Цели:
- продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
- научить ценить К.Г. Паустовского, как мастера художественного слова;
- вызвать у учащихся добрые чувства к героине произведения, развивать умение вживаться в произведение;
- дать глубоко прочувствовать, проанализировать музыку.
Планируемые достижения на уроке:
- умение анализировать прочитанное;
- умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- воспитание любви к музыке.
Оборудование: запись с произведением Э. Грига, учебник, портрет Э. Грига, иллюстрации видов Норвегии, портрет К.Г. Паустовского.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Слайд 2
– Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Дома вы прочитали произведение (первичное чтение) и определили тему рассказа. Какова тема рассказа? (Дети по желанию отвечают на вопрос учителя)
II. Выборочное чтение (доказательство)
– В первой части рассказа Э. Григ встречается в осеннем лесу с 8-летней девочкой Дагни, дочерью лесника. Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Дагни понравилась Григу тем, что была скромна, смущалась, отвечала вполголоса, доверчиво рассказала о своей любимой игрушке. К тому же она была очень мила: медленно открывала и закрывала глаза, как это делает кукла. Она покорила Грига добротой и внимательностью.)
– Почему же Григ решил подарить девочке именно музыку? (Григ понял, что Дагни может печалиться и с заботой думать о других, переживать за них, поэтому она сможет понять музыку и оценить подарок Грига)
– Ребята, вы уже поняли, что Э. Григ не вымышленный персонаж, а реальный человек, великий норвежский композитор. Сейчас вы услышите сообщение о нём. (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Слайды 3–5
– Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П.И.Чайковский. Он писал: "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца".
Слайд 6
Ребята, музыку не передать словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене, помогает услышать нам рояль. Паустовский использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.
– Как Григ пишет музыку, какие у него слушатели? Подтвердите словами из текста
Слайд 7
III. Физминутка.
IV. Слушание музыки.
Слайд 8
– Паустовский помог нам заглянуть в мастерскую Грига, помог понять музыку. Самое время её послушать. Это произведение называется «Песнь Сольвейг»(Звучит музыка)
– О чём рассказала вам музыка? Какие чувства она вызвала у вас? Что вы представляли себе, когда слушали её? (Дети по желанию высказывают своё мнение)
– А теперь посмотрите иллюстрации суровой, но очень красивой природы северной страны Норвегии. В Норвегии вы можете увидеть фьорды. Фьорды – это заливы с высокими скалистыми берегами. (Показ иллюстраций фьордов)
Слайды 9–10
– Ребята, а теперь поговорим о том, какое впечатление музыка произвела на Дагни.
– Дагни 18 лет. Мы с вами в театре вместе с Дагни. Что ей почудилось?
Слайд 11
– Как девушка слушала музыку?
– Как вы думаете, смогла он оценить подарок?
– Теперь вы понимаете, почему Григ решил отсрочить подарок на 10 лет? (Дети часто за подарок принимают материальные вещи понять и оценить музыку можно в более сознательном возрасте)
V. Итог урока.
– Ребята, как вы думаете, достигли мы с вами целей урока?
(Дети высказывают своё мнение)
– И в конце урока я хочу обратиться к вам со словами поэта Владимира Полуничева:
Слайд 12
Не жалейте сердца не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите, втайне от людей!
Жизнь – она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живёт богато, –
До могилы бедствует скупой!
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.