Пояснительная записка
Изучение и профилактику негативных явлений в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, особенно подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, жестокости по отношению к животным и людям, суицидального поведения. Наиболее острой является проблема роста детской преступности и асоциальности.
На процесс образования поведенческих нарушений может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, социально-психологических, педагогических факторов.
Одной из важных задач воспитательного процесса является формирование у детей эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Наиболее эффективным средством решения этих задач становится обращение к личности самого воспитанника, к его жизненному опыту и потенциальным возможностям. Поэтому цель данных занятий: посредством искусства, своих знаний, личностного опыта постичь прекрасное, познать и принять себя через взаимодействие с окружающим миром, жить по законам Красоты, сохранить нравственное здоровье ребенка.
Реализация поставленной цели возможна через решение ряда задач:
- Принятие себя как ценности, появление и укрепление веры в себя, свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости.
- Развитие женственности у девочек.
- Развитие чувства красоты, чувства прекрасного и умения строить свою жизнь по законам красоты.
- Воспитание нравственных качеств личности.
- Развитие сознательного и эмоционального восприятия произведений искусства.
Реализация поставленных задач предполагается через такие виды деятельности как:
- беседа;
- экскурсия;
- игровые виды деятельности;
- восприятие музыки;
- восприятие произведений изобразительного искусства;
- выразительное чтение.
В результате изучения цикла занятий воспитанники должны
- Знать:
- Что человек есть природное и социальное существо, наделенное от природы стремлением к красоте;
- Какой путь должен и может пройти человек, чтобы стать человеком прекрасным;
- Что такое женственность, какие качества лежат в основе взаимоотношений женщины и мужчины, женское достоинство.
- Уметь:
- Отличать явления, предметы и произведения материальной культуры от культуры духовной, материальной жизни человека от духовной;
- Принимать себя и мир другого как расширяющегося и растущего Человека.
- Иметь представление:
- О человеке как существе разумном, творческом и прекрасном;
- О пути движения человека к красоте через совершенство и гармонию его поступков и действий;
- О роли в человеческой жизни гармонии знания, добра и красоты;
- О саморазвитии, самовоспитании, совершенствовании как необходимых средствах и способах движения человека к самореализации и счастливой жизни.
Цикл занятий предназначен для воспитанников 12-16 лет. Имеет развивающую направленность. Форма общения - диалог.
Занятие 1
Тема: ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
...что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Цель: дать понятие красоты, значения красоты в нашей жизни.
Оборудование: художественный и музыкальный материал: Г. Свиридов “Романс”, И. Крамской “Неизвестная”, С. Ботичелли “Рождение Венеры”, Л. да Винчи “Джоконда”, Н. Заболоцкий “Некрасивая девчонка”.
Ход занятия
1. Вступление.
Звучит музыка Г. Свиридова “Романс”.
Вопросы после прослушивания.
- Какие чувства вызвала у вас музыка? Какое состояние человека передает музыка? Под впечатлением чего композитор написал эту музыку?
- Чувство легкой грусти, созерцания, любования, восхищения. Композитор передает нам свое ощущение прелести мира, красоты.
- Красивые люди изображены на картинах С. Ботичелли, И. Крамского, Л. да Винчи? Почему они красивы? Много ли встречаете красивых людей? Вы сами красивы? Друзья ваши красивы? Окружающие вас люди красивы?
2. Раскрытие темы.
Воспитатель. Мне в жизни везет. Я встречаю только красивых людей. Сейчас передо мной красивые дети, девушки.
- Что такое красота?
Красота – все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (С. И. Ожегов).
- Отчего вы можете получить наслаждение?
- От вкусной пищи, от музыки, фильма, путешествия, мягкой постели и т.д. Все ли это эстетическое и нравственное наслаждение?
Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою одежду, квартиру, свою внешность. Как говорил А.П. Чехов: “Чувство красоты в человеке не знает границ...”
- Почему человек стремится к красоте? Вы хотите быть красивыми?
Всякий человек, доброжелательно настроенный к другим, искренний и воспитанный, не может быть некрасив: он может не иметь броской наружности, но в общении с другим человеком он совершенно преображается. Поэтому наша красота или некрасивость зависит во многом от нас самих – от того, как мы относимся к миру, в котором живем и к окружающим.
Задание. Напишите в левой колонке красивые события и моменты в вашей жизни, а в правой – некрасивые.
Какой столбик у вас получился больше? Какой вы можете сделать вывод? Сколько красоты вы создаете вокруг себя? А хотелось ли, чтобы только левый столбик был заполнен? Что для этого нужно делать?
- Какое значение имеет красота в нашей жизни?
- Что у вас вызывает положительные, а что – отрицательные эмоции?
Летний дождь, первый снег, предательство друга, поддержка в трудные моменты жизни.
- Какие события у вас связаны со следующими чувствами?
Радость, волнение, страх, равнодушие, ожидание чего-то светлого, душевную боль.
Одни и те же явления, предметы у разных людей могут вызывать разные чувства.
3. Выводы по теме занятия.
Каждый человек неповторим и уникален, поэтому и чувство красоты у всех разное. Восприятие и понимание человеком действительности уникально. Необходимо развивать чувство красоты, умение видеть ее, жить по законам красоты.
Занятие 2
Тема: ЧЕЛОВЕК И КРАСОТА
Когда природа лишила человека
его способности ходить на четвереньках,
она дала ему в виде посоха – идеал!
И с той поры он бессознательно
стремится к лучшему.
А.М. Горький
Цель: раскрыть идеалы красоты в разные эпохи.
Оборудование: художественный и музыкальный материал: головной скульптурный портрет царицы Нефертити, Венера Милосская, Л. да Винчи Джоконда”, Б. Кустодиев “Купчиха за чаем”, Микеланджело “Давид”, Тициан “Венера Анадиомена”, фотографии фотомоделей.
Ход занятия
1. Вступление.
- Вспомните тот момент в своей жизни, когда вы сказали “Красиво!” Почему это вас восхитило? Что в этом было красивого?
(В зависимости от ответов сделать вывод ЧТО больше восхищает: красота природы или человека, явлений или поступков).
- Послушайте стихотворение:
Природа каждому дала: быку – его рога, коню – его копыта;
У зайца быстрый бег, гадюка ядовита, отравлен зуб ее,
У рыбы – плавники. И, наконец, у льва есть когти и клыки.
В природу мудрый ум она вселить сумела.
Для женщин мудрости природа не имела.
И, исчерпав могущество свое, дала ей
Красоту – не меч и не копье.
Пред женской красотой мы все бессильны стали:
Она сильней огня, меча и стали.
Ронсар
- Когда, по-вашему, было написано это
стихотворение? (XV век)
1. Раскрытие темы.
Рассматривание репродукций.
Вопросы:
А) Какая эпоха?
Б) Как автор относится к своей героине или герою?
В) Какими средствами передают художники свои чувства?
Г) Какое художественное произведение вам понравилось больше и почему?
Д) Кого бы вы назвали красивым?
- Каждый из этих героев считается эталоном красоты своей эпохи.
- А каков идеал красоты в наше время?
(Ответы детей, рассматривание изображений фотомоделей).
- Есть ли в этой красоте духовность, нравственность?
- Может ли человек быть личностью без стремления прийти другому на помощь?
- Может ли человек быть добрым, но не Личностью?
- Может ли человек быть красивым, но не прекрасным?
Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. (Кодекс психолога).
Воспитатель. К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. А ведь это красиво, прекрасно, когда человек улыбается. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг – самое страшное – сами перестали улыбаться.
Игра “Улыбка”.
Подойдите друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Обратите внимание на свои ощущения.
- Что вы чувствуете, улыбаясь другим людям?
- Трудно ли улыбаться всем?
- Возникает ли чувство неловкости, натянутости?
- Что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам?
- Приятно ли вам?
- Становятся ли окружающие в этот момент красивыми?
Вывод по теме занятия.
Продавец, зачем на деньги обменять ты хочешь розы?
Что дороже розы купишь ты на выручку от роз?
- Как вы понимаете эти слова?
Красота дороже любых денег.
Человек всегда стремился, стремится и будет стремиться к красоте, независимо от эпохи, страны, культуры.