Вступительное слово: Французский писатель ХIХ столетия Анатоль Франс однажды заметил: “ Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока. (Презентация. Слайд 1.)
Цель урока:
Закрепить:
1) Знание формул квадратного уравнения;
2) Формулы сокращенного умножения.
Развивать культуру математической речи, уметь выступать перед аудиторией подготовленным сообщением.
Приучать к работе со справочной, дополнительной литературой. (Слайд 2.)
Ход урока
Организационная часть.
Разминка:
1) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца. Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и др. отраслях. Сначала в школе изучают ее, а потом его, т.е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы ни шел, все равно придешь туда же, откуда ушел А еще можно его увидеть на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным……(Круг.)
2) Его можно всегда сложить из спичек или палочек.
Эта фигура , такая, у которой четыре оси симметрии.
Так называется еще и вторая степень числа. (Квадрат.)
3) Назовите геометрическую фигуру, для которой “любимым” является число 3. (Треугольник.)
А теперь каждый из ребят должен взять ту фигуру, которая для него окажется более подходящей.
Разобрав фигуры класс делится на три группы. (Круг, квадрат, треугольник.) Зачитывается психологическая картинка для каждой группы.
Круг. Самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, когда все ладят друг с другом; круг ощущает чужую радость и боль, как свою собственную.
Это очень чувствительная эмоциональная натура.
Квадрат. Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату – трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. “Квадрат” предпочитает раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Треугольник. Символизирует лидерство. Самой характерной особенностью человека, выбравшего этот символ, является способность концентрироваться на главной цели. Это сильная, энергичная, неудержимая личность.
“Треугольник” ставит ясные цели и старается, по возможности, достичь их.
А что такое круг, квадрат, треугольник с математической точки зрения?
1. Ответ на этот вопрос вы найдете в энциклопедии. Где и как найти расскажет (Мария Павловна). Знакомство с литературой. (Слайд 3–7.)
После чего каждая группа рассказывает о своей фигуре. (Слайд 8, 9, 10.)
2. Что объединяет эти картинки? (Корень.) (Слайд 11.)
В корень смотреть – вникать в существо дела. (Слайд 12)
I. Практическая часть.
Каждая команда получает задание, где они угадывают имя или фамилию ученых, внесших непосредственный вклад в решении квадратного уравнения, координатной плоскости и формул сокращенного умножения. (Слайд 13, 14, 15.) Выполнив задания, команды сверяют правильность ответа. (Слайд 16, 17, 18.)
Нахождение дополнительного материала.
II. Историческая справка. (Слайд19, 20, 21.)
III. Составьте слово. Из правильных ответов составьте слово. (Слайд 22.)
IV. Обзор книг по математики.
V. Подведение итогов.