Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений, навыков
Цели:
- систематизация умений и навыков учащихся в умножении десятичных дробей;
- повышение вычислительных навыков;
- развитие познавательного интереса к предмету за счет вовлечения в игру;
- развитие логического мышления, внимания, культуры математической речи
- воспитание самостоятельности
- воспитание ответственного отношения к учебному труду; развитие самооценки; чувства само- и взаимоуважения
Задачи:
- формировать навыки умножения десятичных дробей;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, точность выполнения заданий; чувство коллективизма
- развивать логическое мышление, память, внимание, культуру речи
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока: закрепят и актуализируют знания, умения и навыки в сложении, вычитании, умножении десятичных дробей, закрепят действия с натуральными числами, вычисление площади прямоугольника и объема куба.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Мотивация: урок проходит в форме сказки
План:
- Организационный момент.
- Устная работа
- Решение задач
- Физкультминутка
- Решение задач (продолжение)
- Самостоятельная работа
- Итог урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем урок – сказку по мотивам вашего любимого мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”. Сказки бывают с хорошими концами, а бывает так что у сказки может быть грустный финал. От нас с вами зависит, чем закончится наша сказка. Сможете ли вы помочь Алеше Поповичу еще раз победить Тугарина Змея. (Слайд 1)
Вы помните, чем закончилась история про Алешу Поповича? Он победил Змея, освободил Любаву и вернул в Ростов золото. Но недолго длилось счастье Алеши и Любавы. Вырвался на свободу Тугарин Змей и похитил Любаву, чтобы отомстить Алеше, унес её в страну “Десятичных дробей”. И чтобы помочь Алеше мы отправимся в эту страну вместе с ним. (Слайд№2, 3, 4)
Тема урока: Умножение десятичных дробей. (Слайд №5)
Цель урока: мы продолжаем учиться умножать десятичные дроби и решаем задачи.
Стал Алеша собираться в дальнюю дорогу, но для этого пути кроме меча ему еще понадобятся знания – знания правил действий с десятичными дробями. Давайте поможем Алеше найти их и вспомним все, что мы уже умеем делать с десятичными дробями.
2. Устная работа
Первое задание (Слайд №6)
Вопросы :
- Как сложить десятичные дроби?
- Как вычесть десятичные дроби?
- Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
- Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
Итак, все правила вспомнили, и отправился Алеша в путь дорогу. И Бабуля с Тихоном тут как тут – как же они Алешу одного отпустят? (Слайд №7)
Второе задание
Шли они, шли и увидели, что дорога расходится на три дороги, а на развилке лежит огромный камень. Задумались наши друзья о том, какую дорогу выбрать, о чем говорят цифры перед каждой дорогой? (Слайд №8)
Тут Тихон увидел, что на камне записаны примеры. “Найти правильный путь поможет математическая эстафета. Какой ответ получите, ту цифру и выбирайте”.
Получили в ответе число 2. Значит надо ехать прямо.
Через некоторое время вышли они в чисто поле. Полетели вдруг стрелы на Алешу и его спутников, это Тугарин Змей послал свое войско, чтобы они остановили смельчаков.(Слайд №9)
Третье задание
Чтобы отбиться от стрел, нужно выполнить следующее задание. Задание: Поставьте правильно в примерах запятую.
32,76·0,3=9828
0,54·21,6=11664
2,69·1,34=36046
17,01·0,2=3402
22,1·3,7=8177
125·0,03=375
Отбились от войска Тугарина Алеша, Бабуля и Тихон. Привела их дорога к густому лесу.
И вдруг слышат: “Помогите, помогите”. “Кто-то зовет на помощь. Да и голос уж больно знаком”, - сказал Алеша и поспешил на крик. Выбегает на полянку, а там возле огромного дерева связанный Юлий. (Слайд №10)
“Юлий, а ты как здесь оказался?” - удивленно спросил Алеша. “Да вот решил денег заработать”, - ответил конь – “да только слова не разгадал, все подковы проиграл и еще должен дереву остался, и оно теперь меня не отпускает”. “А что отгадать-то нужно?” – спросил Алеша.
Четвертое задание (Слайд №11)
Задание: Нужно разгадать слово из четырех букв – имя известного математика древности. А для этого нужно найти в примерах ошибки. Из тех примеров где нет ошибок и составить слово.
0,01*3=0,3 м На слайде высвечивается слово
к а ш и
0,08*4=0,32 к
0,007*3=0,021 а
0,05*0,2=0,001 е
0,006*3=0,018 ш
0,01*48=0,48 и
Итак, буква открыты. Слово КАШИ.
Историческая справка. Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид ибн Масуд (это его полное имя), работавший в городе Самарканде в начале 15 века. Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Слово разгадали и дереву ничего не оставалось, как отпустить Юлия.
3. Решение задач
И отправились они дальше в путь вчетвером.
Шли, шли. Вышли к болоту. А в болоте Горыныч тонет. (Слайд №12)
“Горыныч, ты как в болоте оказался?”
“Посадил меня в болото Тугарин и сказал: пока не решишь правильно примеры сидеть тебе в болоте. А я правила не помню и ничего у меня не получается, непосильная это для меня задание”.
Давайте, ребята, решим примеры на умножение десятичных дробей и поможем Алеше спасти Горыныча.
Пятое задание (Слайд №13)
Выполните умножение: (к доске выходят по два ученика)
а) 85,3*4,1=349,73 а,б,в – у доски
б) 6,36*0,15=0,954 в,г – самостоятельно проверкой
в) 27,2*4,8=130,56
г) 1,56*0,007=0,01092
д) 0,08*0,21=0,0168
Молодцы, ребята, спасли Горыныча!
“Спасибо вам, друзья!” - прокричал Горыныч, улетая. (Слайд №14)
А Алеша, Бабуля и Тихон двинулись дальше в путь через лес, пока не наткнулись на избушку Бабы-яги. (Слайд №15)
“Баба-яга, укажи нам дорогу к Тугарину Змею”, - попросил Алеша. “А вот решите мою задачку, и укажу путь”, - ответила Баба Яга. (Слайд №16)
Шестое задание
Задача. Хорошо известно, что летаю я на свой метле. Скорость у нее 10,4 км\ч. Иногда лечу по ветру и кажется, что быстрее лечу. А как против ветра, то медленнее. Вот и думаю, сколько же я пролетаю за 1,5 часа по ветру и против него, если скорость ветра 1,2 км\ч.
Обсуждение задачи:
- Что известно, что найти?
- Как найти путь, зная скорость и время?
- Как вы считаете, показалось Бабе Яге, что по ветру она летит быстрее, чем против ветра?
- Как узнать скорость по ветру, зная собственную скорость метлы и скорость ветра? Против ветра?
Решение:
10,4+1,2=11,6 км\ч – скорость по ветру
10,4-1,2=9,2 км\ч – скорость против ветра
11,6*1,5=17,4 км - по ветру
9,2*1,5=13,8 км против ветра
Ответ: 17,4 км по ветру и 13,8 против ветра
Решили путники задачу, и Баба-Яга указала им дорогу к Тугарину.
4. Физкультминутка (Слайд №17)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, а только устали друзья-товарищи и решили отдохнуть, Юлий запел походную песню, а остальные подхватили. И мы немного отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения маятника)
Вот и стали мы сильней, (показать “силу”)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
5. Решение задач (продолжение)
Под песни и пляски дошли наши герои до высокой горы, а вход в гору закрыт огромным камнем. Как же открыть его? (Слайд №18)
Тут появился Тугарин Змей.
“Ну что, Алеша Попович, вот мы и встретились” - молвил Змей - Сейчас ты мне за все ответишь и вернешь мое золото”. (Слайд №19)
“Не бывать этому. Это было не твое золото, а людей. Верни мне Любаву по-хорошему иначе, худо будет”. ( Слайд №20)
Засмеялся Тугарин, и началась великая битва между Алешей и Змеем. Нелегко пришлось Алешеньке. А мы, ребята, чтобы помочь Алеше, решим с вами задачу.( Слайд №21)
Седьмое задание (Слайд №22)
Задача. Масса 1 см3 золота равна 19,3 г. Может ли человек взять и перенести куб из золота, ребро которого равно 20 см?
Решение: Как найти объем куба?
1) V=20*20*20=8000 см3
2) 8000*19,3=154400 г Переведите г в кг
3) 154400 г=154,4 кг
Ответ: человек такой куб поднять не может
Победил Алеша. Разгромлен Тугарин Змей. Но как же отодвинуть камень и выпустить Любаву? А чтобы сдвинулся камень, вам нужно решить самостоятельную работу, а правильные ответы послужат шифром для открытия камня. (Слайд №24)
6. Самостоятельная работа (10 мин)
Восьмое задание (см приложение 1)
Раздаются листочки с заданиями. Решают на этих же листочках, а ответы выписывают в тетрадь. После решения самостоятельной работы листочки сдать.
(Самостоятельная работа состоит из трех вариантов, 3 вариант для слабых учащихся)
1 вариант Выполните умножение а) 0,03*1,7 ( 0,051) б) 0,2*0,26 ( 0,052) в) 3,4*1,52 ( 5,168) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см. (8,64 см2) |
2 вариант Выполните умножение а) 1,4*0,04 (0,056) б) 0,6*0,42 (0,252) в) 4,8*1,32 (6,336) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3,4 см и 2,25 см (7,65 см2) |
Ура! Камень открыт. Любава спасена. Все счастливы. (Слайд №25)
Пора оправляться домой. ( Слайд №26)
Наша сказка закончилась. Благодаря вашим стараниям у нас получилась сказка с добрым и веселым концом. Мы повторили и закрепили навыки сложения, вычитания и умножения десятичных дробей. И еще раз убедились, что математика – интересная наука. Давайте подведем итог урока.
7. Итог урока
- Ребята, так знание каких правил помогли Алеше победить Тугарина и спасти Любаву? (еще раз формулируют правила).
Выставление оценок.
8. Домашнее задание (Слайд №27)
п.33 №1432(е, ж, з, и), № 1435
9. Рефлексия.
- Понравился вам урок?
- Что понравилось (не понравилось?)?
- Что было интересного?
Резерв:
Во время пира Горыныч рассказал, как он однажды поспорил с Бабой-Ягой на бочку кваса. Баба-Яга утверждала, что Горыныч не пролетит 1000 км без дозаправки, а Горыныч утверждал что пролетит. Пролетев 4 часа со скоростью 244,5 км\ч, Горыныч совершил вынужденную посадку. Интересно кто же из них выиграл бочку кваса? Соврал или не Горыныч?(978 км Горыныч соврал)
Во время пира Кощей бессмертный хвастался:
- Для дорогих гостей я заготовил 5 тонн мяса. Для каждой головы Горыныча приготовил по 0,8 тонн. А остальное мясо – нам с Бабой Ягой поровну. Сколько же тонн мяса было приготовлено для Горыныча, Кощея и Бабы-Яги? (2,4 т для Горыныча, по 1,3 т для Бабы-Яги и Кащея)
Литература.
Математика:
- Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений\ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2005год
- Газета Математика №39\2002 год
- Газета Математика №12=2000 год
Интернет ресурсы.
Картинки к слайдам
- http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/17.shtml
- http://artwork.in.ua/new/2572-ramka-dlya-foto-s-personazhami-multfilma-alesha.html
- http://www.kinopoisk.ru/picture/858265
- http://www.kinopoisk.ru/picture/858262/
- http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/05.shtml
- http://img690.imageshack.us/img690/6071/popovich3.jpg
- http://i030.radikal.ru/0711/55/01695db80a6d.jpg
- http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/aleshapo/alyosh-17.jpg
- http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/aleshapo/alyosh-08.jpg
- http://www.igray.ru/images/reviews/popovich/8.jpg
- http://grin.fatal.ru/foto.jpg
- http://stickr.com/images.php/?file=simages/9470953.jpg&type=fullViewAttach
- http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/08.shtml
- http://www.rusactors.ru/wallpapers/alesha_popovich/25.shtml
- http://qiq.ws/04/06/2011/films/402065/alesha_popovich_i_tugarin_zmey_2004_bdrip_mkv.html
- http://kinobank.org/movies_images/22108_704x368.jpg
- Кадры из мультфильма “Алеша Попович и Тугарин Змей”, Россия, 2004
- год, режиссер Константин Бронзит, вырезанные с помощью программы Nero StartSmart
- Кадры из мультфильма “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”, Россия, 2006 год, режиссер Илья Максимов, вырезанные с помощью программы Nero StartSmart
- http://musichere.org/waiting/2398947/tgqLK4pX4woUBQPo4PkKe8bEXpqL2KhkyYg6JhSa9PnrcsQNgfxzEpvBNnCJgYrt/ - песня Алеши Поповича и Коня