Урок окружающего мира на тему "Разнообразие растений"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (957 кБ)


Задачи урока:

  • выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;
  • систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;
  • развивать знания детей об основных группах растений: водорослях, мхах, папоротниках, хвойных растениях и цветковых растениях;
  • учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их (объединять в группы по существенным признакам);
  • знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение)
  • развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой и доской, умение самоконтроля, умение оценить самого себя и товарища.;
  • развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • формировать самостоятельную познавательную деятельность;
  • воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.

Оборудование урока:

  1. Учебник Г.Г. Ивченковой и И.В. Потапова “ Окружающий мир”, часть 1.
  2. Рабочая тетрадь по окружающему миру,
  3. Презентация к уроку окружающего мира на тему “ Разнообразие растений”

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, предположите, какой сейчас будет урок?

(окружающего мира)

- Почему?

(Докажите)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске картинки (слайд 2)

-Что общего у предметов, изображённых на этих картинках?

(живые существа)

(один ученик отвечает, а остальные оценивают его ответ при помощи карточек “+” и “-“)

- Докажите.

(Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.) - слайд3

 - Какая картинка лишняя?

(волк)

- Почему?

- Докажите.

(волк относится к царству животных)

- Оцените ответ Снежаны.

- К какой группе вы отнесете остальные картинки?

(Остальные картинки отнесем к царству растений, т.к. у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами ) - слайд 4

- Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)

- Почему?

(их очень много)

- Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке окружающего мира?

(Узнаем о многообразии растений)

 3. Работа по теме урока. Классификация растений.

- Мы познакомились с наукой о растениях.

- Как она называется?

(Ботаника)

- Как называются ученые, которые занимаются изучением растений?

(ученые-биологи)

- Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.

- Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.

- Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску.

(на доске картинки с разными растениями)-слайд 5

4. Работа в группах

- Работать будете в группах.

- Рассмотрите внимательно все растения, посовещайтесь и попробуйте разделить их на разные группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минутку.

(Выходит к доске ученик каждой группы и ставит картинки в одну сторону).

- Докажи,что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак, по которому вы это растение отнесли к другой группе

  • 1 группа - живут в воде ( водоросли)
  • 2 группа - имеют вместо листьев хвою( хвойные)
  • 3 группа - имеют красивые цветки (цветковые).
  • 4 группа - растут на камнях, деревьях( мхи)
  • 5 группа -  растут во влажных лесах, имеют крупные листья

- Кто ещё хочет дополнить, выскажите своё мнение.

5. Работа с текстом учебника

- Ребята, скажите, а где мы можем проверить свои предположения?

(В энциклопедии найти информацию, найти статьи в интернете, в учебнике и т.д.)

- Давайте проверим свои предположения с помощья учебника. Откроем учебник на странице 85-86.

- Будем рассматривать каждую группу по следующему плану:

(Открывается план на слайде)

  • среда обитания;
  • строение растения;
  • размножение;

- Какова же тема нашего урока?

(Разнообразие растений.)

- Прочитайте .

После прочтения статьи учебника о той или иной группе растений, после вопроса учителя о том, что нового узнали о группе растений открывается часть плана с опорными словами. (слайд 6)

1. среда обитания;

2. строение растения;

3. размножение;

- Посмотрите на первый рисунок. (слайд 7)

- Как называется группа этих растений?

(водоросли)

- Прочитайте вслух статью о водорослях.

(читает Кирилл Гаврилов)

- Расскажите о них по плану?

(Водоросли-это растения, живущие в воде,у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела)

- А кто знает, как размножаются водоросли?

- Об этом нам расскажет Сережа Медведев.

(У водорослей встречается вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение-это размножение путем деления организма на более мелкие части, бесполое размножение происходит при помощи спор и половое размножение – при помощи попарного слияния клеток)

- Посмотрите на следующую картинку. (слайд 8)

- Как называется эта группа растений?

(мхи)

- Давайте прочитаем статью о мхах и расскажем о них по плану.

(читаем про себя)

- Что нового узнали об этой группе растений?

(Мхи –это растения, которые имеют только стебель и листья.У мха нет корняи поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев.Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца )

- А где же их среда обитания? ( выслушать предположения)

- Вот послушайте какую информацию нашёл Дима об этом:

(Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания.

Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)

- Рассмотрите следующую картинку. ( слайд 9)

Как называется эта группа растений?

(папоротники)

- Прочитаем статью в парах, друг другу и расскажем о представителях этой группы растений по нашему плану.

(Папоротники-растения, обитающие во влажных тенистых местах. У них есть корень, стебели, листья. Цветков и плодов они не имеют. Размножаются как и мхи-спорами)

- Что изображено на следующей картинке? (слайд 10)

- Как называют эту группу растений?

(хвойные)

- Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этой группе?

(сосна, ель, пихта, кедр,)

- Попробуйте, не глядя в учебник,рассказать о представителях этой группы растений по нашему плану.

(Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена.Цветков и плодов у них нет)

- Посмотрите на следующую картинку ( слайд 11)

 - Как называют эту группу растений?

(цветковые)

- Назовите еще представителей этой группы растений.

 (роза, пион, маргаритка, ирис, астра и т.д.)

- Прочитайте статью в учебнике и расскажите о них по плану.

(Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде, На месте цветков у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.)

- А предположите, как они размножаются?

(выслушать предположения)

- Послушайте, что пишут об этом в энциклопедии.

(читает сам учитель)

(Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых-опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения. В самом сердце умирающего цветка находится пестик с крохотными семязачатками, а в них словно тайна за семью печатями происходит двойное оплодотворение. Двойным оно называется потому, что одновременно происходит не одно, а два слияния клеток. Из одной оплодотворенной клетки развивается зародыш семени, а из второй невероятно питательная ткань – эндосперм.

Пройдет еще немного времени и в том месте, где еще недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесет, разбросает по свету ветер или вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается!)

6. Обобщение знаний. Самостоятельная работа

(слайд 12)

- Откройте тетради на стр. 36, выполните задание № 81.

- Какие бывают растения. Заполни схему

7. Проверка. Работа в парах.

- Поменяйтесь тетрадями.

- На слайде показано все разнообразие растительного мира.

- Сверьте работы соседа со слайдом. Исправьте ошибки.

 Оцените свои знания.

- Кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте “5”

- Кто допустил 1 ошибку - “4”

- Кто допустил 2 ошибки - “3” и т.д.

8. Вывод. Обобщение.

- Что интересного вы узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?

9. Домашнее задание.

Стр. 85-86, пересказ.