Посиделки. 2–4-е классы

Разделы: Музыка


Цель: Расширение сфер знакомства детей с традиционной культурой коми народа.

Задачи:

  • Сохранение и развитие старинных коми праздников-посиделок, где исполняются песни, пляски, игры, забавы.
  • Обогащение знаний о народном творчестве .
  • Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: Фортепиано, магнитофон, диск с записями коми песен, коми музыкальные инструменты, текст песни “Бадь пу полян” муз. М Оверина, портреты композиторов коми ,компьютер, экран, диск ‘мой, Сыктывкар ” .

Прием методики “Пластическое интонирование “методики В.Коэн при разучивании песни коми “Бадь пу полян”.

Герои: Ягань – дочь пармы. – Учитель в коми костюме.

Игры: “Редька”(“Кушман”), “Веселые качели “(с лентами).

Ход представления

Дети входят под музыку песни “Бадь пу полян” муз. М.Оверина. Здороваются.

Видеозапись можно получить у автора статьи.

Д.: Чолом!

У.: Чолом, ребята, садитесь.

Видза оланныд, дона гостьяс. (Здравствуйте, дорогие гости.)

Ребята, мы собрались сегодня с вами на “Посиделки”.Слышали такое слово? Давно это было, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, собирался народ после работы в большой избе на “Посиделки”.садились на лавках деревянных вдоль стен, друг на дружку смотрели да беседы вели. А еще красны-девицы да добры – молодцы всякие потехи да забавы придумывали. По нынешнему это называется конкурсы, соревнования. Вот и я пригласила забавушки на разный вкус :

Кому – дело, кому – песню, кому – сказку,
Кому – пляску, а кому и пирог.

– Кстати ,а что это за костюм на мне? (Коми.)
– А как вы догадались? (По орнаменту.)
– О чем рассказывает орнамент? На кого я похожа? (На героя коми сказок.)

Правильно, меня зовут Ягань: яг-лес, Ань-девушка. Я-дочь Пармы.

– А что такое Парма? (Тайга.)
– Я буду вести Посиделки. И начну с легенды: жили два брата-Остьяс и Ошьяс.

(Рассказ легенды.)

Сказывают старики, что мы – народ коми народились от этих братьев. И всю Родину коми народ стал называть Пармой. Есть еще сказка из сборника “Пера-богатырь”,она называется “Зарань,” в ней тоже рассказывается, как появился народ коми. У вас было домашнее задание прочитать сказку.

– Кто такая Зарань? (Шондiныв-дочь Солнца, Богиня любви и плодородия, хранительница семейного благополучия.)
– Как она появилась на Земле? (Спустилась по радуге).
– Кого встретила на Земле? (Перу – богатыря).
– И от их любви коми люди и народились.

У.: А какие еще вы сказки знаете? (Перечисляют.)

Засиделись мы. Давайте вспомним старую коми забаву и поиграем на славу. Игра “Редька” (“Кушман”– традиционная еда коми): Редька сидит в центре, дети под музыку водят хоровод. Музыка заканчивается, дети выбирают пару. Первая пара – гости, вторая – хозяева, остальные за ними.

Гости: Тук-тук-тук у ворот!

Хозяева: Кого бес приволок?

Гости: Барыня угорела, на печку забралась, редьки запросила.

Хозяева: Тяни, да не с корнем. (Перетягивание каната.)

(Игру повторить.)

– Ловко получилось, гости сыты, хозяева довольны, барыня наелась, всем весело. Молодцы!.

У.: А какие вы еще игры знаете? (“Построй чум”, “Охотники и утки”, “Невод”.)

У.: А знаете, ребята, древние люди, опасаясь навлечь на себя гнев различных хозяев стихий, лесных животных, старались не называть их по именам, а прибегали к иносказательной тайной речи, которая дошла до наших дней. Сейчас ее используют для смекалки и сообразительности. Это древнейший вид фольклора и называется “Недкыв” – загадки.

– Какие загадки вы знаете? (Работа с ребятами.)

Мича ныв пукало керкаын,
А косаыс ывлаын. (Морковь.)

Китом-коктом, а рисуйтчо. (Мороз.)

Ошинь ни одзос, а горнича тырыс – йоз. (Огурец.) Ит.д.

– А сейчас мы посмотрим на доску, послушаем, как коми народ говорит о загадках. (Проецирование с компьютера.)

А теперь устроим Веселые качели, озорные карусели!.

(Учитель в центре держит ленты, игроки берутся за концы лент. Под музыку ребята двигаются по кругу. Музыка останавливается, учитель опускает ленты. Концы лент закручены, все ленты разного цвета. Чья пара быстрей раскрутит, продолжает игру. Остальные выходят из игры.)

У.: Ребята, у меня в руках волшебный Шур-шар. Что это такое? (Коми погремушка из бересты – муз. инструмент.). Мы сейчас под музыку будем передавать погремушку по рукам. Музыка остановится и тот у кого он оказался в руках читает четверостишье коми поэта или пословицу. (Это было домашним заданием. Рассказывают.)

– А каких поэтов вы еще знаете? (Перечисляют : В.Кушманов, В.Лодыгин, В.Попов, В.Лыткин и т.д. )

У.: А кто же изготовил муз. Инструмент Шур-шар? (В Павлов. 20 видов: Полян – дудочка, Чипсан – свисток, Буксан – рожок, Гиль-голь – колокол, Дзользян – погремушка и др.)

– Какие материалы использовал Павлов для инструментов? (Ель и сосну, бересту.)

– Ну, а какое же веселье без песни? Вспомните, под какую музыку заходили в класс? (“Бадь пу полян”) Музыка М.Оверина. (Портрет на экране.) Он живет в с. Выльгорт близ г.Сыктывкара-столицы Коми Республики .Им написано более 100 песен. Сейчас мы прочитаем текст(на коми языке), объясним слова, переведем о чем эта песня. (Текст проецируется на экране.)

– Закреплять разучивание будем по методике В.Коэн:

  1. Поем 1-й куплет. Учитель показывает движения руками – ребята выполняют их. Принцип “зеркала’.
  2. На начало каждой музыкальной фразы, первым учитель , а затем ребята друг другу передают муз инструмент и поют 2-й куплет.
  3. Играем на муз.инструментах и поем (бубен, пу барабан, деревянные ложки, гармошка, полян).

– А каких композиторов коми вы еще знаете?

Проекция портрета Я Перепелицы – он написал музыку к балету “Яг-Морт” – “Лесной человек”, А.Осипова – мы учили его песню “Шор” – Ручеек, П.И.Чисталева – он записывал фольклор, ездил по деревням коми и собирал музыкальные инструменты.

– Вспомним еще раз, как коми народ называет свою Родину? (Парма.) Вы обратили внимание, что коми фольклор-это творчество обитателей леса. В лесу разворачиваются все события коми преданий и легенд. Они помогают постигать свою историю, секреты человеческого мышления.

– А каких эпических персонажей вы знаете? (Кортайка, Шыпича, Кирьян-варьян.)

Эти герои славились добрым сердцем, обладали силой. Когда они возвращались с победой – их славили песнями.

Вы сегодня тоже хорошо потрудились. У нас в гостях фольклорная группа школы. Давайте послушаем и посмотрим в их исполнении песню-танец “Ижемские шали” муз П.Чисталева.

(Затем идет презентация выступлений коллектива “Дзоридз” – цветок.)

Заключение: Мы сегодня были с вами участниками “Посиделок “ – Рытпукавны – Сейчас проходят такие праздники?

Мы постарались сохранить такой праздник!. Что мы делали? (Играли в игры, в забавы, вспомнили устное народное творчество коми; стихи, загадки, пословицы.) Познакомились с композиторами и поэтами, поговорили о коми орнаменте, вспомнили героев легенд и сказок, посмотрели танец, выучили песню на коми языке по методике “Пластическое интонирование”.

Какая была цель нашего мероприятия? Мы расширили сферу знакомства с коми культурой.

– Мы достигли цели? (Да.)
– А кто помнит, что я говорила в самом начале:

Кому – песню, кому – сказку, кому – игру, а кому и пирог. Идем в столовую угощаться пирогом.

Спасибо всем участникам!