Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: Отработать знания, умения и навыки по теме: «Умножение обыкновенных дробей».
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторить и закрепить правила умножения обыкновенных дробей, умножение смешанных чисел, умножение обыкновенной дроби на натуральное число;
- Продолжить формирование умений пользоваться данными правилами в различных ситуациях
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов учащихся;
- Развитие логического мышления учащихся;
- Развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
- Воспитание коммуникативных качеств личности, навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Схема урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний:
- Сообщение темы и цели урока
- Индивидуальный опрос
- Фронтальный опрос
- Индивидуальный опрос с целью проверки домашнего задания
- Подведение итогов первого этапа урока
- Применение знаний, формирование умений и навыков
- Письменное коллективное, самостоятельное решение задачи с вызовом ученика к доске
- Письменное коллективное, самостоятельное решение упражнений на местах
- Индивидуальный опрос
- Заслушивание и рецензирование ответов у доски
- Тест
- Подведение итогов урока, постановка домашнего задания
Ход урока
I. Начало урока
В начале урока с целью мотивации, создания рабочего настроя, ориентировки учащихся в предстоящей деятельности, необходимо вступительное слово учителя следующего содержания:
У: «Сегодня наш урок проходит в необычной для нас обстановке. Давайте покажем, как мы умеем работать».
Слайд 1. (Презентация)
У: Мы продолжаем изучать тему: «Умножение обыкновенных дробей». На уроке нам предстоит закрепить умения выполнять умножение обыкновенных дробей, используя различные приемы. Итак, начнем наш урок с «гимнастики ума» - устной работы.
(Для индивидуальной работы вызываются двое учащихся, которым предназначается выполнять задания на карточках (карточка 1 и карточка 2, см. приложения)).
Слайд 2.
Пока ученики выполняют задание на карточках, с классом проводится фронтальный опрос:
У: Перед вами таблица. Ответьте на вопросы, используя данные таблицы:
- Назовите правильные дроби, неправильные дроби, равные дроби.
- Выделите целую часть из .
- Назовите дробь, равную .
- Найдите произведение первой и пятой дроби.
- На какое число надо умножить , чтобы получить 10.
- Найдите квадрат , куб .
- Найдите произведение и 50%.
У: Какие правила вы применяете при вычислениях? Сформулируйте их.
Далее проводится индивидуальный опрос с целью проверки домашнего задания.
Слайд 3.
У: Из домашнего задания проверим только задание со *. Тетради с домашним заданием вы сдадите в конце урока, я проверю и поставлю оценки.
Слайд 4.
У: Какие свойства сложения использовались при упрощении выражений?
При вынесении общего множителя за скобки?
У: «Итак, с первым этапом урока вы справились хорошо. В процессе выполнения устной работы, мы повторили необходимый нам теоретический материал и поэтому можем приступать ко второй части урока, где вы покажете, как умеете применять эти знания на практике».
II. Вторая часть урока
Начинается со следующего задания:
У:Решим задачу:
За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
И. Ершов
У: Определим, какой урожай сняли братья с трех полей, если размеры полей были такими: первое поле длинной км, шириной 2 км; второе поле длиной км, шириной км; третье поле длиной км, шириной км, а урожайность везде одинаковая - тонн с 1 км2.
Слайд 5.Слайд 5, Слайд 7.
(Решение задачи разбираем вместе с классом, затем у доски ученик записывает ее решение)
У: Что нужно знать, для того чтобы ответить на вопрос задачи?
Что нужно знать, чтобы найти площадь трех полей?
Можно ли найти площадь каждого поля?
Составьте план решения задачи.
Дополнительный вопрос:
Сколько денег выручили братья за всю пшеницу, если за 1 т они брали руб.?
У: Переходим к следующему заданию. (учащиеся решают на местах самостоятельно)
Сравните числа:
1. ? 5 ?
2. ? 5 ?
Слайд 8.
У: Как называются дроби ; ?
Что больше произведение или первый множитель?
Как называются дроби ; ?
Что больше произведение или первый множитель?
Сделайте вывод. Что произойдет с числом, если его умножить на неправильную дробь, на правильную дробь?
Какой смысл имеет «умножение» в русском языке? (множить, размножать, увеличивать числом). Сохраняется ли смысл этого слова, если речь идет об умножении дробей?
(В это время 2 человека работают по карточкам 3 и 4 на местах и 2 человека у доски – по карточкам 5 и 6 (см. приложения))
Далее проверяются ребята, которые работали по карточкам.
У: Историческая справка:
А знаете ли вы, что современная система записи дроби с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали черту. А записывать дробь точно так, как и сейчас, стали арабы. Общеупотребительной она стала лишь в 16 веке. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что «он попал в дроби».
Тест.
Слайд 9.
Каверзные вопросы:
- Можно ли 188 разделить пополам так, чтобы в каждой половине получилось по 100?
- Можно ли число 66 увеличить в полтора раза не производя над ним никаких арифметических действий?
- Толщина книги в 60 листов – 1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц.
- Разделите головку сыра тремя разрезами на 8 равных частей.
- Учитель задал на уроке трудную задачу, в результате количество мальчиков решивших задачу, оказалось равно количеству девочек ее не решивших, кого в классе больше, девочек или решивших задачу?
III. Итог урока. Постановка домашнего задания.
У: Урок заканчивается. Спасибо вам дети за доставленное удовольствие. Нас с вами ждут не менее увлекательные темы: «Нахождение дроби от числа» «Деление дробей». Оценки за урок сегодня получили:..
Удовлетворены ли вы своей работой? Что понравилось на уроке? Чему научились, что вспомнили, что повторили?