Урок химии "Окислительно-восстановительные реакции"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
  • развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
  • воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.

Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.

Межпредметные связи: биология, физика, математика.

Средства обучения: комплект инструктивных карт, комплект карточек с терминами, мультимедиопроектор, презентация урока, экспонаты музея

Учебник: Габриелян О.С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.

Структура урока:

№ п/п Этап урока Примерное время
I. Организационный этап 1 мин
II. Мотивация учебной деятельности 3 мин
III. Актуализация знаний обучающихся 5 мин
IV. Первичное усвоение новых знаний 20 мин
V. Первичное закрепление знаний 4 мин
VI. Первичная проверка понимания изученного 7 мин
VII. Информация о домашнем задании 2 мин
VIII. Рефлексия 3 мин

Конспект урока.

I. Организационный этап.

Подготовка обучающихся к работе на уроке. Приветствие, эмоциональный настрой, проверка отсутствующих и готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности.

Презентация. Слайд 1. Информация учителя. Ребята, вокруг нас протекает множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна, некоторые из них приносят вред, без некоторых наша жизнь невозможна. Сегодня на урок я принесла экспонаты нашего музея. Как вы считаете в хорошем ли они состоянии? А что с ними произошло? 67 лет назад закончилась ВОВ. Они заржавели. А как вы думаете, почему? Какие процессы лежат в основе разрушения металлов, в частности железа? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны познакомиться с новой классификацией химических реакций, определить признак новой классификации. Тема сегодняшнего урока “ОВР”, что означают эта абривиатура мы расшифруем позднее.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Слайд 2. Фронтальный опрос. Давайте вместе с вами вспомним все известные вам классификации химических реакций и признаки, которые лежат в основе каждой классификации. Признаки (на доске).

Повторение. “Типы химических реакций”.

По числу и составу реагирующих и образующихся веществ    

 

Признак классификации химической реакции

  По использованию катализатора
       
По агрегатному состоянию веществ     По тепловому эффекту
       
По направлению     ?

Задание. Записать уравнения реакций горения угля и разложения карбоната кальция, охарактеризовать реакции (устно) по всем известным классификациям.

Слайд 3.

Неизвестный признак реакции?

ІV. Первичное усвоение новых знаний

Информация учителя. Беседа. Ребята, одним из свойств атомов является способность отдавать или принимать электроны, участвуя в образовании химической связи. Как называется условный заряд, который приобретают атомы отдавая или принимая электроны? Степень окисления. Какие значения может иметь степень окисления? +, 0, -. Предельное число электронов на внешнем энергетическом уровне 8. Каким образом элементы могут достичь этого состояния? Давайте вспомним с вами, что происходит с атомами химических элементов, когда они отдают или принимают электроны. Для этого рассмотрим строение электронных оболочек атомов. Тенденцию к отдаче электронов имеют атомы металлов, к приему электронов атомы неметаллов. Вспомните, как изменяются эти свойства в периоде, группе?

Слайд 4.

Скажите, ребята, а можем ли мы в основу классификации химических реакций положить признак: изменение степени окисления?

Слайд 6.

Давайте вернемся к рассмотренным ранее химическим реакциям и расставим степени окисления всех элементов для каждой формулы.

Признак классификации? Изменение степени окисления.

Слайд 7.

Тип реакций? Окислительно-восстановительная реакция и не окислительно-восстановительная реакция.

Слайд 8.

не окислительно-восстановительная реакция

Обучающиеся формулируют тему урока (расшифровывают абривиатуру ОВР).

Слайд 9.

V. Первичное закрепление знаний.

Рассмотрим пример окислительно-восстановительной реакции. Почему данная реакция является окислительно-восстановительной? Обучающиеся определяют тип реакции по разным классификациям. Проверяем.

Слайд 10.

2 0 + O20 = 2Н+12O-2

Н2 0 – 2е →2 Н+1 – процесс окисления, молекула отдает 2 электрона,

Н2 0 – восстановитель.

O20 +4е →2О-2 – процесс восстановления, молекула принимает два электрона,

O20  – окислитель

Слайд 11. Работа с терминами. Обучающиеся сами формулируют определения.

Окисление – это процесс отдачи электронов атомами, молекулами, ионами.

Восстановитель– это частица (атом, молекула или ион), которая отдает электроны.

Восстановление – процесс присоединения электронов атомами, молекулами, ионами

Окислитель– это частица (атом, молекула или ион), которая принимает электроны.

Обучающиеся смотрят определения в учебнике с. 229–231, сравнивают.

Окислительно-восстановительная реакция – это единство процессов окисления и восстановления.

Слайд 12. Физкультминутка.

Слайд 13.

VI. Первичная проверка понимания изученного

Слайды 14-17.

Выполнение тестового задания (Приложение 1)

Слайд 18.

Взаимоконтроль. Самоконтроль. Обсуждение ошибок.

Слайд 19.

VII. Информация о домашнем задании.

Учебник: §43, стр.229–230.

Информация учителя. В качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться с химической сказкой и выполнить задание к тексту (Приложение 2).

Задание:

1. Внимательно прочтите текст, вставьте пропущенные слова.

2. Составьте уравнение химической реакции образования хлорида натрия. Является ли данная реакция окислительно-восстановительной? Если да, то укажите окислитель и восстановитель.

3. Сочините сказку, стихотворение о любом окислительно-восстановительном процессе.

VIII. Рефлексия. Решение проблемы, поставленной в начале урока.

Слайд 20.

4Fe0 + 3O02 + 6H2O = 4Fe+3(O-2H)3

Данное уравнение химической реакции отражает процесс ржавления железа или коррозию железа. Скажите ребята, по признаку изменение степени окисления это будет какая реакция? Окислительно-восстановительная. В чем же заключается суть процесса коррозии? Окислитель? Восстановитель?

Слайд 21.

Окислительно-восстановительные реакции многообразны, они лежат в основе очень важных реакций: фотосинтез, дыхание, гниение, брожение, коррозия, электролиз, горение.

Синквейн. Окислительно-восстановительная реакция.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.