Открытый урок литературного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского;
  • научить ценить К.Г. Паустовского, как мастера художественного слова;
  • вызвать у учащихся добрые чувства к героине произведения, развивать умение вживаться в произведение;
  • дать глубоко прочувствовать, проанализировать музыку.

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать прочитанное;
  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;
  • воспитание любви к музыке.

Оборудование: запись с произведением Э. Грига, учебник, портрет Э. Грига, иллюстрации видов Норвегии, портрет К.Г. Паустовского.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Слайд 2

– Сегодня мы продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Дома вы прочитали произведение (первичное чтение) и определили тему рассказа. Какова тема рассказа? (Дети по желанию отвечают на вопрос учителя)

II. Выборочное чтение (доказательство)

– В первой части рассказа Э. Григ встречается в осеннем лесу с 8-летней девочкой Дагни, дочерью лесника. Почему Григу захотелось сделать девочке подарок? (Дагни понравилась Григу тем, что была скромна, смущалась, отвечала вполголоса, доверчиво рассказала о своей любимой игрушке. К тому же она была очень мила: медленно открывала и закрывала глаза, как это делает кукла. Она покорила Грига добротой и внимательностью.)

– Почему же Григ решил подарить девочке именно музыку? (Григ понял, что Дагни может печалиться и с заботой думать о других, переживать за них, поэтому она сможет понять музыку и оценить подарок Грига)

– Ребята, вы уже поняли, что Э. Григ не вымышленный персонаж, а реальный человек, великий норвежский композитор. Сейчас вы услышите сообщение о нём. (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Слайды 3–5

– Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер. Родился в Бергене в купеческой семье 15.06.1843 года и прожил 64 года. Отец был британским консулом. Мама пианисткой, именно она дала сыну начальное музыкальное образование. Музыка мальчика притягивала с шести лет. Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальное произведение, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Высоко ценил его талант великий русский композитор П.И.Чайковский. Он писал: "Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца".

Слайд 6

Ребята, музыку не передать словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене, помогает услышать нам рояль. Паустовский использует приём олицетворения, и мы слышим, как рояль великого композитора может петь о порыве человеческого духа и о любви, а клавиши могут тосковать, смеяться, греметь бурей и гневом.

– Как Григ пишет музыку, какие у него слушатели? Подтвердите словами из текста

Слайд 7

III. Физминутка.

IV. Слушание музыки.

Слайд 8

– Паустовский помог нам заглянуть в мастерскую Грига, помог понять музыку. Самое время её послушать. Это произведение называется «Песнь Сольвейг»(Звучит музыка)

– О чём рассказала вам музыка? Какие чувства она вызвала у вас? Что вы представляли себе, когда слушали её? (Дети по желанию высказывают своё мнение)

– А теперь посмотрите иллюстрации суровой, но очень красивой природы северной страны Норвегии. В Норвегии вы можете увидеть фьорды. Фьорды – это заливы с высокими скалистыми берегами. (Показ иллюстраций фьордов)

Слайды 9–10

– Ребята, а теперь поговорим о том, какое впечатление музыка произвела на Дагни.

– Дагни 18 лет. Мы с вами в театре вместе с Дагни. Что ей почудилось?

Слайд 11

– Как девушка слушала музыку?

– Как вы думаете, смогла он оценить подарок?

– Теперь вы понимаете, почему Григ решил отсрочить подарок на 10 лет? (Дети часто за подарок принимают материальные вещи понять и оценить музыку можно в более сознательном возрасте)

V. Итог урока.

– Ребята, как вы думаете, достигли мы с вами целей урока?

(Дети высказывают своё мнение)

– И в конце урока я хочу обратиться к вам со словами поэта Владимира Полуничева:

Слайд 12

Не жалейте сердца не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений, ни открытий
Не держите, втайне от людей!
Жизнь – она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живёт богато, –
До могилы бедствует скупой!

VI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Приложения.