Тип урока: комбинированный.
Место в системе уроков: второй урок по данной теме; очередной урок в системе уроков по изучению сложения и вычитания натуральных чисел.
Цель и задачи урока:
образовательные:
- отработка навыков решения уравнений;
- отработка навыков решения задач алгебраическим способом;
- диагностика понимания и усвоения темы.
развивающие:
- развивать навыки мышления, творческие способности учащихся, прививать навыки самоконтроля;
воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
- повышение культуры математической речи.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, жетоны, светофор у каждого учащегося.
Преподавание ведётся по учебнику Математика 5. Н Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2011.
План урока.
1) Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока (1 мин).
2) Проверка домашнего задания (1мин).
3) Устная работа (8 мин).
4) Работа в тетради – игра “Волшебное число” (20 мин).
5) Физкультминутка (1 мин).
6) Самостоятельная работа (7 мин).
7) Подведение итогов (4 мин).
8) Домашнее задание (1 мин).
9) Рефлексия (2 мин)
Эпиграф:
“Кто любит учиться, никогда не проводит время в праздности”.
Ш.Монтескье
Ход урока
1) Организационный момент. Мотивация и постановка цели урока.
Учитель: на прошлом уроке мы вспомнили понятие уравнения, изучили понятие корня уравнения, ознакомились с алгебраическим способом решения задач. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Цель урока: отработать навыки решения уравнений. Итак, (слайд 1). Эпиграфом для нашего урока я взяла слова французского писателя, правоведа и философа Ш.Монтескье. Почему я выбрала такой эпиграф? Это вы мне объясните в конце урока. На уроке нас ждет игра, а чтобы она была удачной, основательно к ней подготовимся.
2) Проверим домашнее задание (слайд 2).
3) Устная работа.
Задача 1 (слайд 3) Задумала улитка на пятиметровое дерево забраться. За первый день она проползла 3 м вверх, устала. Засомневалась, стоит ли на этакую высоту взбираться, да и сползла на ночь на 2 м вниз. Засветилось утром солнышко. Хорошо на душе у улитки стало, и поднялась она за день по дереву на 3 м вверх, а за ночь снова спустилась на 2 м вниз. Так и пошло. Посчитайте, на какой день улитка достигнет верхушки дерева.
Ответ: на 3 день.
Задача 2 (слайд 5) На елку Маша купила шесть шаров. На шарах были указаны цены. Медведь схватил калькулятор, чтобы сосчитать стоимость шаров. А Маша говорит: “Ты и без калькулятора устно можешь сосчитать”. Сколько Маша уплатила за покупку?
Ответ: 480
Задача 3 (слайд 7)
Над болотцем тихо, тихо...
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка, Комар, комарят.
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не оставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уже Комар.
Комарят до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?
Ответ: 13082
Повторим правила (слайд 8)
4) Работа в тетрадях.
Учитель: Ребята, сейчас мы будем соревноваться в решении уравнений. Решение будете записывать в тетрадь. Начинаем игру (слайд 9). (Во время игры учитель ходит между рядами и проверяет правильность решения. В случае правильного решения ученик получает жетон). В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж. Целый год он жил без сестер, и стало ему скучно. Решил Иван-царевич проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов (три ряда) и отправился выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост.
На камне они увидели:
1 ряд
а) y-54=177 (Ответ: 231)
б) x+165=347 (Ответ: 182)
2 ряд
а) 127+m=232 (Ответ: 105)
б) 346-z=225 (Ответ: 121)
3 ряд
a) x-197=183 (Ответ: 380)
б) 455+y=775 (Ответ: 320)
Если уравнения будут решены верно, то камень повернется и освободит дорогу.
(Первым – 3 жетона; вторым – 2 жетона; третьим – 1 жетон.)
Долго они ехали, пока дорога не привела их к избушке Бабы-яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только если его воины решат уравнения, написанные на стенах избушки, и назовут фигуру, соответствующую корню решенного уравнения (слайд 10):
1 ряд
(y-171)-546=77 (Ответ: 794, круг)
2 ряд
(127+m)-98=32 (Ответ: 3, прямоугольник)
3 ряд
(x+79)-197=183 (Ответ: 301, треугольник)
Решившие уравнение за минуту получают по 3 жетона.
Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-яга рассказала ему о силе корней уравнения: чтобы замок открыть или закрыть его, нужно произнести вслух корни уравнения. Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье, закрыв на 3 замка. Узники подземелья решают уравнения (слайд 11):
1 ряд
(x+98)+14=169 (Ответ: 57)
2 ряд
(35-m)-15=11 (Ответ: 9)
3 ряд
(x+15)-8=17 (Ответ:10)
Если уравнение решено за минуту – ученик получает 5 жетонов.
Иван-царевич назвал волшебные корни, замки открылись.
Встали воины перед воротами Кощеева царства, а там задача (слайд 12) для Ивана-царевича:
Продолжительность дня с 6 октября до 18 ноября уменьшилась на 3ч и стала равной 8ч. Какой была продолжительность дня 6 октября? (Ответ: 11ч)
Решил задачу Иван-царевич, ворота открылись.
Первый решивший получает 2 жетона.
Освободили воины Елену Прекрасную. Иван-царевич и Елена Прекрасная сыграли свадьбу, проведали сестриц, вернулись домой. Стали жить-поживать и добра наживать (слайд 13).
5) Физкультминутка (слайд 14).
6) Самостоятельная работа (слайд 15).
Учитель: теперь, ребята, вы готовы к самостоятельному решению уравнений, откройте учебник и по вариантам выполните задания. Учащиеся выполняют работу в тетради.
7) Подведение итогов.
Учитель выставляет оценки учащимся, учитывая количество заработанных ими жетонов. Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.
Учащиеся объясняют смысл эпиграфа.
8) Домашнее задание (слайд 16).
Учитель: ребята, запишите в дневник домашнее задание, представленное на слайде.
9) Рефлексия. Включаем светофор (слайд 17).
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Учащиеся показывают светофор с выбранным ими цветом.
Учитель: ребята, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончим словами
С. Маршака (слайд 18):
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
И сердце добрым будет.
Список литературы:
- Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.
- Математика. Внеурочные занятия 5 – 6 классы. Анфимова Т.Б.
- Занимательные задания в обучении математике. Шуба М.Ю.
- http://www.google.ru/imgres?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%
- http://www.google.ru/imgres?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%:&imgre
- http://www.wallon.ru/photo/mult/komar_iz_multfilma/19-0-15650&docid=Ezig1RX7FHCzZM&imgurl
- http://www.wallon.ru/_ph/19/759750627.jpg&w=1600&h=1200&ei=
oI7_T6fsCMimhAeBkM2HCA&zoom=1&iact=hc&vpx=89&vpy=231&dur=242&hovh=194&hovw=25 - http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Matematicheskie-zagadki/004-Matematicheskie-zagadki.html