Об обучающих возможностях использования игрового метода на уроках иностранного языка известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность его использования.
Применение этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием.
Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу с использованием данного метода, найти пути оптимальной организации таких уроков.
Думается, что использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых, пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:
– игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в
отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством
управления учебным процессом;
– обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся,
носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90%
информации;
– игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения,
самоопределения и саморазвития для ее участников, – игра имеет определенный
результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути
достижения цели;
– в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших
учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня eгo
подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
– обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
– состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся;
–удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках
иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
– в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует
мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
– игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так
как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в
себе практически все методы активного обучения.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.
Примеры игр:
I . Грамматические игры.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая их многократного повторения утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную и однообразную работу более интересной и увлекательной.
Цели грамматических игр:
– научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные
грамматические трудности;
– создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
– развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчетом очков. Но интерес к играм может держаться не только на соревновании. Так в игре “Who is He (She)?” ребятам нравится изображать животных. Особо велика роль ведущего, исполнять которую лучше всего учителю, он должен быть душою игры, заражать всех своим азартом.
1. What is this?
Мы с ребятами выучили первое английское предложение, первый речевой образец.
This is a pen и вопрос What is this?
А что теперь делать с этим предложением? Как его можно употребить в речи. Спросив несколько раз “What is this?”, я тяжело села на стул, сделав вид, что устала, сказав: “Oh? I am so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?” От желающих не было отбоя. Тогда решили играть по командам: команда “учителей” против команды “учеников”. У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. “Учителя” расположились напротив “учеников” и игра началась. После того, как все “учителя” задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждый правильный вопрос и ответ давалось 1 очко.
2. Кубики.
Цель этой игры – автоматизация употребления конструкции в устной речи. Для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов. Обучаемые делятся на две команды. Учащиеся по очереди подходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки. За каждое правильное предложение команда получает очко.
II. Лексические игры.
Эти игры вслед за грамматическими играми продолжают строить фундамент речи, т.к. овладение лексическим и грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся.
Цели лексических игр:
– тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к
естественной обстановке;
– активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
– развивать речевую реакцию учащихся; – познакомить учащихся с сочетаемостью
слов.
Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам. Например, в игре “What can I do for you?” представлена тема “Покупки”, “What colour is my shirt?” – тема “Одежда”.
1. “Don’t say four”.
Все знают, как трудно досчитать до большого числа и не сбиться. Но не очень интересно считать просто подряд. Поэтому в случае тренировки числительных можно использовать эту игру. Условия игры: ученик считает, но когда дойдет до числа с цифрой “4”, он должен сказать вместо него слово “stop”. Каждому выдается по одной фишке. Сделавший ошибку теряет свою фишку. Выигрывает тот, кто сохранит свою фишку.
2. “Дойди до учителя”.
В ходе этой игры происходит тренировка лексики по теме “Цвета”. Ученик отходит на 11 шагов от учителя, а затем, сделав шаг, называет одно слово по теме. Сказав правильно все слова, доходит до учителя. Учитель может погладить по голове, пожать руку и т.д.
III. Фонетические игры.
Эти игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
Цели фонетических игр:
– тренировать учащихся в произношении английских звуков;
– научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
– формирование навыков фонетического слуха.
1. Слышу – не слышу.
Игра преследует цель – формирование навыков фонетического слуха. Обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором имеется долгий гласный, обучаемые поднимают руку. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.
2. “Lapping milk”.
Особенно трудно научить ребят произношению межзубных звуков, т.к. таких звуков в русском языке нет.
Little kitty laps her milk: lap, lap.lap!
Little kitty laps her milk: lap, lap.lap!
После слова lap сделать паузу, чтобы изобразить как котенок лакает молоко, высовывая свой язычек.
IV. Орфографические игры.
В какой-то степени эти игры способствуют формированию и развитию лексических и произносительных навыков. Их цель – упражнения в написании английских слов. Приведем примеры этих игр.
1. The alphabet.
У учителя имеется два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор. Когда учитель произносит слово, “pen”, учащиеся составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает очко. Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроке английского языка, она приучает учащихся к тем усилиям (психическим), которые необходимы им для овладения иностранным языком, а кроме того учащиеся испытывают радость, удовольствие как в процессе игры, так и при достижении ее результатов.
Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроке английского языка. Интересные пути объяснения и тренировки грамматического и лексического материала способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Радость от результатов мыслительной деятельности формирует положительный настрой на изучение иностранного языка, поддерживает интерес к предмету.