Урок-игра по теме "Гидросфера"

Разделы: География


Одним из наиболее эффективных методов обучения считается использование игровых методов в учебном процессе.

Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.

На данном уроке ребятам предлагается осуществить путешествие. Для лучшего представления необходимо карту нанести на доску (подписать проливы, острова и т.д.), и вместе с командами прокладывать свой путь (отмечать мелом на доске).

В ходе урока командам предстоит выполнять задания на знание карт и географической номенклатуры, схемы речной системы, помнить определения географических терминов, учиться определять географические явления на основе литературных произведений.

Цели урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме "Гидросфера", обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Оборудование урока: физическая карта полушарий, карта путешествия; фотографии объектов гидросферы; дидактические материалы, изготовленные учителем.

Ход урока

I. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель: Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова поэта А.Т. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов океана капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки... узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных и что вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы сегодня отправимся в сказочное путешествие. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами. На палубе нашего корабля шесть кают, располагайтесь удобнее.

И так у нас будет 6 команд. Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений.

А теперь, юные искатели приключений в путь!

II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

Учитель: Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывём через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивается из стороны в сторону, и ...карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте.

Задание 1. Лото.

Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов (Приложение 1). Необходимо правильно разместить таблички на карточке (названий даётся больше, чем объектов). Время на выполнение – 3 мин.

На карточке размещены контуры следующих объектов: Чёрное море, пролив Дрейка, Каспийское море-озеро, река Амазонка, Северный Ледовитый океан, озеро Байкал, Бенгальский залив, о. Мадагаскар.

Названия: Байкал, Чёрное, Каспийское, Северный Ледовитый, Амазонка, Дрейка, Бенгальский, Мадагаскар, Гибралтарский, Волга, Гренландия, Мексиканский, Средиземное.

Для проверки выполнения задания вывешивается лист с правильными названиями. Успешно справившиеся команды награждаются "орденом Врунгеля", не выполнившие получают спасательный круг. Награждение происходит после каждого задания.

Учитель: Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придётся причалить к берегу, а он называется берег Связистов.

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, и оны согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!

Время на выполнение – 4 мин.

Задание 2. "Почта".

Каждая команда получает по два "почтовых ящика" и по 10 "писем". Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. (На "ящиках" написано "Мировой океан" и "Воды суши". «Письма» – это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов (Приложение 2) Необходимо правильно определить принадлежность объекта.)

"Письма" – Средиземное, залив, цунами, море, болото, родник, водохранилище, Енисей, ледник, подземные воды.

Для проверки вывешиваются правильные ответы.

Учитель: Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха.

Задание 3. «Кроссворд» (Приложение 3)

Время – 1 минута.

Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт "Речной". Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали "черную метку". На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем разобраться им с картой. Пираты тоже ищут клад, но не беспокойтесь – другой.

Ориентиром для них служит река, но они не знают, где устье, где исток, где какой приток... Для нашего спасения придётся потрудиться.

Задание 4. "Река ".

Команды получают схемы "Части речной системы" (Приложение 4), а наборы карточек, которые необходимо разместить при помощи магнитов (устье, правый приток, левый приток, главная река, направление течения реки) (Приложение 5). Необходимо правильно разместить знаки на схемах. Время выполнения – 1 мин. для проверки вывешивается схема с подписями.

Учитель: Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Литературный. Но на каком из островов капитана Врангеля спрятал клад!

А вот, кажется, подсказка (учитель достаёт бутылку, в которой лежит свиток). (Приложение 6)

– Юнги – это послание капитана. Здесь написано (разворачивает свиток по мере прочтения строчек):

Архипелаг Литературный впереди. Попробуй остров Врунгеля найти. Названье острова откроется тому,
Кто знает: что, зачем, когда и почему? Литературную загадку отгадай и к кладу свой корабль направляй.

– Узнать название сможет тот, кто прочитает свиток. Но свиток волшебный – он разворачивается, только если разгадывать литературные загадки все поочереди.

– Попробуем, юнги?

Задание 5. "Литературные загадки".

(учитель продолжает чтение свитка)

1. Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?

Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой,
Зайцы на нём собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Некрасов. Дед Мазай и зайцы

2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?

Спросил на днях
Малыш-сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – Спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я,
Дружок,
Из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих

3. Почему поэт пишет, что у Байкала "чаша глубока" и "Россия вся могла б напиться"?

Байкал как зеркало лежит.
Гора в него глядится. То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нём писали: "Чаша вод".
Да. Но какая "чаша"!
...
Как море чаша глубока.
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла б напиться.
И. Ландо

4. Какая причина вызвала "голубые волны", виденные А.С. Пушкиным на поверхности моря?

Прощай, свободная стихия!
последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
блещешь гордою красой...
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И, долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
"К морю"

5. Почем оба поэта изобразили Терек диким и необузданным? В чём Причина?

Терек воет, дик и злобен.
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
М.Ю. Лермонтов

Меж горных рек несётся Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал...
А.С. Пушкин

(Каждый, кто правильно отвечает на вопрос, награждается "орденом Врунгеля")

В конце свитка написано название острова: Победа.

Учитель: Юнги, теперь мы знаем название острова и можем найти клад. (Учитель достаёт воздушный шар).

Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель приготовил для нас такой подарок – воздушный шар?

(учащиеся отвечают, что нужен им для путешествия по атмосфере, так как это оболочка, которую теперь они будут изучать.)

III. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество "орденов капитана Врунгеля", и самые активные учащиеся.