Урок математики по теме "Умножение обыкновенных дробей". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока: Отработать знания, умения и навыки по теме: «Умножение обыкновенных дробей».

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить правила умножения обыкновенных дробей, умножение смешанных чисел, умножение обыкновенной дроби на натуральное число;
  • Продолжить формирование умений пользоваться данными правилами в различных ситуациях

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов учащихся;
  • Развитие логического мышления учащихся;
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • Воспитание коммуникативных качеств личности, навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Схема урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний:
    • Сообщение темы и цели урока
    • Индивидуальный опрос
    • Фронтальный опрос
    • Индивидуальный опрос с целью проверки домашнего задания
    • Подведение итогов первого этапа урока
  3. Применение знаний, формирование умений и навыков
    • Письменное коллективное, самостоятельное решение задачи с вызовом ученика к доске
    • Письменное коллективное, самостоятельное решение упражнений на местах
    • Индивидуальный опрос
    • Заслушивание и рецензирование ответов у доски
    • Тест
    • Подведение итогов урока, постановка домашнего задания

Ход урока

I. Начало урока

В начале урока с целью мотивации, создания рабочего настроя, ориентировки учащихся в предстоящей деятельности, необходимо вступительное слово учителя следующего содержания:

У: «Сегодня наш урок проходит в необычной для нас обстановке. Давайте покажем, как мы умеем работать».

Слайд 1. (Презентация)

У: Мы продолжаем изучать тему: «Умножение обыкновенных дробей». На уроке нам предстоит закрепить умения выполнять умножение обыкновенных дробей, используя различные приемы. Итак, начнем наш урок с «гимнастики ума» - устной работы.

(Для индивидуальной работы вызываются двое учащихся, которым предназначается выполнять задания на карточках (карточка 1 и карточка 2, см. приложения)).

Слайд 2.

Пока ученики выполняют задание на карточках, с классом проводится фронтальный опрос:

У: Перед вами таблица. Ответьте на вопросы, используя данные таблицы:

  1. Назовите правильные дроби, неправильные дроби, равные дроби.
  2. Выделите целую часть из .
  3. Назовите дробь, равную .
  4. Найдите произведение первой и пятой дроби.
  5. На какое число надо умножить , чтобы получить 10.
  6. Найдите квадрат , куб .
  7. Найдите произведение  и 50%.

У: Какие правила вы применяете при вычислениях? Сформулируйте их.

Далее проводится индивидуальный опрос с целью проверки домашнего задания.

Слайд 3.

У: Из домашнего задания проверим только задание со *. Тетради с домашним заданием вы сдадите в конце урока, я проверю и поставлю оценки.

Слайд 4.

У: Какие свойства сложения использовались при упрощении выражений?

При вынесении общего множителя за скобки?

У: «Итак, с первым этапом урока вы справились хорошо. В процессе выполнения устной работы, мы повторили необходимый нам теоретический материал и поэтому можем приступать ко второй части урока, где вы покажете, как умеете применять эти знания на практике».

II. Вторая часть урока

Начинается со следующего задания:

У:Решим задачу:

За горами, за лесами
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе,
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу.
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
И. Ершов

У: Определим, какой урожай сняли братья с трех полей, если размеры полей были такими: первое поле длинной  км, шириной 2 км; второе поле длиной  км, шириной  км; третье поле длиной  км, шириной  км, а урожайность везде одинаковая -  тонн с 1 км2.

Слайд 5.Слайд 5, Слайд 7.

(Решение задачи разбираем вместе с классом, затем у доски ученик записывает ее решение)

У: Что нужно знать, для того чтобы ответить на вопрос задачи?

Что нужно знать, чтобы найти площадь трех полей?

Можно ли найти площадь каждого поля?

Составьте план решения задачи.

Дополнительный вопрос:

Сколько денег выручили братья за всю пшеницу, если за 1 т они брали  руб.?

У: Переходим к следующему заданию. (учащиеся решают на местах самостоятельно)

Сравните числа:

1.  ? 5                 ?

2.  ? 5                  ?

Слайд 8.

У: Как называются дроби  ; ?

Что больше произведение или первый множитель?

Как называются дроби  ; ?

Что больше произведение или первый множитель?

Сделайте вывод. Что произойдет с числом, если его умножить на неправильную дробь, на правильную дробь?

Какой смысл имеет «умножение» в русском языке? (множить, размножать, увеличивать числом). Сохраняется ли смысл этого слова, если речь идет об умножении дробей?

(В это время 2 человека работают по карточкам 3 и 4 на местах и 2 человека у доски – по карточкам 5 и 6 (см. приложения))

Далее проверяются ребята, которые работали по карточкам.

У: Историческая справка:

А знаете ли вы, что современная система записи дроби с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали черту. А записывать дробь точно так, как и сейчас, стали арабы. Общеупотребительной она стала лишь в 16 веке. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что «он попал в дроби».

Тест.

Слайд 9.

Каверзные вопросы:

  1. Можно ли 188 разделить пополам так, чтобы в каждой половине получилось по 100?
  2. Можно ли число 66 увеличить в полтора раза не производя над ним никаких арифметических действий?
  3. Толщина книги в 60 листов – 1 см. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц.
  4. Разделите головку сыра тремя разрезами на 8 равных частей.
  5. Учитель задал на уроке трудную задачу, в результате количество мальчиков решивших задачу, оказалось равно количеству девочек ее не решивших, кого в классе больше, девочек или решивших задачу?

III. Итог урока. Постановка домашнего задания.

У: Урок заканчивается. Спасибо вам дети за доставленное удовольствие. Нас с вами ждут не менее увлекательные темы: «Нахождение дроби от числа» «Деление дробей». Оценки за урок сегодня получили:..

Удовлетворены ли вы своей работой? Что понравилось на уроке? Чему научились, что вспомнили, что повторили?

Приложение.