Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений, навыков
Цели:
повторить основные понятия
и определения по теме; обобщить и
систематизировать знания учащихся по теме
“Координатная плоскость”; вырабатывать умения
и навыки в построении и нахождении точек на
координатной плоскости по заданным координатам;
проверить ЗУН учащихся в ходе выполнения
самостоятельной работы.
Задачи: обобщить и систематизировать сведения и прямоугольной системе координат; отрабатывать умение определять координаты точки, строить точки по заданным координатам; воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность выполнения заданий; чувство коллективизма; развивать логическое мышление, память, внимание, культуру речи
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока: закрепят и актуализируют знания, умения и навыки в построении координатных осей, в нахождении точки по заданным координатам, в построении точки по заданным координатам.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска (если есть) презентация PowerPoint, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки с изображением смайликов для рефлексии.
Мотивация: презентация, в урок включены игровые моменты.
Важно: в данной презентации используется макроса DragAndDrop. Чтобы он работал, нужно его включить. Для этого делаем следующее: режим показа слайдов/выскакивает окно: Оповещение системы безопасности – макрос/щелкаем мышкой на Включить содержимое и щелкаем ОК. Макрос включен.
План:
- Организационный момент.
- Устная работа
- Решение задач
- Физкультминутка
- Решение задач (продолжение)
- Самостоятельная работа
- Итог урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас завершающий урок по теме “Координатная плоскость” и на этом уроке с помощью различных игр мы еще раз вспомним все основные понятия по данной теме, а так же повторим и закрепим построение и нахождение точек на координатной плоскости. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
(Слайд 1)
Для начала поработаем устно.
2. Устная работа
Разгадайте кроссворд (слайд 4)
Чтобы вспомнить все основные понятия разгадаем кроссворд.
- Как располагаются координатные прямые Х и У на плоскости? (перпендикулярно)
- Координатную прямую Х называют ось….(абсцисс)
- Координатную прямую У называют ось….(ординат)
- На сколько четвертей делят координатные прямые Х и У плоскость? (четыре)
- Под каким углом пересекаются координатные прямые? (прямым)
- Как называется точка пересечения координатных прямых? (началом)
- Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости? (координаты)
- Сколько чисел нужно указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости? (две)
(Кроссворд анимированный, сделан с помощью автофигур, поэтому чтобы он работал нужно нажать на любую из цифр, в произвольном порядке – появиться вопрос, после прочтения вопроса еще раз нажать на эту же цифру – в сетке кроссворда появиться ответ).
Игра “Кукарямба” (слайд 6)
Давайте поиграем в игру “Кукарямба”. Правила игры: на координатной плоскости отмечены точки, я показываю на точку, вы называете ее координату. Если координаты точки названы правильно – точка исчезает, если координаты точки названы неверно – появляются две новые точки. Задача – убрать все точки.
(Слайд работает так: если щелкнуть по точке на плоскости, то она исчезнет; если щелкнуть по точке на верху, то она переместится, еще один щелчок по этой же точке – исчезнет. Даже если ребята часто ошибаются совсем не обязательно, чтобы все точки слайда были убраны, достаточно поиграть 3-5 минут. Это слайд можно скопировать в отдельную презентацию и использовать и на других уроках в качестве повторения темы “Координатная плоскость”, для этого можно просто переставить точки и стрелки перемещения в другие места плоскости – и новая игра готова).
Расположите точки по координатным четвертям” (слайд 8)
Ребята, вам нужно расставить точки в свои координатные четверти. Вы делитесь на четыре варианта (по рядам). Первый вариант ищет точки первой четверти, второй вариант точки второй четверти, третий вариант – третья четверть и четвертый вариант – четвертая четверть. Выходите к доске по одному и перемещаете свои точки по местам.
(На этом слайде работает макроса DragAndDrop. Если в классе есть интерактивная доска, то точки можно перетаскивать с помощью маркера, если доски нет, то точки перетаскиваются с помощью мышки. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мышки по точке и переместить её в нужное место и еще раз щелкнуть левой кнопкой мышки – точка остается на том месте, в какое вы её переместили. Внимание: 1) презентацию после работы не сохранять иначе точки останутся там, куда вы их переместите. 2) три точки не двигаются (6;0),(0;-5),(0;3)).
Вопросы классу:
- Почему три точки остались на месте? (они лежать не в четвертях, а на осях)
- На каких осях лежат эти точки?
Решение задач
Расшифруйте фразу (слайд 10,11)
Ребята, координатной плоскости отмечены все буквы русского алфавита. Вам нужно для координат , записанных в таблице, найти соответствующие буквы и составить фразу.
(Задание выполняется комментирование с места по цепочке)
Что получилось? (“Мыслю, значит существую”)
Давайте проверим (продемонстрировать с помощью анимации). Все верно. Эти слова принадлежат Рене Декарту французскому математику, философу, физику. Годы жизни (1596-1650).
Историческая справка. Именно он в 1637 году придумал систему координат, которой пользуются во все мире, и теперь умеем пользоваться и мы. В честь Рене Декарта прямоугольную систему координат называют еще – Декартовой системой координат. Но это не единственное открытие Рене Декарта. В математике он ввел прямоугольную систему координат, переменную величину, способ записи математических формул, который используется до сих пор. В оптике открыл закон преломления света, объяснил явление радуги. В физиологии обратил внимание на важнейшее значение кровообращения. Огромное влияние оказала философия Декарта: он разработал метод решения научных задач, основанный на интуиции и дедукции.
(Этот слайд, убрав анимацию. можно использовать и на других урока как повторение данной темы. Так как на плоскости отмечены все буквы алфавита, то можно зашифровывать любые слова, пословицы, поговорки, фразы и наоборот зашифровывать.)
Рисуем по координатам (слайд 13,14,15,16)
Следующее задание, ребята, вы будете делать самостоятельно. На слайде записаны координаты точек, вам нужно построить эти точки и последовательно соединить их отрезками. Первые четыре человека с каждого варианта получат оценки.
(На слайде три варианта. Первый вариант для слабых учащихся на оценку “3”, второй и третий варианты на оценки “4” и “5”. После выполнения проверяем с помощью слайдов 14, 15, 16)
1 вариант
(4;-1),(6;-2),(2;-3),(-10;4), (-3;2),(1;5),(7;3),(6;-2),(-10;4),(-6;6),(-10;6),(-12;8),(-10;4), глаз (4;2)
2 вариант
(3;3),(0;3),(-2;2),(-5;2),(-7;4),(-8;3),(-7;1),(-8;-1),(-7;-2),(-5;0),(-1;-2),(0;-4),(2;-4),(3;-2),(5;-2), (7;0),(5;2),(3;3),(2;4),(-3;4), (-4;2), глаз (5;0)
3 вариант
(–2;7),(–3;7),(–3;6),(–6;5),(–6;3),(–4;4),(–4;0),(–2;0),(–2;–5),(–1;–5),(–1;–1),(3;–1), (4;–2),(4;–5),
(5;–5),(5;-1),(6;1),(6;–1),(7;–1), (7;2),(3;4),(2;2),(0;4),(–2;2),(–2;7),глаз: (–4;5)
4. Физкультминутка (слайд 18)
Ребята, давайте с вами отдохнем и выполним следующие упражнения. Учитель озвучивает стихотворение и показывает, какие движения нужно выполнять.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
5. Решение задач (продолжение)
Дорисуй картинку (слайд 20,21)
Даны координаты точек. Нужно построить их и соединить последовательно отрезками, затем дорисовать рисунок симметрично относительно оси ординат и записать координаты полученных точек.
(Задание выполняется всем классом, один ученик у доски. После выполнения еще раз проверить правильность выполнения задания с помощью слайда №21.)
Задание: (0;4),(4;6),(7;3),(6;-1), (0;-5)
6. Самостоятельная работа (10 мин) (см. приложение 1)
Самостоятельная работа выполняется на в тетрадях по карточкам. Всего 4 варианта.
1, 2 вариант – оценка “3”
3, 4 вариант – оценки “4” и “5”
1 вариант
- Постройте треугольник АВС, где А(1;1), В(4;-3), С(-5;-2).
- Зашифруйте слово: дробь
- Расшифруйте слово: (0;0),(4;-3),(9;-3),(2;-5),(-8;3),(0;0),(7;-4)
2 вариант
- Постройте треугольник ЕДК, где Е(-4;3), Д(2;1), К(-1;-5).
- Зашифруйте слово: точка
- Расшифруйте слово: (7;-4),(0;5),(-4;1),(8;2),(9;-3),(-4;1),(4;-3)
3 вариант
- Отметьте точки М(6;6), Д(-2;2), К(4;1),Р(-2;4). Проведите прямую МД и отрезок КР. Найдите координаты точки пересечения прямой и отрезка.
- Зашифруйте слово: уравнение
- Расшифруйте слово: (4;-3),(9;-3),(2;-5),(2;0),(4;5),(0;0),(-9;0),(3;2),(-10;4),(5;1),(7;-4)
4 вариант
- Отметьте точки А(-4;6), В(6;1), С(3;5),Д(-2;-4). Проведите прямую АВ и отрезок СД. Найдите координаты точки пересечения прямой и отрезка.
- Зашифруйте слово: пропорция
- Расшифруйте слово: (0;0),(7;-4),(9;-3),(2;0),(-5;-2),(-10;4),(0;0),(-9;-3),(4;-3),(3;2)
7. Итог урока
Ребята, давайте еще раз повторим построение точек на координатной плоскости. Теперь вы умеете строить точки и находить их координаты. Эта тема нам понадобиться в следующих класса на уроках алгебры, где мы будем строить различные функции прямые, параболы, гиперболы и т.д.
Выставление оценок.
8. Домашнее задание (слайд23)
Придумать и нарисовать на координатной плоскости картинку, записать координаты точек в порядке их соединения.
9. Рефлексия (слайд 24) (см. приложение 2)
(На слайде четыре смайлика , каждый из них символизирует различное настроение. На партах у каждого учащегося лежат четыре таких же смайлика.)
Ребята, у каждого из вас на парте лежит по четыре смайлика как на слайде. Выберите тот смайлик, который выражает ваше настроение и в конце урока, когда прозвенит звонок, прикрепите его на доску. Спасибо за урок!
Список литературы:
- Газета математика 32/2000 – рисуем по координатам
- Газета математика 31/2000 – рисуем по координатам
- Газета математика 22/2009 – игра “Алфавит”
Интернет ресурсы:
- http://b-track.ru/song/5401/Из-Мультфильмов/Песенка-О-Лете/ - песенка
- http://900igr.net/datai/matematika/Konspekt-uroka-po-matematike/0012-013-Fizkultminutka.gif - лягушка
- http://www.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/matematika_carica_nauk.jpg - фон для презентации
- http://fizkult-ura.ru/node/115 - текст для физкульминутки
- http://www.proshkolu.ru/user/ximichca69/file/1542253/ - гриб
- http://shalomfilm.com/1357-rene-dekart-sobranie-trudov.html - рене декарт портрет, историческая справка
- http://www.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/matematika_carica_nauk_1.jpg - фон для презентации
- http://cs9634.vkontakte.ru/u117484928/-14/x_dd02af4d.jpg - смайлик 1
- http://cs11089.vkontakte.ru/u17024771/a_082316d7.jpg - смайлик 2
- http://static.kanobu.ru/upload/images/2011/01/28/fd43559f-50b3-4ebb-89fc-7962cc0c2406.gif.thumbnail.jpg -
- смайлик 3
- http://files.web2edu.ru/a6543e07-0645-4c0b-8c40-4bb577bd0cf6/36722b31-b8bb-4222-8ac2-57d99e821ee6.jpg - смайлик 4
- http://900igr.net/datas/chelovek/Pravila-v-lesu.files/0001-001-Pravila-povedenija-v-lesu.jpg - картинка дети в лесу