Обобщающий урок по теме "Натуральные числа"

Разделы: Математика


Цели:

  • Закрепить умения решать уравнения и задачи с натуральными числами. Формировать умения анализировать, составлять задачи по исходным данным, полученным в результате исследовательской работы.
  • Развивать смекалку и логическое мышление, формировать навыки поисковой, познавательной деятельности. Развивать интерес к предмету, к истории своей малой Родины.
  • Воспитывать дружеские отношения, толерантность, умение работать в группах, чувство гордости за свой народ, его историю. Воспитывать бережное отношение к памятникам истории.

Тип урока: Урок обобщения изученного.

Методы: Исследовательская работа, работа в группах.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.

Приложение: результаты исследовательской работы учащихся.

Так как весь материал по которому был составлен урок, нужно было узнать самостоятельно, поэтому класс заранее разделился на группы и каждая группа провела свою исследовательскую работу, посетила какое то учреждение села. По собранным данным составлены задания для урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: ребята сегодня мы с вами будем работать в группах, для вас сегодня главная задача поддерживать друг друга, уметь помочь товарищу. В конце урока вы должны сами себя оценить и выставить оценки.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Устная работа.

Учитель: Ребята, сегодняшний урок у нас будет не совсем обычный. Я предлагаю вам узнать немного больше о своем селе, о своей малой Родине. Скажите в каком регионе вы живете?

Ученики: Алтайский край.

Учитель: А знаете ли вы, что означает слово “Алтай”? Это название зашифровано в следующих уравнениях:

  1. 84 + х = 100 (16 – Т)
  2. Х:5 = 5 (25 – О)
  3. 2*х = 18 (9 – Г)
  4. 85 – х = 65 (20 – О)
  5. 17*х = 34 (2 – Р)
  6. 75 – х = 60 (15 – Е)
  7. Х:2 = 3 (6 – Ы)
  8. 74:у = 25 (3 – О)
  9. Х – 25 = 60 (85 – Л)
  10. 35:у = 7 (5 – Ы)
  11. 13 + у = 25 (12 – З)

Учитель: Работаем быстро, поднимаем руки. Если ответ будет правильным, то на экране появится буква.

Ответ : Золотые горы. (Смотри Презентацию Слайд 1)

3. Закрепление изученного:

Учитель: Скажите, как называется село в котором вы живете?

Ученики: Буланиха.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете немного больше о своем селе. У вас было домашнее задание провести небольшую исследовательскую работу, по результатам работы составить задачи. Расскажите какую работу вы провели.

1-я группа. Мы хотели узнать как можно больше о своем селе, поэтому посетили сельскую администрацию (пока дети говорят о селе Слайды 2, 3, 4).

Исхлестана буранами
И ливнями омытая,
Живет в степи Буланиха,
Планета мной открытая

Ни один век стоит на земле наше село, через которое с самых первых времен проходил тракт, соединявший Барнаул и Бийск. Свое название село получило, судя по легенде, в честь утонувшего в болотных топях буланого коня:

Стояли молча мужики,
Табак курили жадно.
Теперь поселок у реки
Остался без лошадным
Он в окружении берез
Был уголком печали
Его не в шутку, а всерьез
Буланихой назвали.

2-я группа. В нашем селе учат не только в школе, но и в училище обучают различным специальностям: (пока дети рассказывают Слайд 5) Механизатор, водитель автомобиля, работник торговли, повар, пчеловод. Училище открыто еще до войны. Это была школа механизаторов. За свою историю тысячи училищных питомцев получили профессию. Особенно много учащихся было после войны. Учились в основном бывшие фронтовики, которым предстояло поднимать колхозы, а позднее и Алтайскую целину. Сейчас училище имеет компьютерные классы, большое общежитие. Это одно из старейших училищ Алтайского края поэтому мы его посетили.

3-я группа. Цель нашей исследовательской работы узнать как можно о школе в которой мы учимся. (Пока дети рассказывают Слайд 6, 7, 8.)

В начале 20 века в центре села была построена первая школа. Учителем был местный священник. Через 58 лет было построено современное здание школы. Многие жители нашего села это: учителя, медицинский персонал больницы, механизаторы, животноводы и другие специалисты – выпускники нашей школы. За свое существование школа выпустила много золотых и серебряных медалистов.

Учитель: По результатам исследовательской работы вы должны были составить задачи, вы готовы? Хорошо обменяйтесь задачами.

Ученики в группах решают задачи.

Задачи которые ученики составили друг для друга:

1-я группа. В 2008 году в селе родилось 33 ребенка. В 2009 году на 6 детей больше, чем в 2008 году. В 2010 году на 6 детей больше, чем в 2009 году. Сколько детей родилось за последние три года. Повысилась или понизилась рождаемость и на сколько?

Ответы: 117 человек, рождаемость повысилась на 12 человек.

2-я группа. Училище, которое расположено на территории села, одно из старейших в Алтайском крае. Решив примеры и записав ответы по порядку вы узнаете год его образования

  1. 4782:2 – 2390 =
  2. 13*3 – 30 =
  3. (18 + 36):18 =
  4. (154 – 64):10 =

Ответ:1939.

3-я группа. Всего учеников в школе 255 человек, учеников старших классов 36 человек, средних на 80 человек больше, чем старших. Сколько учеников учится в начальных классах.

Ответ:103.

После подготовки учащиеся идут готовиться отвечать у доски. Пока учащиеся, вышедшие к доске готовятся к ответу остальные работают устно с учителем .

Учитель: Выполните действия в цепочке каждый ответ что то значит:

Найдите значение выражения если а = 8.

Ответы:

а + 9

– 11

+16

– 10

*4

+ 92

+ 105

17 – улиц в нашем селе

6 – золотых медалистов выпустила школа

22 – учителя работают в школе

12 – учителей работающих в школе ее выпускники

48 – серебряных медалистов выпустила школа

140 – учащихся обучаются в нашем училище в 2011 – 2012 уч. г.

245 – детей дошкольного возраста у нас в селе

Учитель: Проверим задачи выполненные на доске. (Ученики проверяют, если что то неправильно сами исправляют.)

Учитель: Я тоже провела небольшую исследовательскую работу. В центре нашего села установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 9.) Защищать Родину ушло 600 буланихинцев, вернулось с войны 200 человек, с каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. Если вы выполните следующее задание, то узнаете сколько ветеранов Великой Отечественной войны живут в нашем селе сейчас. (Слайд 10.)

Каждой группе дается свое задание:

Упростите выражение и найдите его значение:

1-я группа: 9х + х + 2х – 31, если х = 3

2-я группа: 22у – 12у – у – 40, если у = 5

3-я группа: 5х + 8х – х – 19, если х = 2

Ответ: 5.

Затем от каждой группы идет ученик к доске и показывает свое решение. Пока ребята готовятся к ответу, остальные работают устно. Выполнив цепочку, вы ответите на следующие вопросы:

1. В каком году построено современное здание школы? Сколько лет нашей школе? (40 лет.)

 

125+25
-42
:2
-35
*100
+71

Ответы

150
108
54
19
1900
1971

 2. В каком году образовалось село Буланиха?

 

150 + 50
– 30
:2
– 35
*20
+ 778

Ответы

200
170
85
50
1000
1778

3. Сколько жителей проживает в нашем селе?

 
125 + 25
– 40
:2
+ 45
*20
+ 624
Ответы
150
110
55
100
2000
2624

Если останется время дополнительная задача: В училище работает 7 преподавателей. Сколько преподавателей закончили высшие учебные заведения, если известно, что окончивших средние учебные заведения на 5 меньше? Составьте математическую модель задачи, и найдите ее значение. Ответ: 6.

Учитель: Итак наш урок подходит к завершению, скажите, что вы чувствуете когда слышите слово “Буланиха”. (Возможные варианты ответов: – Родина
– гордость за свое село
– мой дом.)

Наше село многонациональное в нем живут русские, немцы, татары, азербайджанцы и люди других национальностей. Скажите , нужно ли нам что то делить? Ссориться? (Ответы детей.)

Учитель: Ребята помните о том, что вы говорили, помните о тех кто защищал нашу Родину.

В нашем классе учатся дети нескольких национальностей, вот ваше домашнее задание. Определите национальный состав своего класса, по полученным данным составьте задачу.

Подведение итогов урока.

  • Понравились ли вам задачи, связанные с родным селом?
  • Заинтересовала ли вас история села?
  • Оцените друг друга в группах и выставьте оценки.

Родное село , как дорог нам этот милый уголок земли. Разве можно на любить его и людей живущих в нем. Чтобы по настоящему любить родное село, надо знать его прошлое и настоящее. (Слайд 11.)

Приложение.