Методы педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности учителя

Разделы: Администрирование школы


Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности учащихся, но и от качества организации образовательного процесса и уровня управления им.

Управлять качеством, значит создать систему мер по обеспечению гарантированного качества образования.

Одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса является педагогический мониторинг, реализация которого может постоянно модифицироваться за счет использования современных научно-технических достижений.

Для получения информации об образовательном процессе, сегодня недостаточно использования традиционных методов:

  • Наблюдение и анализ уроков;
  • Изучение школьной документации;
  • Беседы с учащимися и учителями

В настоящее время становится возможным использование педагогической квалиметрии как технологии для оценки качества образования.

С 2010-2011 года МБОУ “Голдыревская СОШ” стала апробировать технологию, разработанную Н.Б. Фоминой зав.лабораторией оценки качества образования, главного редактора журнала “качество образования в школе”. Нами была выдвинута гипотеза: “Использование методов педагогической квалиметрии позволит точно установить соответствие реального достигаемого качества образования нормативным требованиям”.

Управленческая деятельность была направлена на разработку комплекса условий, необходимых для успешного использования методов педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности. Квалиметрия – (От лат. “квали” - качество, и греческое “метро” - измерять)

Цель: создание условий, необходимых для успешного использования методов педагогической квалиметрии.

Задачи:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы
  • Разработка и формирование системы критериев и индикаторов для оценки образовательных результатов учащихся в целях повышения качества обучения
  • Подбор диагностического материала, определение методов и технологий оценки образовательных результатов учащихся.

На протяжении последних лет в школе складывалась определенная система оценки качества обучения. В конце каждой четверти и по итогам года проводились результаты успеваемости по классам, а также оценивалась работа учителя по таким показателям:

  • Количество учащихся
  • Количество неуспевающих
  • % успеваемости
  • % качества
  • Качество обученности

Недостатками такой системы было:

  • Определение сильных и слабых классов на уровне наблюдений
  • Акцент на слабых учащихся
  • При анализе работы учителя не учитывался уровень класса
  • Анализировался стартовый контроль, рубежный и итоговый
  • Не было единой модели для анализа обучения каждого ученика, класса, работы учителя

Новая модель является единой для анализа обученности каждого ученика, класса, работы учителя.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка концептуальной модели оценки качества на уровне ОУ
  • Создание регламента проведения диагностики
  • Система критериев, показателей и индикаторов
  • Устранение дублирования данных, их неполноты, обеспечение сводимости и сопоставимости данных

Возможные риски:

  • Трудозатратность в обработке материалов
  • Возможные перегрузки учителей с большой наполняемостью классов.

Объект технологии: образовательная система, образованность учащихся

Субъект: участники исследования на разных уровнях

Методы:

  • Метод сравнительной оценки
  • Метод педагогической квалиметрии

Для внедрения технологии разработаны два этапа:

1 этап: 2010-2011 учебный год

Аналитический

Цель: проведение анализа системы обеспечения качества обучения в МБОУ “Голдыревская СОШ”

Задачи:

  • Провести анализ системы качества обучения в школе
  • Составить план апробации новой технологии
  • Разработать методический материал
  • Проведение обучающих семинаров по данной теме
  • Проведение консультаций экспертов

2 этап: 2011-2012 учебный год

Внедренческий и коррекционно-аналитический

Цель: внедрение в образовательный процесс новой технологии, поэтапное использование методов педагогической квалиметрии

Задачи:

  • Организовать работу учителей по поэтапному использованию нового метода
  • Определение системы показателей и индикаторов на трех уровнях
  • Управленческая экспертиза
  • Аудит результатов членами совета школы

Ожидаемые результаты: В итоге предполагается: обеспечить всех субъектов образовательного процесса сопоставимой, объективной, достоверной информацией и качестве обучения в школе.

В нашей методике прогнозируемыми стали:

  • ИРВ – индекс реальных возможностей
  • ИУСВ- индекс полного усвоения учебного материала
  • ИНЕУСП- индекс прогнозируемой неуспеваемости (неуспешности)

Полученные показатели:

  • РЕЗ - результативность
  • ОЦ – оценочный показатель
  • УСВ – полное усвоение материала
  • УРВ – уровень реализации учебных возможностей
  • НЕУСП – показатель неуспеваемости

Математическая модель представляется следующим образом:

  • РЕЗ (результативность ) > ИРВ(индекс реальных возможностей)
  • ОЦ (оценочный показатель) = РЕЗ(результативность )>
  • УСВ (показатель полного усвоения материала) > ИУСВ(индекс полного усвоения материала)
  • УРВ (уровень реализации учебных возможностей) > 100%
  • НЕУСП (показатель неуспеваемости) < ИНЕУСП (индекс прогнозируемой неуспеваемости)

Прогнозируемые показатели определяются в ходе обработки данных диагностических карт, которые составляются с целью определения уровня учебных возможностей класса

Диагностическая карта учебных возможностей _____класса
(сентябрь ______года)

№ п/п Фамилия, имя учащегося Обучается на: Индив. балл.
индекс
       
Итого____уч. на “4” и “5” Сумма____баллов
ИРВ %
ИУСВ %
ИНЕУСП %
Классный руководитель -
Число Подпись

С помощью диагностических процедур определяется индивидуальный показатель учебных возможностей каждого ученика в балльных значения, который имеет следующие значения 5, 4 и 5, 4, 4 и 3, 3, 3 и 2.

Для математической обработки надо сделать перевод пограничных показателей в удобную для вычисления форму, соответствующую средним значениям 4,5; 3,5; 2,5 и тогда диагностическая таблица приобретет удобную форму для математической обработки. Обработка результатов уровня реальных возможностей состоит из двух частей: заполнение диагностической таблицы и обработка полученных результатов.

В своей работе мы использовали метод “доверительной компетенции” для определения индекса учебных возможностей. На этом этапе диагностическую карту заполняет классный руководитель, знающий учебные возможности учащихся.

1. Составление списка учащихся

2. Определение индивидуальных учебных возможностей учащихся

3. Выделение промежуточных параметров через запятую

4. Определение индексов ИРВ, ИУСВ, ИНЕУСП.

5. Занесение полученных индексов в таблицу индексов

Диагностическая карта учебных возможностей____ класса

Ф.И.О. Обучается на: Индивидуальный балл
     
     
     
     
Итого:    

ИРВ = (сумма баллов * 100) / (5 * кол-во учащихся)

ИУСВ =

ИНЕУСП = 1005 – ИРВ

Прогнозируемые результаты школы

Класс

Индекс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Средний балл
ИРВ 77 79 77 65 70 69 70 78 65 67 65 71,1
ИУСВ 66 63 56 13 25 11 25 60 - 33 10 32,9
ИНЕУСП 23 21 23 35 30 31 30 22 35 33 35 28,9

По такой же схеме проводится анализ контрольных работ.

Прогнозируемые и полученные показатели сравниваются, и на их основе делается вывод о качестве учебной деятельности учителя любого предмета.

Технология предусматривает определение качества обученности класса и определение эффективности работы школы.

Для этого вычисляется среднее арифметическое значение суммарного показателя результативности всех анализируемых предметов, а также сравниваются прогнозируемые результаты с показателями, полученными в ходе анализа.

Мы видим, что результативность высокая, работа с сильными учащимися ведется на должном уровне, так как УСВ больше ИУСВ; учебные возможности реализованы полностью НЕУСП меньше ИНЕУСП, уровень преподавания оптимален.

Таким образом можно проследить рост каждого ученика. Определить , наблюдается ли его прогресс по всем показателям.

Преимущества нового способа оценивания:

  • Ученик перестает быть зависимым от желания учителя
  • Появляется возможность самооценки
  • Уменьшается конфликтность между участниками процесса
  • Усиливается мотивация
  • Исчезает формализм выставления оценок, оценка связывается с результатом, что имеет воспитательное значение и не приводит к обезличиванию усилий.

Максимальный эффект такая система дает при комплексном использовании теории педагогических измерении методов мат.статистики. Итоги проведенных исследований доказали, что методика оценки качества обучения, основанная на методах педагогической квалиметрии, является эффективной и полностью соответствует своему назначению.

Презентация.