Цель:
- развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину;
- находить предметы с заданными свойствами.
Задачи:
- Продолжать развивать комбинаторные способности детей, внимание, образное мышление;
- упражнять в количественном счете;
- упражнять в выполнении речевых упражнений с имитацией движений;
- закреплять знания детей о временах года;
- воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы: модель снежинки, карточки с изображением геометрических фигур, геометрические фигурки из картона, счетные палочки.
Предварительная работа: упражнения на освоение умения распознавать и группировать геометрические фигуры; игры “Времена года”, “Веселый календарь”; разучивание физкультминутки “На дворе мороз и ветер”.
Аннотация: представленное занятие поможет педагогам и родителям в работе по формированию элементарных математических представлений. Игры и упражнения, используемые в занятии, способствуют развитию у детей комбинаторных способностей, внимания, образного мышления. Занятие проводится с детьми среднего дошкольного возраста.
План занятия.
Формы работы. | Деятельность воспитателя. | Деятельность детей. | Методы и приемы. |
1. Игра на внимание
“Осень – зима”. |
Заинтересовывает, объясняет правила игры, проводит игру. | Слушают, выполняют действия согласно правилам игры. | Словесно-игровой. |
2. Загадка. | Загадывает, предлагает отгадать. | Отгадывают. | Словесный. |
3. Игра
“Геометрическое лото”. |
Объясняет правила, следит за ходом игры. | На карточки раскладывают фишки – фигурки так, чтобы они совпадали с нарисованными. | Наглядно- практический. |
4. Игра “Встанем парами, тройками, четверками”. |
Объясняет правила, следит за ходом игры. | Под музыку свободно двигаются. По сигналу становятся парами, тройками, четверками. | Словесно-игровой. |
5. Игра – построение “Подружки для снежинки”. |
Объясняет задание, следит за выполнением. | Из счетных палочек выстраивают снежинку из восьми лучей. | Практический. |
Ход занятия
Ведущий. – Ребята, какое сейчас время года?
Дети. – Время года – зима.
В. – Какой месяц?
Д. – Месяц– январь.
В. – Верно. Какое время года было перед зимой?
Д. – Перед зимой была осень.
В. – Верно. Хотите поиграть? Если я скажу “Осень”, вы стоите на месте без движения.
Если скажу “Зима”, хлопайте в ладошки.
(Игра проводится 3–4 раза)
Д. – (выполняют игровые действия).
В. – Молодцы! Назовите зимние слова.
Д. – Снег, коньки, метель, и т.д.
В. – А чего во дворе много в январе?
Д. – В январе много снега.
В. – Сегодня в наше окно влетела снежинка. Но не простая, а волшебная. Куда она упала, я не заметила. Давайте ее вместе поищем!
Д. – (Под музыку ищут.)
В. – Вот снежинка– пушинка как спряталась! Ой, ребята, что-то написано.
“Я – веселая Снежинка!
Прилетела к вам, друзья.
Очень хочется узнать,
Вы любите играть?
Отгадайте-ка, ребятки, загадки!1. “Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?” (Круг)2. “Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам” (Треугольник)3. “Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем – прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (Квадрат)
Д. – (Отвечают.)
В. – Круг, квадрат, треугольник – что это?
Д. – Это геометрические фигуры.
В. – Давайте покажем снежинке, как вы умеете играть с геометрическими фигурами.
Но сначала отдохнем. Встаньте врассыпную лицом ко мне.
Физкультминутка “На дворе мороз и ветер”.
“На дворе мороз и ветер.
Во дворе гуляют дети. (Маршируют.)Мы погреемся немножко.
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем.
Вот как ручки мы погреем. (Ритмично хлопают в ладоши.)Мы погреем наши ножки.
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем.
Вот как ножки мы погреем. (Ритмично топают ногами.)Не страшны мороз и ветер!
Вот теперь танцуют дети.
Вот как греться мы умеем.
Танцевать вот так умеем! (Танцевальное движение “Пружинка”.)
В. – Отдохнули. Сядем за стол. Перед вами карточки. Что на них изображено?
Д. – На карточках изображены геометрические фигуры.
В. – Фигуры по цвету и форме одинаковые?
Д. – Фигуры разные.
В. – У вас есть фигурки из картона. Расположите на карточке фигурки так, чтобы они совпадали с нарисованными.
Д. – (Выполняют задание, воспитатель следит за выполнением задания.)
В. – Назови, в каком порядке расположены фигуры на твоей карточке?
Д. – (Называют.)
В. – “Полетаем” как снежинки? “Полетаем” под музыку, а когда музыка закончится, встать парами, тройками, четверками по моей команде.
Д. – (Выполняют игровые действия.)
В. – Молодцы, справились с заданием. Ребята, что-то наша снежинка заскучала. Давайте из цветных палочек построим для нее снежинок– подружек. Из чего состоит снежинка?
Д. – Снежинка состоит из лучей.
В. – Сколько у вас у каждого палочек?
Д. – У каждого по восемь палочек.
В. – Одна палочка это один луч. Сколько лучей будет у снежинки?
Д. – У снежинки будет восемь лучей.
В. – Приступайте к выполнению задания. Следите за расстоянием между лучами. Оно должно быть одинаковым.
Д. – (Выполняют задание.)
В. – Молодцы! Все справились с заданием. Сколько красивых снежинок получилось!
Наша снежинка улыбается. Думаю, она всем своим подружкам обязательно расскажет, какие в нашей группе замечательные ребята!