Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Как Кузя Тотошку выручил". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: развитие интереса к изучению русского языка, его фонетики и орфографии.

Задачи:

  • расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
  • развивать память, логическое мышление, наблюдательность;
  • формировать коммуникативные компетенции младших школьников.

Предназначение: используется на уроке русского языка в 1 классе после окончания изучения "Букваря".

Оборудование -  компьютер, проектор, экран.

Комментарии: Управление слайдом - левой кнопкой мышки.

Конспект занятия

Учитель: "Проснулось солнышко и в окошко заглянуло. Пробралось в самый дальний уголок и остановилось на носу маленького домовёнка Кузьки.

Открыл Кузька глаза и сказал: "Какое чудесное утро!" А потом испугался, вскочил: "Значит солнце высоко в небе, утро вовсю разворачивается. Я проспал".

- Ой, матушка родненькая, как же вышло так? Не дело мне, домовёнку, спать допоздна, бока отлеживать. А где Тотошка? Почему не поет, не будит?

Побежал Кузька к петушку, а тот клюв раскрывает, а голоса нет.

- Как же так? Где твой голос потерялся?- спрашивает Кузька.

А Тотошка и не знает. (Слайд 2).

- Делать нечего, нужно в дорогу собираться, выручать петушка, голос его искать.

Кого же в помощники взять? Может вы, ребята, со мной пойдете?

I встреча. Пугало огородное. (Слайд 3 )

Вышел за околицу деревни Кузька, пошел полем. А в поле Пугало стоит и спрашивает:

-Что, Кузя, грусть - тоску развел? Что нерадостный?

- Да как же радоваться, коли утро проспал, хозяев подвел, петушок не спел, и я сделать ничего не успел. Пугало, может ты знаешь, где Тотошка свой голос потерял?

- Слышал я звуки разные, голоса, а вот какой из них Тотошкин, даже и не знаю. Да вы сами послушайте. (Слайды 4 - 15)

(Детям предлагаются загадки, но в ответ нужно назвать не отгадку, а произнести те звуки, которые издает это животное. Выполняют по группам.)

1 группа.

а) Голодна - мычит, сыта - жует, малым ребяткам молоко дает. (корова) (слайды 4,5)

б) Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона, это я :.(ворона) (слайды 6,7)

2 группа.

а) По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (гусь) (слайды 8, 9)

б) мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, с водой не знается. (кошка). (слайды 10, 11)

3 группа.

а) Длинна, а не нитка, зла, а не ведьма, черна, а не ворон. (змея)

(слайды 12, 13)

б) Серый, опасный, хищный, зубастый, в лесу любит зайцев ловить, в сказках - с лисою дружить. (волк) (слайды 14, 15)

Пугало: " Ну что, Кузя, услышал ты голос Тотошки?" (слайд 16)

Кузя: "А вы, ребята, услышали? Я - нет. Придется дальше идти искать".

Учитель: Чьи голоса, ребята, мы услышали? А что мы произносили? (неречевые звуки)

II встреча. Гласные - согласные. (слайд 17)

Дети (заранее подготовленные) читают стихотворение.

Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку можем ухом различать.
А ещё произносить,
Но не трогать и носить.

Кузя: "Это куда же мы попали?"

Звуки: "В царство фонетики".

(разыгрывается диалог между детьми)

Гласные: "Мы важнее! Без нас никто рта не откроет!"

Согласные: "Ну, это ещё нужно проверить! Попробуйте нас произнести, чтобы хоть немного не открыть рот".

Гласные: "Пожалуйста, ммммм".

Согласные: "Кроме звука [М] есть и другие звуки".

Гласные: "А мы все равно важнее, без нас ни одно слово не обходится, ни один слог..."

Согласные: "Нет, мы главнее, без нас ни одно слово не будет понятно.

Попробуйте сказать что-нибудь без нашей помощи".

Кузя: "Ой, что это за ссора, негоже это, когда мира нет. Ребята, кто знает песенку "В лесу родилась елочка"? Давайте мы споем её вместе, но слова у всех буду разные. (слайд 18)

  • 1 группа: "АААААААА, УУУУУУУ".
  • 2 группа: "ЫЫЫЫЫЫЫЫ, ОООООООО".
  • 3 группа: "КККККККККККК, ППППППП".

(дети пробуют петь)

Кузя:

- У кого совсем не получилось? Почему? (ответы детей)

- А кому понятно, о чем мы пели? Почему? (ответы детей)

- Вот, ребята, нужно всем жить вместе и не ссориться. А вы догадались, кто это перед нами? (версии детей)

(Звуки продолжают ссориться.) (Слайд 19).

Гласные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Согласные:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с-с- змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш-ш - шуршит опавший лист.
Р-р-р-р-р - моторы тарахтят.
Ж-ж-ж-ж-ж - шмели в саду жужжат.

Кузя: "Что нам делать? Как же быть? Как нам звуки помирить? (Слайд 20).

(Находит около елочки конверт, там задания). (Слайд 21).

1 группа 2 группа 3 группа
___с___ л ___гл ____ к ___кл ____
л ____ с ___ з ___рн ____ ш ___р ____
п ___р ___д в ___т ___р к ___зл ____к

На доске задание: (слайд 22)

Пл_л п_ р_чк_ с_р_й г_сь, п_т_шк_ ск_ з_л:

- Н_ тр_сь!

Кузя: "Кто же главный? (ответы детей) Дружно должны жить гласные и согласные, чтобы мы могли говорить и понимать друг друга".

- Ура! Я нашел! Я кусочек голоса петушка нашел!

- А вы, ребята, увидели? (КУ)

- Спасибо, звуки, до свидания. (Слайд 23)

III встреча. Птички - буковки.

Кузя: "Что - то я проголодался. Нужно подкрепиться".

Сел он на пенек, достал свою горбушку хлеба. Увидел птичек. "Идите, угощайтесь, небось уже давно хлеба не ели".

Птичка: "Спасибо, Кузя, а почему ты грустный такой? У ж не случилось ли что? (Слайд 24)

Кузя: " Да, Тотошка наш голос потерял, я пошел искать, но пока нашел только КУ. Может быть, вы что-то знаете?"

Птичка: "Нужно тебе с нами пойти, к нашим подружкам буковкам, может они знают. Но нужно через реку перебраться? Сможешь?

Кузя: "Пойдем, ребята?"

Пошли все к реке. А река разлилась, в море превратилась.

Кузя: " Как мне на то берег перебраться? Лодки у меня нет, плавать я не умею.

Вынырнула рыбка с конвертом, а там совет: "Преврати море в реку" (Слайд 24)

(на доске задание)(Слайд 25)

МОРЕ - (горе -гора -пора -поза -лоза - луза - лука - рука) - РЕКА.

Словарь.

  • Горе - сильная печаль, несчастье. Нас постигло большое горе.
  • Гора - сильно возвышенная местность, большой холм. Кататься с горы.
  • Пора - время, период, срок. Осенняя пора.
  • Поза - положение, принимаемое человеческим телом. Живописная поза.
  • Лоза - гибкий длинный стебель некоторых кустарников. Виноградная лоза.
  • Луза - отверстие с подвешенным к нему сетчатым мешочком по краю бильярдного стола. Положить шар в лузу.
  • Лука - изгиб, кривизна чего-нибудь. Лука дороги.
  • Рука - одна из двух верхних конечностей человека, от плеча до конца пальцев. Кисть руки.
  • Река - поток, огромное количество чего - либо. Судоходная река.

Кузя: "Спасибо, ребята, я один бы не справился.

(дети должны увидеть еще 2 слога РЕ - КА, если не увидят, то обыграть этот момент)

- Ура! Почти всё нашёл! (Слайд 26)

Учитель: "Ребята, что нашел Кузя?, Чему он так радуется?"

- Что ещё осталось?

Учитель: " Кто заметил, какого слога не хватает?" (КУ).

- Река, конечно, глубокая, но не море все же. Как же перебраться?

(Слайд 27)

Вынырнула рыбка с конвертом: карточки со словами:

ХОР, КОН, УГОЛ, ШЕСТ, МОЛ, МЕЛ.

- Что же мне с этим делать? Как это мне поможет? (Слайд 27)

(Ребята должны догадаться, превратить слова при помощи Ь, обнаружить слово МЕЛЬ, если не догадаются, то птичка в клюве принесет Ь, может это поможет. Если после этого не догадаются, то Кузя "поманипулирует" этой буквой и словами, чтобы направить мысль детей).

- Превращаем слова, какая группа быстрее справиться, та и получает больше очков (1 за каждое слово). (Слайд 28)

- Река большая, где же МЕЛЬ, в каком месте? (Слайд 29)

Задание: расставить слова по алфавиту.

(кон, мел, мол, угол, шест)

Где слово мель, там и можно перейти речку. (Слайды 30, 31)

IV встреча. Лешик ( внук Лешего и друг Кузи).

Кузя: "Ау -А-у!! Лешик! Где ты? Спрятался, любит в прятки играть. С кем же он играет? Где он спрятался? Найдем его! (Слайд 32)

Слова на доске: ХЛЕВ, КОСА, ЩЕЛЬ, ПОЛИСАДНИК, ЗАСЛОНКА, УКРОТИТЕЛЬ.

( отгадывают названия животных, находят "лишнее слово"

за елью появляется Лешик). (Слайды 33, 34)

Лешик: "Кузя, я так рад тебя видеть. А что ты такой расстроенный? Что случилось?

Кузя: "Лешик, Тотошка, петушок наш, голос потерял. Я помогаю голосок найти. У тебя здесь птички - буковки живут, говорят, что они словами играют, а в них Тотошкин голос мог спрятаться. Помоги найти".

Лешик: "Как же другу не помочь. С радостью. Эй, птички -невелички, летите сюда скорей, несите свои слова, поиграем. (Слайд 35)

1 группа. 2 группа 3 группа
БОЛЬ ДОМ БЫК

(Кто больше составит слов, меняя только одну букву, тот получает больше очков).

Группы представляют свою работу.

Кузя: "Нашли голос? Нет (расстроенный,). Вот уже и день прошел, ночь наступает, пора домой возвращаться ,а я так и не нашёл голос петушка. Что же я ему скажу?

Лешик: " Не печалься, Кузя, Утро вечера мудренее. Иди домой, не грусти. А завтра мы поищем голос петушка. А чтобы домой быстрее добраться, нужно сыграть в игру "Наоборот". Ты сразу кажешься дома.

На доске слова: ЛЁН, ЛЕЙ, ЛЮК. Нужно прочитать их наоборот.

(ребята должны увидеть буквосочетание КУ, если не заметят, обыграть поиск)

V. Возвращение домой.

Кузя: "Тотошка! Тотошка! Я нашёл твой голос, вот он: КУ-КА-РЕ-КУ!!! Ну, давай, пой, провожай солнышко!

Молчит Тотошка, Будто воды в тор набрал. Что-то не получилось.(Слайды 39, 40)

Летит птичка, принесла листочек - на нем шарада:

"С глухим согласным наливаюсь в поле

Со звонким - сам звеню я на раздолье".

Отгадывается шарада. Чья группа быстрее.

Кузя: "Я понял, Тотошка клевал зерно, да подавился одним. Нужно водички попить, скорее, уже солнышко садится.

Попил Тотошка водички, взлетел на забор и запел звонко. Голову свою вверх задрал, хвост распушил, крыльями машет, кукарекает пуще прежнего.

А Кузя его нахваливает:

- Ах, Тотошка, ах, миленький, как поёшь хорошо.

- Спасибо тебе, Кузя, - говорит Тотошка, - без тебя бы у меня ничего не получилось.

Кузя: "Спасибо, ребятам, они мне очень помогали, я бы один ничего не сделал".

VI. Рефлексия.

Учитель: Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Используемые источники:

1.Татьяна Александрова "Как домовенок Кузька всех выручил" Изд."Стрекоза - Пресс", 2001 г.

2. Е.Н. Арсенина "Внеклассные мероприятия в начальной школе", Изд. "Учитель", Волгоград, 2005 г.

3. О.В. Зайцева "На досуге" , Ярославль - "Академия развития", 1997 г.

4. О.Е. Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина "Учим русский с увлечением", "5 за знания", Москва, 2005 г.

Слайд 1 картинка http://cs4362.userapi.com/u138099992/-14/x_d234583c.jpg

Слайд 2 , картинка http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0846/01lab5km21226445872.jpg

Слайд 3 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg

Слайд 3, 16, 40 ,42 картинка Пугало http://s001.radikal.ru/i194/1011/12/8e118c9baeec.jpg

Слайд 5 , картинка коровы http://i03.fsimg.ru/1/tlog_box/1751/1751276.jpg

Слайд 7 картинка вороны http://cs10365.vkontakte.ru/u2119405/-14/x_7244f468.jpg

Слайд 23 картинка Кузя http://tommerce.gorod.tomsk.ru/uploads/37592/1251186232/image007.jpg

Слайд 5 , 7 , 9, 11, 13, 15, 18, 21, 22, 30, Кузя картинка http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1815000/1814948-8407ce37a458988e.png

Слайд 9, картинка гусь http://cs952.vkontakte.ru/u26585886/142209641/x_f43 a3f94.jpg

Слайд 13, картинка змея http://mobini.pl/upload/files/127/920/240/728/806/325_small_snake_and_green_clover_123.jpg

Слайд 15, картинка волк http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/72335_volk_trava_vzglyad_1920x1200_(www.GdeFon.ru).jpg

Слайд 11, картинка кот http://i1.i.ua/prikol/pic/0/9/408190_391546.jpg

Слайд 18, 20, картинка елка http://files.geometria.ru/pics/original/18623696.jpg

Слайд 22, картинка гусь http://yves.marsal.free.fr/atoutgifs/animaux/canard03.gif

Слайд 24, картинка с Кузей http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_vrag/20.jpg

Слайд 24, картинка рыбки http://img848.imageshack.us/img848/3994/654338.gif

Слайд 25, 28, 30, 35, 41, птички http://justclickit.ru/other/bird.php?str=16

Слайд 25, картинка море http://img1.loadtr.com/b-416810-hareketli_deniz_sahil.gif

Слайд 26, 27 ,29, 31, картинка река http://resim.manzara.gen.tr/manzara-resimleri-301-800x600.jpg

Слайд 27, 29 ,31 картинка Кузя http://s48.radikal.ru/i122/0906/05/e1cb50473dect.jpg

Слайд 32, 34, 36, картинка лес, http://bitimpex.en.ecplaza.net/main.jpg

Слайд 36, картинка Лешик http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/11.jpg

Слайд 40 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg

Слайд 4 , 6, 8, 10, 12, 14, 20, 25, 28, 32, 33, 34, 36,37,41 Кузя, Лешик- картинки http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/09.jpg

Слайд 42, колос, http://www.smbeer.ru/images/kolos2.gif

Слайд 43, картинка http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/puteshestvie_kuziki/02.jpg

Слайд 43, петушок http://www.hercocuk.org/images/articles/3719.gif

Слайд 27, картинка рыбки http://photobucket.com/albums/pp236/Keefers_/Keefers%20Graphics/angelfish90.gif

Слайд 25. звук прибоя http://zvuki-tut.narod2.ru//shum_priboya/Priboi.mp3

Львенок http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/81939623.5c/0_8f089_1331532c_XL

Лиса http://rf.foto.radikal.ru/0709/c9/bf2b9876c919t.jpg

Оса - http://img535.imageshack.us/img535/3827/bee1jb.jpg

Слоник - http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/119528728.a2c/0_9613c_a5b4da89_XL

Крот - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/717/73717258_0055.gif

корова мычит http://zvuki-tut.narod2.ru/michanie_korovi/Mychanie_korovy.mp3

Ворона каркает - http://zvuki-tut.narod2.ru/vorona_soroka_karkaet/Vorona.mp3

Гуси гогочут - http://zvuki-tut.narod2.ru/gusi_gagochut/Gusi_gagochut.mp3

Мяуканье кошки - http://zvuki-tut.narod2.ru/myaukane/Myaukane.mp3

Змея шипит - http://zvuki-tut.narod2.ru/zmeya_kobra/Zmeya_shipit_kobra.mp3

Волк воет - http://zvuki-tut.narod2.ru/volk/Volk_voet.mp3

Петух кричит - http://zvuki-tut.narod2.ru/petuh_krichit/Petuh_krichit.mp3

В лесу родилась елочка - http://b-track.ru/song/5595/