Мастерская "Умелые ручки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Издревле скотоводы и охотники Якутии изготовляли из конского волоса необходимую для жизни хозяйственную утварь, обрядовые принадлежности, одежду, детские игрушки. Изделия отличались высокой прочностью, обладали лечебными и оберегающими свойствами. Каждая семья передавала секреты плетения из поколения в поколение, от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Сегодня мне хочется рассказать о дополнительном образовании в мастерской «Умелые ручки», которую веду вот уже, несколько лет, созданной с целью приобщения девочек подготовительной группы к изготовлению поделок из конского волоса.

В этом возрасте у них достаточно развито мышление, они могут планировать работу с образом. У детей совершенствуются и развивается мелкой моторика (ручная умелость), что облегчает в будущем овладение письмом, помогает подготовке к школе. Занятия систематизированы поэтапно:

  • 1 этап (два-три занятия) ознакомление детей с материалом,
  • 2 этап (4–5 занятий) очистка (мытье) конских волос,
  • 3 этап (3 занятия) сортировка по цвету, качеству. Ознакомление с техническим приемом скатывание на ладонях.
  • 4 этап (4–5 занятий) привитие к композиции.
  • 5 этап (2–3 занятия) работа по технике скатывания и создание по аппликации.

Материалы и оборудование: конские волоса ,ткань для основы, клей, кисть, карандаш, ножницы, кожа.

Подготовка к работе:

На ткань нужного размера нанести эскиз.
– Выбрать цвет материала.
– Обдумать композицию.

Ход выполнения работы:

  1. Создание эскиза композиции карандашом на листочке.
  2. Скатывание шариков на ладонях из конских волос.
  3. Подготовка к основу: нанесение клея на ткань и приклеивание шариков.
  4. Приклеивание деталей для создания сюжета композиции.

Работы воспитанников

Оккирго Юлия, Федорова Оксана, Дьяконова Леонида

Панно «Лебедь – символ Намского улуса», Федорова Оксана, 6 лет

Панно «Веселый снеговик» Дьяконова Леонида, 6 лет

Панно «Веселые зайчата», Оккирго Юлия, 6 лет

Занятие 1.
Панно «Веселые снеговики»

Цель: вызвать интерес к зимней тематике, учить создавать выразительный образ снеговика из конских волос, развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

Предварительная работа: Лепка (конструирование) снежных фигурок и сооружений.

Материал: конские волоса в виде шариков, клей, кисточки, аппликация «Дед Мороз», выполненная воспитателем в сотворчестве с 2–3 детьми.

Содержание:

1. Чтение стихотворения.
2. Творческая работа: «аппликация» снегов из конских волос.

Дети выбирают эскизы по композиции, воспитатель напоминает о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Воспитатель просит описать ход работы: «Мой снеговик будет состоять из 2 кругов. Поставлю я их друг на друга: внизу – самый большой, сверху – средний. А руки я сделаю из маленьких шариков». Снеговик получится красивым, если круги будут разного размера. Шапочки и шарфики вырежем из цветной кожи. Потом склеиваем нижний круг, потом средний и маленькие. Наши снеговики могут играть в снежки, могут держать метлу. Ведь снеговики ждут гостья Деда Мороза, ждут, весело улыбаясь.

Занятие 2.
Панно «Лебеди»

Задачи: Вызвать интерес к аппликации, расширить представление о животных. Учить делать из конских волос лебедя. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение скатывать конские волосы между ладонями круговыми движениями рук.

Материал: конские волосы, клеенка для выполнения работы, карандаш, шаблон-эскиз, ножницы, клей, кожа, основа рамки, ткань для основы, кисть.

Предварительная работа: очистка конских волос, заготовка и сортировка конских волос.

Последовательность работы:

Дети сидят полукругом. Воспитатель начинает с назначения водящего, который загадывает, что за птица в волшебном сундучке». (Лебедь). Затем на основе рамки вместе с детьми создают эскиз композицию панно. Дети приклеивают конские шарики в виде овала к основе и вырезают из ткани, делают хомус. И приклеивают к основе. Так получилось красивое панно.

Занятие 3.
Панно «Веселые зайчата» (аппликация из конских волос)

Цель: учить создавать композицию, закреплять приемы вырезания и наклеивания, развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность, активность, коммуникативные навыки.

Предварительная работа: беседа, подготовка, материал из конских волос, знакомство с приемами вырезания из бумаги сложенной вдвое и др.

Материал: рамка для основы, конские волосы, трафареты предметов, клей, ножницы, кисти, кожа зеленого цвета.

Последовательность работы:

  1. Воспитатель приглашает детей на зимнюю прогулку. Дети входят в комнату: «Да это же зимний лес!».
  2. Дети выбирают по одному зайчику, елочке и снежинке.
  3. Дети, выполнившие свою часть работы, помогают другим. Выполненная коллективная работа остается в группе. Также эту работу эффективно использовать при обучении детей составлению описательных рассказов, стихов , загадок.