Литературная гостиная "Мы читаем произведения А.С. Пушкина"

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 7

Ключевые слова: формирование универсальных учебных действий


Цель:

  • поддержать интерес к литературе, расширить кругозор учащихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе;
  • предоставить возможность учащимся выступить в роли актеров, научиться некоторым навыкам ораторского искусства, а также приобщиться к искусству декламации.

Оборудование: стенгазеты, портрет писателя, музыкальное сопровождение, костюмы для инсценировок, иллюстрации произведений, выполненные учащимися.

Темы стенгазет:

1. “Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…”.

2. “…Нам целый мир – чужбина,
Отечество нам Царское Село…”.

3. “Волшебный мир сказок А.С. Пушкина”.

Задания для участников.

1. Команда каждого класса представляет стенгазет, дает устную презентацию газеты.

2. Команда каждого класса готовит инсценировку по одному произведению А.С.Пушкина, прочитанному в данном текущем учебном году.

3. На мероприятие приглашаются учащиеся, желающие выступить в роли чтецов стихотворений А.Пушкина или авторов своих творений.

Ход мероприятия

Ведущий 1.

 “…Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приуготовляют будущее, и по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему…”
В.Г.Белинский

Ведущий 2. Александр Трифонович Твардовский писал о Пушкине: “Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца”.

Ведущий 1. И это действительно так. На каждом этапе нашего взросления мы обращаемся к произведениям Александра Сергеевича. Уже с первых шагов жизни ребенку родители читают замечательные сказки Пушкина. Сколько простоты и гениальности, глубокого смысла в них! Эти сказки привлекательны как для самых маленьких, так и для умудренных жизненным опытом людей. Часто сказки Пушкина разбирают на цитаты! Мы даже запоминаем целые фрагменты текста!

Ведущий 2. Я думаю, что среди нас нет такого человека, который ничего не слышал бы о “Сказке о рыбаке и рыбке”. Это произведение мы достаточно хорошо знаем. А так ли хорошо нам известна история ее создания?

Ведущий 1. Сказка была написана в 1833 году второй Болдинской осенью. В основе сказки сюжет, широко распространенный в фольклоре разных народов. Непосредственным сюжетным источником ее послужила померанская сказка из знаменитого сборника сказок братьев Гримм “О рыбаке и его жене”. Поэт полностью перенес ее на русскую народную почву.

Ведущий 2. Открываем первую страницу…. Перечитываем “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. (Инсценировка сказки.)

Ведущий 1. Пролетает детство… Наступает пора отрочества, пора романтических мечтаний, глубоких раздумий. Мы читаем поэму “Руслан и Людмила”.

Чтец 1.

Посвящение.

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В час досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои...

Ведущий 2. В поэме Пушкин обращается к истории и широко использует старинные народные сказания.

Чтец 2.

“Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…”

Чтец 1.

А какие завораживающие слова …..
“У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит….”

Ведущий .1 У самой излучины моря происходили чудесные события…. Открываем вторую страницу ….. Поэма “Руслан и Людмила”. (Инсценировка фрагмента поэмы на выбор учащихся.)

Ведущий 2. От романтических мечтаний к реальной жизни. Жизнь проста и сложна одновременно!

Ведущий 1. Наши чувства и переживания часто зависят от обстоятельств, которые порой мы не можем контролировать. Но как хочется иногда поиграть с судьбой, не думая о последствиях. Иногда люди примеряют на себя разные роли….

Ведущий 2. “Во всех ты, Душенька, нарядах хороша…”
Богданович

Лиза или Акулина? Какой характер? Кто есть кто?

Открываем третью станицу ….. Перечитываем повесть “Барышня-крестьянка”. (Инсценировка фрагмента повести по выбору учащихся)

Ведущий 1. Пушкин – писатель! Пушкин – поэт! Читая гениальные произведения Александра Сергеевича, иногда и самому хочется заняться творчеством, приобщиться к искусству слова, почувствовать силу слова и его красоту, создать свои образы, нарисовать яркую, образную картину, которая была бы понятна другим.

Ведущий 2. Александр Сергеевич дает нам мастер-класс:

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Ведущий 1. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…Объявляем конкурс чтецов.

(Учащиеся читают стихи поэта, стихи собственного сочинения.)

Чтец 3, 4, 5…

Подведение итогов:

Ведущий 2. Творчество великого поэта и писателя многогранно. Читая произведения А.Пушкина, мы переносимся в разные времена, города, сказочные страны, встречаемся с необычными или очень похожими на нас персонажами. Взрослые и дети, открывая книгу Александра Сергеевича, погружаются в увлекательный мир художественного произведения. Этот мир раскрашен яркими красками. Мы с легкостью представляем все то, о чем нам хочет рассказать автор. Эти картины хорошо запоминаются, как самые лучшие моменты из детства. А детство – прекрасная пора!

Жизнь в книгах…

Чтец 1.

Читая сказки Пушкина,
Мы вспоминаем детство.
Время мчит без устали, 
И никуда от этого не деться.

Чтец 2.

 Его волшебный мир нас завораживал,
И грезили, мечтали,
Как на фрегате мы
В открытый океан попали.

Чтец 1.

Там сильный шторм
Грозил нам гибелью,
Корсары угрожали,
Ах, сколько трудностей
Мы испытали!

Чтец 2.

Там с Томом Сойером
Весь день шалили,
А с Джимом Хокинсом
На остров мы поплыли.

Чтец 1.

Но мир затерянный
Открыли мы не сразу,
И с Конан Дойлом
Искали жизни правду.

Чтец 2.

Шагнули мы за горизонт –
Открыты нам познанья,
И с Метерлинком мчимся мы
За настоящей Птицей Счастья...

Ведущий 2. Все произведения, которые мы читали и анализировали в 5-м,6-м,7-м классах, поведали нам и о захватывающих приключениях, о дружбе и предательстве, о волшебных превращениях, о философии жизни, о поиске истины и счастья.

Ведущий 1. Мы сопереживали нашим любимым героям, делали первые попытки разобраться в отношениях между людьми, понять поступки героев.

Ведущий 2. Каждое художественное произведение заставляет нас размышлять над ситуациями жизни. А ведь учиться думать, анализировать и сопоставлять – это важно для любого человека.

Ведущий 1. Литература нам помогает не только повышать уровень нашего образования, стать человеком грамотным, но и помогает лучше разбираться в людях, ситуациях. Не случайно многие произведения актуальны и по сей день.

Ведущий 2. Мы с благодарностью относимся к творчеству нашего великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина, который в своих произведениях говорит об очень важных вопросах жизни. Спасибо писателям и поэтам за их труд!