Цели и задачи урока:
- учащиеся должны познакомиться с нарушениями деятельности организма и выявить причины, и механизм воздействия неблагоприятных факторов на системы органов человека;
- научить “предвидеть” возможные последствия неблагоприятных факторов, смоделировать самостоятельно возможные меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых;
- учиться оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе;
- познакомить учащихся с факторами, вредящими нашему здоровью;
- выявить причины появления вредных привычек;
- доказать экспериментальным путем губительное действие табака и алкоголя на организм;
- научиться предвидеть последствия вредных привычек для человека и общества;
- дать оценку наличия вредных привычек у подростков и предложить меры предупреждения и распространения.
Оборудование:
- Плакаты: “Вред алкоголя”, “Вред курения”, “Мотивы, побуждающие молодежь употреблять алкоголь”, “Механизм воздействия наркотика”.
- Для демонстрации опытов: пробирки, штатив, белок яйца, спирт,сигареты,20 мл раствора соды с индикатором.
План урока.
1. Постановка целей урока перед учащимися. Презентация. Слайд 1. 2 (Цели урока.)
2. Слово учителя. Слайд 3. (Факторы, влияющие на уровень здоровья.)
Валеологи утверждают, что факторы, влияющие на уровень здоровья, делятся на следующие группы:
а) Образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 50%.
Б) Генетика – 20%.
В) Внешняя среда, экология – 20%.
Г) Здравоохранение – 10%.
Слово учителя: давайте рассмотрим из каких же групп, состоят факторы, влияющие на здоровье человека.
Слайд 4, 5, 6, 7. (Таблица.)
Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье. | Значение для здоровья (удельный вес в %) | Группы факторов здоровья |
Здравоохранение | 10% | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Внешняя среда, экология. | 20% | Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений. |
Генетика, биология человека. | 20% | Предрасположенность к наследственным болезням. |
Образ жизни, привычки и поведение. | 50% | Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, стрессовые ситуации, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, низкий образовательный и культурный уровень. |
Слово учителя: Некоторые из этих факторов мы не можем изменить, но все-таки на 50% здоровье зависит от нас, поэтому рассмотрим, какие факторы вредят нашему здоровью и как этому противостоять.
Слайд 8. (Написано слово – НАРКОМАНИЯ.)
3. Игра “Ассоциации”.
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Дается задание: “Назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – “наркотики”, “наркомания”, “зависимость”.
После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
На слайде появляется слово – БЕЛАЯ СМЕРТЬ.
Слайд 8. (НАРКОМАНИЯ – БЕЛАЯ СМЕРТЬ.)
Слово учителя: Наркомания – это слово, которое ассоциируется у нас с самыми низменными чертами рода человеческого, с преступлениями, извращением, моральным падением, это определение ужасно в своем проявлении состояния души и тела человека, который не сумел жить в современном мире.
Слайд 9,10,11,12,13. (НАРКОМАНИЯ –БОЛЬ НАШЕЙ ДУШИ.)
Слово учителя: Общественный прогресс создал бедствие, неосмотрительно игнорируя самое главное в жизни – любовь к другому, разрушая чувство безопасности во имя своих низменных целей.
Многие становятся наркоманами, бессознательно вступая в страну псевдосчастья, которая со страшной силой затягивает в глубь пучины, на самое дно отчаянья и мучительной смерти.
Наркомания среди детей – это еще одно кошмарное явление современного мира.
4. Выступления учащихся.
Судьба каждого наркомана укладывается в сюжет рассказа А.Серафимовича “Гуси”.
1-й ученик. Рассказ А.Серафимовича “Гуси”: на красивом берегу озера, куда слетают гуси, охотник с вечера высыпает горох, вымоченный в водке. Утром гуси его клюют, становятся веселыми, теряют равновесие и тыкаются головой в песок. Уходит страх, трава становится ярче, вода теплее… Все это нужно для того, чтобы охотнику, не тратясь на патроны, собирать мешками дешевую гусятину.
2-й ученик. По разным подсчетам сегодня в России от 2,5 до 10 млн. наркоманов. Расходясь в цифрах, различные исследователи сходятся в одном – пик ждет нас впереди, причем наркоманы молодеют год от года. В 1999г. возраст снизился до 12–13 лет. За последние пять лет число юных наркоманов увеличились в 3,5 раза. А один случай заставил содрогнуться даже видавших виды врачей. В московскую больницу доставили законченного наркомана в возрасте… шести лет. Произведя нехитрые арифметические действия, приходим к зловещему выводу: в третье тысячелетие Россия войдет с десятью миллионами наркоманов! У такой страны нет будущего. По прогнозам Минздрава нация, 7% которой поражено наркотической зависимостью, обречена на вырождение.
3-й ученик. По большому счету сейчас против народов, населяющих одну шестую часть суши, осуществляется даже не агрессия, а диверсия. То, чего не было достигнуто при неоднократных попытках с помощью оружия, сегодня делается, как оказалось, тихой сапою, наркотиками. Без артиллерии и бомбежек, без применения грозного атомного оружия уничтожается народ, ведь наркоман рождает наркомана, а последний даже и того уже не сможет родить.
Слово учителя: Давайте рассмотрим несколько заблуждений наркомана.
Слайд 14. (По очереди появляются утверждения наркомана, ученик комментирует эти заблуждения.)
- Это не болезнь, лечиться не от чего
5. Слово учителя: В жизни может случиться так, что вам предложили наркотики. Ты знаешь как отказаться? Вам предлагают пять вариантов достойного отказа. Познакомимся с ними. (Дети по одному зачитывают примеры.) Теперь ты знаешь, как отказаться.
Слайд 15. (Я не употребляю наркотики, потому что….) Я попрошу вас взять ручки и дописать данное предложения.
Примеры:
- …считаю наркоманов зависимыми людьми, а я хочу быть свободным. Хочу контролировать свои поступки и сам отвечать за собственную жизнь.
- …. моя жизнь разнообразна и интересна, хватает острых ощущений и без всякой дряни.
- …это гадость убивает в людях все человеческое. Я хочу остаться сильным, с нормальными мозгами и хорошим здоровьем.
- …не хочу причинять боль близким, особенно бабушке. Знаю, им будет плохо, если со мной что-нибудь случится.
- …у меня большие планы на будущее. Уверен: ждет хорошая карьера. А наркотики ломают жизнь.
- …. Мама еще в детстве сказала, что это плохо, и я ей верю.
Слово учителя: Другой порок который стал, настоящим бедствие для нашей молодежи – это курение табака. Беда в том, что сигарета тихонько, исподволь подталкивает к краю бездны. Как утверждал немецкий мыслитель Г.Лессинг: “Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным”.
Слайд 16. (Табак, опасный путь.)
Послушайте шуточные рассказы органов человека о себе, свое самочувствии. Что сказали бы наши органы, если бы умели говорить. И постарайтесь узнать о каких органах идет речь.
6. Выступления учащихся.
РАССКАЗ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ.
СЕРДЦЕ
Мне так плохо, так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять –
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы только от куренья пропадем!
ЛЕГКИЕ
Ой, мы бедные, сожженные совсем, –
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вход!
ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок,
И внимания, и памяти нет –
Все от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину –
Строг приговор:
За страсть к курению
Пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.
Слово учителя: Давайте познакомимся, какие вещества входят в состав табачного дыма.
Слайд 17. (Состав табачного дыма.)
7. Выступления учащихся.
1-й учащийся: В состав табачного дыма входят никотин, пиридин, этилен, изопрен, бензопирен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец210, муравьиная, синильная кислота, ядовитые газы и др. химические соединения.
2-й учащийся: (Выступление эксперта – табачный дым содержит более чем 4800 токсических веществ, но мы изучим только некоторые, с которыми вероятнее всего вы встретитесь в жизни.)
Демонстрация опыта “Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина”.
3-й учащийся: Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков, они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Особенно опасно это для подростков, так как клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов.
4-й учащийся: Пагубная привычка существенно изменяет внешность пристрастившихся к табаку в худшую сторону. Обследования более ста злостных курильщиков показали, что морщин в пять раз больше чем у некурящих сверстников ,поскольку вредные токсичные вещества , содержащиеся в табачном дыме , травмируют мелкие кровеносные сосуды на лице. А это вызывает преждевременное старение, увядание кожи.
5-й учащийся : У каждого седьмого курильщика развивается тяжелейшее заболевание – облитерирующий эндартериит. Болезнь нередко приводит к гангрене нижних конечностей , ампутации .Ежегодно рак легких уносит миллионы жизней .Эта тяжелейшая форма раковой болезни у курильщиков возникает в 15-20 раз чаще ,чем у тех кто не имеет пагубной привычки .Английский союз врачей скрупулезно подсчитал: каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек , выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет , умышленно отбирает у себя приблизительно 6 лет жизни! печально ,но факт :если в делах мы методично все продумываем, просчитываем на несколько шагов вперед, то в вопросах здоровья крепко надеемся на русское “авось”. А это не надежный партнер!
Слайд 18. (Алкоголизм – заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача – предупредить его появление.)
8. Слово учителя: Давайте познакомимся как же алкоголь действует на подростка.
Выступления учащихся.
1-й учащийся: Алкоголь, попадая в головной мозг, воздействует на центры положительных эмоций, расположенные в гипоталамусе. При этом на короткое время снимается напряжение, исчезает чувство тревоги и страха. У людей, злоупотребляющих спиртным напитками, определенная часть клеток гипоталамуса превращается в “приобретенный центр алкоголизма”. В случае снижения концентрации алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие введения в организм дозы алкоголя для выравнивания его концентрации. Так возникает стремление к спиртному. Постепенно разрушается воля, память, появляется озлобленность, агрессивность, что приводит к деградации личности.
2-й учащийся: Рассмотрим влияние алкоголя на отдельные отделы нервной системы. На стадии легкого опьянения происходит ослабление процессов торможения нервной системы, возникает возбуждение речевых зон коры, речь становится громкой, бессвязной, внимание легко отвлекается. При опьянении средней степени ослабляется торможение подкорковых зон. Возбужденное состояние этих зон И.П.Павлов назвал “бунтом подкорки”. Начинаются не только оскорбления окружающих, но и драки. Нарушается координация движений, т.е. деятельность мозжечка, при этом походка становится шатающейся, не соразмеряется сила движения, в глазах двоится – нарушение зрительной зоны коры.
3-й учащийся: При тяжелой степени опьянения наблюдается особая бессмысленность поведения: беспричинная агрессивность, невнятная речь, резкие нарушения координации движений. Затем наступает глубокий сон, при котором человек ни на какие раздражители не реагирует, а затем – полная амнезия – человек не помнит ничего из того, что с ним было в период опьянения. Именно в стадии тяжелой степени опьянения совершаются преступления, происходят пожары, аварии на транспорте, при этом нередко гибнут не только пьяные люди, но и оказавшиеся рядом с ними по воле случая, страдают дети, члены семей алкоголиков. Алкоголизм – заболевание, которое осознают не сразу, и наша задача – предупредить его появление.
Демонстрация опыта “Нарушение свойств белков при воздействии на них алкоголя”.
Слово учителя: При постоянном употреблении алкоголя нарушается работа всех органов.
Сейчас мы с вами выполним следующее задание. На слайдах будут появляться различные изречения, а вы должны определить миф это или факт.
Слайд 19. (Утверждения об алкоголе.)
Слайд 20. Слово учителя: Популяризация здорового образа жизни и отказ от вредных привычек приносит свои плоды. Сейчас “модно быть здоровыми, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, музыкальные школы, дома культуры и т. д.
Самый лучший день – сегодня!
Самое лучшее место – там, где ты живешь!
Самый лучший отдых – труд души!
Самая большая утрата – потеря надежды!
Самое большое богатство – здоровье!
Будьте здоровы!
Слайд 21, 22. ВЫВОДЫ:
- Необходима активная пропаганда против вредных привычек.
- Алкоголизм, курение, наркомания ухудшает здоровье человека, обрекает на гибель или болезнь будущее поколения россиян.
- Вредные привычки надо изгонять, а здоровый образ жизни всем необходим.
- Мы выбираем жизнь.