корзину Обезьяны? (Один) А сколько ещё нужно положить, чтобы корзина была полная? (Семь). Кто может дополнить корзинку? (Крокодил) Сколько она положит грибочков?
- У нас получилась первая пара – это один и семь.
- Следующим решил помочь Обезьянке Зайка-укротитель зверей. Сколько он положил грибочков в корзину? (Два) Сколько ещё нужно положить грибочков, чтобы корзина стала полной? (6). Кто из зверят поможет? (Кот - Акробат) У нас получилась вторая пара – это два и шесть.
- Следующим решил помочь Обезьянке Мышка-Воздушная гимнастка. Сколько она положила грибочков в корзинку? (Три) Сколько ещё нужно положить грибочков, Чтобы корзинка стала полной? (5). Кто из, зверят поможет? (Пес - Жонглер) У нас получилась третья пара – это три и шесть.
-За дело взялась Крыса-силачка сколько своих грибочков она положила в корзинку? (четыре). А кто ей может помочь....?
- Сколько нужно добавить грибочков, чтобы корзинка стала полной? Я же ребята тоже фокусник, у меня есть еще одна корзинка с четырьмя грибочками.
- Назовите четвёртую пару чисел? (Четыре и четыре).
- Молодцы, все приняли участие и помогли Обезьянке – Укротительнице змей собрать полную корзинку грибочков. Усталые и довольные зверята вернулись домой, и стали готовиться к вечернему выступлению.
Отважный кораблик
Плывёт в океан.
Лягушки – матросы,
А Гусь – капитан.
Лягушки, забыв
Про усталость с скуку,
В пути изучают
Морскую науку.
- Вы, ребята. Хотели бы отправиться в плавание на корабле и изучать морскую науку?
- Это мой любимый кораблик “Брызг-Брызг”.
- Давайте посчитаем, сколько мачт у него? (Семь)
- Давайте посчитаем по порядку.
- Найдите мачту, под номером четыре? Посчитайте, сколько на ней флажков и какого цвета? (четыре флажка зеленого цвета)
- На какой мачте больше флажков? (на 7)
- Стоит тёплая солнечная погода, но вдруг потемнело, поднялся сильный ветер, и с мачт начинают слетать флажки.
- Сначала ветер сдувает с четвертой мачты флажки одинакового цвета. Какого?
- Потом срывает со второй мачты флажки не красного цвета. Какого?
- Следом с остальных мачт слетают флажки точно такого же цвета.
- Наконец ветер стих, какого цвета флажков не осталось на мачтах? (Зеленого)
- Посмотрите, ребята по правому борту, что-то плывёт. (Волшебный сундучок)
- А что же в нем находится? Что это? (нетающие льдинки озера “Айс”)
-Как вы думаете, почему нетающие льдинки? Положите на ладошки льдинки. Правильно потому что они не тают.
- А что на них изображено? (Геометрические фигуры)
- Я, кажется, догадался, кто нам их отправил. Это ворон Мэтр, великий ученый. – Ребята, вам бы хотелось научиться играть в эту игру? Тогда они ваши. А в следующий раз, когда я залечу к вам вы научите и меня играть с ними.
- А сейчас мне пора возвращаться на свою крышу. На прощание мне хотелось бы узнать, как вы сегодня провели время если вам понравилось играть со мной, и вы узнали, что-то новое интересное, то положите ягодки в красную банку. А, может, кому-то из вас было скучно и неинтересно играть, тогда положите ягодку в черную банку. Я улетаю, но обещаю ещё вернуться к вам.