Задачи урока:
- выявить имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;
- систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;
- развивать знания детей об основных группах растений: водорослях, мхах, папоротниках, хвойных растениях и цветковых растениях;
- учить сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений, классифицировать их (объединять в группы по существенным признакам);
- знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение)
- развивать воображение, мышление, связную речь, умение работать с книгой и доской, умение самоконтроля, умение оценить самого себя и товарища.;
- развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- формировать самостоятельную познавательную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Оборудование урока:
- Учебник Г.Г. Ивченковой и И.В. Потапова “ Окружающий мир”, часть 1.
- Рабочая тетрадь по окружающему миру,
- Презентация к уроку окружающего мира на тему “ Разнообразие растений”
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, предположите, какой сейчас будет урок?
(окружающего мира)
- Почему?
(Докажите)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
На доске картинки (слайд 2)
-Что общего у предметов, изображённых на этих картинках?
(живые существа)
(один ученик отвечает, а остальные оценивают его ответ при помощи карточек “+” и “-“)
- Докажите.
(Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.) - слайд3
- Какая картинка лишняя?
(волк)
- Почему?
- Докажите.
(волк относится к царству животных)
- Оцените ответ Снежаны.
- К какой группе вы отнесете остальные картинки?
(Остальные картинки отнесем к царству растений, т.к. у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами ) - слайд 4
- Можно ли перечислить всех представителей царства растений ( нет)
- Почему?
(их очень много)
- Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке окружающего мира?
(Узнаем о многообразии растений)
3. Работа по теме урока. Классификация растений.
- Мы познакомились с наукой о растениях.
- Как она называется?
(Ботаника)
- Как называются ученые, которые занимаются изучением растений?
(ученые-биологи)
- Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.
- Учёные-биологи делят царство растений на несколько групп.
- Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску.
(на доске картинки с разными растениями)-слайд 5
4. Работа в группах
- Работать будете в группах.
- Рассмотрите внимательно все растения, посовещайтесь и попробуйте разделить их на разные группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минутку.
(Выходит к доске ученик каждой группы и ставит картинки в одну сторону).
- Докажи,что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак, по которому вы это растение отнесли к другой группе
- 1 группа - живут в воде ( водоросли)
- 2 группа - имеют вместо листьев хвою( хвойные)
- 3 группа - имеют красивые цветки (цветковые).
- 4 группа - растут на камнях, деревьях( мхи)
- 5 группа - растут во влажных лесах, имеют крупные листья
- Кто ещё хочет дополнить, выскажите своё мнение.
5. Работа с текстом учебника
- Ребята, скажите, а где мы можем проверить свои предположения?
(В энциклопедии найти информацию, найти статьи в интернете, в учебнике и т.д.)
- Давайте проверим свои предположения с помощья учебника. Откроем учебник на странице 85-86.
- Будем рассматривать каждую группу по следующему плану:
(Открывается план на слайде)
- среда обитания;
- строение растения;
- размножение;
- Какова же тема нашего урока?
(Разнообразие растений.)
- Прочитайте .
После прочтения статьи учебника о той или иной группе растений, после вопроса учителя о том, что нового узнали о группе растений открывается часть плана с опорными словами. (слайд 6)
1. среда обитания;
2. строение растения;
3. размножение;
- Посмотрите на первый рисунок. (слайд 7)
- Как называется группа этих растений?
(водоросли)
- Прочитайте вслух статью о водорослях.
(читает Кирилл Гаврилов)
- Расскажите о них по плану?
(Водоросли-это растения, живущие в воде,у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела)
- А кто знает, как размножаются водоросли?
- Об этом нам расскажет Сережа Медведев.
(У водорослей встречается вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение-это размножение путем деления организма на более мелкие части, бесполое размножение происходит при помощи спор и половое размножение – при помощи попарного слияния клеток)
- Посмотрите на следующую картинку. (слайд 8)
- Как называется эта группа растений?
(мхи)
- Давайте прочитаем статью о мхах и расскажем о них по плану.
(читаем про себя)
- Что нового узнали об этой группе растений?
(Мхи –это растения, которые имеют только стебель и листья.У мха нет корняи поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев.Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца )
- А где же их среда обитания? ( выслушать предположения)
- Вот послушайте какую информацию нашёл Дима об этом:
(Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания.
Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)
- Рассмотрите следующую картинку. ( слайд 9)
Как называется эта группа растений?
(папоротники)
- Прочитаем статью в парах, друг другу и расскажем о представителях этой группы растений по нашему плану.
(Папоротники-растения, обитающие во влажных тенистых местах. У них есть корень, стебели, листья. Цветков и плодов они не имеют. Размножаются как и мхи-спорами)
- Что изображено на следующей картинке? (слайд 10)
- Как называют эту группу растений?
(хвойные)
- Какие растения вы еще можете назвать, которые относятся к этой группе?
(сосна, ель, пихта, кедр,)
- Попробуйте, не глядя в учебник,рассказать о представителях этой группы растений по нашему плану.
(Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена.Цветков и плодов у них нет)
- Посмотрите на следующую картинку ( слайд 11)
- Как называют эту группу растений?
(цветковые)
- Назовите еще представителей этой группы растений.
(роза, пион, маргаритка, ирис, астра и т.д.)
- Прочитайте статью в учебнике и расскажите о них по плану.
(Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде, На месте цветков у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.)
- А предположите, как они размножаются?
(выслушать предположения)
- Послушайте, что пишут об этом в энциклопедии.
(читает сам учитель)
(Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых-опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения. В самом сердце умирающего цветка находится пестик с крохотными семязачатками, а в них словно тайна за семью печатями происходит двойное оплодотворение. Двойным оно называется потому, что одновременно происходит не одно, а два слияния клеток. Из одной оплодотворенной клетки развивается зародыш семени, а из второй невероятно питательная ткань – эндосперм.
Пройдет еще немного времени и в том месте, где еще недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесет, разбросает по свету ветер или вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается!)
6. Обобщение знаний. Самостоятельная работа
(слайд 12)
- Откройте тетради на стр. 36, выполните задание № 81.
- Какие бывают растения. Заполни схему
7. Проверка. Работа в парах.
- Поменяйтесь тетрадями.
- На слайде показано все разнообразие растительного мира.
- Сверьте работы соседа со слайдом. Исправьте ошибки.
Оцените свои знания.
- Кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте “5”
- Кто допустил 1 ошибку - “4”
- Кто допустил 2 ошибки - “3” и т.д.
8. Вывод. Обобщение.
- Что интересного вы узнали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придете домой после уроков?
9. Домашнее задание.
Стр. 85-86, пересказ.