Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. Вначале развития ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми (родителями). Затем круг его общения постепенно расширяется – в его мире появляются незнакомые люди. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания и мудрость. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только с взрослыми; у него появляется, а затем все более усиливается стремление к общению с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень важна для детей, и они сами это остро ощущают и всячески выражают.
В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируется его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения. К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные исследователи. А.С. Залужный дал классификацию социального взаимодействия и взаимоотношений детей и указал на существующие трудности в них. Детьми дошкольного возраста специально занимался В.Н.Мясищев, один из методологов исследований “грудного” детства. Подчеркивая, что личность формируется в коллективе, он утверждал, что ее развитие и воспитание – вопрос организации взаимоотношений с коллективом.
Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение в работе А.И.Анжаровой. Наряду с вопросами дружбы и товарищества она изучала некоторые трудности в отношениях детей, и в первую очередь явления детской замкнутости, в основе которой, по мнению А.И.Анжеровой лежат глубокие нарушения процесса общения Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными законами и правилами. Он не умеет “говорить” со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С
возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и в характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может “уйти в себя”, замкнуться.. Общение остается источником психического развития ребенка. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая сама становится важнейшим средством общения и играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира. Психолог Шибутани Т. утверждает, что отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры.
В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять.
Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игру сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условием игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
Содержанием сюжетной игры у старших дошкольников ставится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что “бывает”. Поэтому они спорят о том, что бывает и что не бывает: “Мамы так не делают!”, “Разве доктор так обращается с больным?” и т. п.
Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих.
“Я больше не буду!” – заявление, содержащее понимание своей вины перед сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим.
Ребенок, конечно же, нарушает свое обещания, ведь он так эмоционален, но он обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение и др.
Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение сверстников. С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его вине расстраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число непринятых.
Капризули, плаксы, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, и другие дети, которые затрудняют нормальные игровые отношения, становятся непринятыми сверстниками. Они – источник конфликтов и напряжений. Они – источник эмоционального дискомфорта. Сверстники не хотят с ними связываться.
Игровые отношения – суровые отношения по правилам. Только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться и будет ими принят. Взрослый должен внимательно исследовать причины, по которым дети отвергают сверстника. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь, как инее опрятный или новенький. Тихий или плаксивый может вызывать желание не принимать его в игру. От душевных качеств взрослого зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию. Развитие личности ребенка будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.[1]
Наш детский сад работает по программе “Развитие” Авторы этой программы основное внимание обращают на интеллектуальное развитие ребенка, на умение сотрудничать детей с друг с другом, но я обнаружила, что дети в большинстве случаев не могут сотрудничать и взаимодействовать между собой. Мной проводилось обследование сюжетно-ролевой игры в конце средней группы. Обследование проводилось по следующим компонентам игры: замысел, содержание, сюжет, ролевые действия, взаимодействия в игре.
Обследование показало, что по уровню взаимодействия детей в игре некоторые дети оказались на низком уровне – 20% .
Причины:
1. Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения или неумение организовать общение, совместную деятельность).
2. Отсутствие у ребенка потребности в общении.
Частые болезни ребенка.
Нерегулярное посещение детского сада.
Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей. Диагностика всегда
имеет двойную направленность, а определение уже сложившейся картины развития и на выявления причин неблагополучия. Например, определяя характер сложившихся межличностных отношений ребенка со сверстниками, мы обязательно анализируем их причины (особенности семейной ситуации, неумение построить общение, личностные проблемы и т. д.), с тем, чтобы затем разработать стратегию коррекционно-развивающей работы. Поэтому зачастую необходимо комплексное диагностическое обследование тех или иных аспектов развития ребенка
В старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более
предпочитаемы для большинства детей, а другие менее. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтение детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.
Мною была проведена социометрия “Капитан корабля” (Приложение 1), предложенная психологами Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой в начале учебного года [2], которая показала, что в группе есть дети, игнорируемые 4% и отвергаемые 16%. Это дети, которые пассивны к игре, неуверенные в себе, несдержанные, конфликтные и немного агрессивны. Кроме социометрии был использован – метод наблюдения. На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной схеме (Приложение 2) отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности. Этот метод позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении я обращала внимание на следующие показатели поведения детей: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон.
Проанализировав полученные данные, я пришла к выводу, что метод наблюдения подтвердил результаты социометрии. Дети попали в группы отверженных и игнорируемых в результате их низкого уровня развития навыков общения (незнание способов общения, неумение организовать общение, совместную деятельность).
На основании проведенной комплексной диагностики, мной был составлен коррекционно-развивающий проект по развитию у детей навыков коммуникативного общения через сюжетно-ролевую игру (Приложение 3).
Цель проекта: Развить у детей коммуникативные навыки общения через сюжетно-ролевую игру.
Образовательные области:
- “социализация” – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- “труд” – формирование первичных представлений о труде взрослых;
- “познание” – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- “коммуникация” – развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи: Образовательные:
- Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом., несмотря на разницу желаний и возможностей.
- Дать детям представление о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг другу.
- Познакомить детей с миром различных профессий, учить их различать и познакомить с их особенностями.
Развивающие:
- Развивать умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры.
- Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.
Воспитательные:
- Воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.
- Воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.
Ожидаемые результаты
- Научатся применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.
- Научатся адекватно оценивать поведение других детей и свое собственное поведение.
- Воспитают уверенность в себе, инициативность, разовьют игровые интересы и на этой основе расширят общение с товарищами.
- Воспитают в себе потребность в общении со сверстниками.
- Смогут находить подход к детям в игре.
После проведенной работы в конце учебного года была проведена повторная диагностика, социометрия “Капитан корабля” и метод наблюдения за игрой, которая показала, что в группе нет больше отверженных и игнорируемых детей. Сравнивая результаты двух диагностик (начальной и конечной), мы видим, что длительная сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным средством, с помощью которого дети смогли стать членами игрового коллектива, перестроить свои взаимоотношения со сверстниками. Богаче стал ролевой репертуар детей, возросла их инициатива. Шире стал и круг общения. Ребята научились адекватно оценивать поведения других детей и свое собственное. Мы заметили, что такие меры воздействия на детей, как порицание и наказание, исключение из деятельности, ведут к усугублению негативизма и скованности детей и потому педагогически нецелесообразны.
Важное место в моей работе занимает педагогическое воздействие на детский коллектив с целью изменения отношения сверстников к ребенку. Доброжелательность, доверие коллектива к ребенку поддерживают в нем чувство собственного достоинства, окрыляют его. Показателями эффективности данных педагогических воздействий может служить возрастание интереса ребенка к участию в коллективных играх, повышение индивидуального уровня игры, появление у него хороших друзей.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие коррекционной работы.
Литература.
- Доронова Т.Н., Карабанова О.А. “Игра в дошкольном возрасте”-2002..
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. “Межличностные отношения дошкольников диагностика, проблемы, коррекция” – М., 2003.