Цели урока:
Образовательные:
- Повторить и закрепить знания по теме “Австралия”,
- Углубить и расширить представления учащихся о жизни на материке,
- Проверить уровень формирования основных учебных умений, навыков учащихся,
- Формировать умения работать с разными источниками знаний,
- Провести индивидуальную творческую работу с учащимися.
Развивающие:
- Прививать навыки учебного труда,
- Развивать мышление, память, речь,
- Развивать умение выступать перед аудиторией.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету;
- Воспитывать компетентного современного гражданина.
Оборудование урока:
- Физическая карта мира,
- Физическая карта Австралии,
- Портреты путешественников,
- DVD-проигрыватель,
- Аудио-проигрыватель,
- Видеозаписи “А. Тасман”,
- “Туристические места Австралии”,
- Аудиозапись позывных “Радио Австралии”,
- Презентация “Аборигены Австралии”,
- Слайды “Фрукты”, “Тропические фрукты”, “Эндемики Австралии”,
- Иллюстрации и фотографии животного и растительного мира Австралии, физических объектов,
- Самодельные открытки и “деньги”.
Тип урока: Урок углубления и расширения ранее полученных знаний, итоговый урок по теме.
Основные методы, применяемые на уроке
(По характеру познавательной деятельности учеников):
- Репродуктивный,
- Частично – поисковый,
- Индивидуальная работа учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Перекличка – подбор терминов, характеризующих работу на уроке:
А – активность
В – внимательность
С – сообразительность
Т – трудолюбие
Р – работоспособность
А – артистичность
Л – любознательность
И – инициативность
Я – я хочу все знать
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы отправляемся за “покупками” в супермаркет.
Наши “продавцы”, а правильнее сказать – “продавцы-консультанты” смогут ознакомить с “товарами”, которые они подготовили для вас. Какой товар вы приобретете – все зависит от того, сколько сумеете заплатить взамен.
Но товар и деньги в супермаркете “Геодом” – это ваши знания. Платить вам надо будет знаниями, и покупать – тоже интересную информацию, то – чего вы еще наверняка не знаете, или никогда не видели. А еще вы за свои правильные ответы получите “деньги”, которые потом можно будет обменять на баллы.
(Можно придумать свои денежные единицы, если такие игры будут проводиться в системе.)
3. РАБОТА по теме урока.
Итак, отправляемся.
Нас при входе встречает АДМИНИСТРАТОР.
Администратор супермаркета (ученик): Здравствуйте, уважаемые покупатели. Я – … (имя ученика) – администратор супермаркета “Геодом”, и от лица всех работников приветствую вас.
Сегодня у нас интересные предложения новой коллекции “Австралия” и продавцы-консультанты предложат вам товары на все вкусы.
Рады вам сообщить, что сегодня проводится Акция, в которой предлагаем вам поучаствовать. Надеемся, что вы останетесь довольны своими “покупками”.
Акция:
Промоутер:
Сегодня проводится акция: за каждый правильный ответ – скидочная карточка.
- Ящерица, покрытая крупными мягкими шипами. (Молох.)
- Крокодил длиной до 10м, обитатель эстуарий рек, очень опасен. (Поросус.)
- Чудовище весом 2т, длиной 7–8м, обитает близ берегов Австралии верхняя часть обтекаемого тела серого цвета, нижняя – белого, распахнутая пасть челюсти шире охвата тела человека, подвижна, мгновенно атакует жертву. (Белая акула.)
- Гигантский зимородок, уничтожает змей, с мощным прямым клювом, хохочущий голос этой птицы в позывных австралийского радио. (Кукабарра.)
- Рост этой нелетающей птицы 1,5–1,8м, вес 50–60 кг, скорость бега до 50 км/ч. (Страус Эму.)
- Это животное питается листьями эвкалиптов 12 видов из 600 видов, редко переходит с дерева на дерево, очень медлителен, раненый зверек плачет как ребенок прикрывшись лапкой. (Коала.)
- Животное Австралии напоминает барсуков, вегетарианцы, длина тела 70–120 см, масса 15–27 кг, сумка открывается назад, роет землю, живет в норах. (Вомбат.)
- Группа зарослей с колючими, густо переплетающимися, труднопроходимыми ветвями. (Скрэб.)
- Потомки одичавших собак, хитрый, стремительный хищник высотой до 75 см. (Дикая собака динго.)
- Это дерево в саваннах Австралии, листья заменены длинными побегами, напоминающими иглы хвойных деревьев, веточки-иглы испаряют меньше воды. (Казуарины.)
- Животное по виду походит на ежа, живут в норах, кладет яйца, кормит детеныша молоком, живет более полвека, питается муравьями, термитами. (Ехидна.)
- В это семейство входит 17 родов, 52 вида. Рост самых маленьких – 23 см, гигантских – 3м, масса более 100 кг, детеныш рождается с грецкий орех, массой 1 г, длиной 2 см, об этих животных впервые сведения принес Джеймс Кук, в переводе “не понимаю”, изображен на гербе страны. (Кенгуру.)
- Птица-зверь, живет в норах, кладет яйца, кормит детеныша молоком, кормится червями, жуками, личинками, отлично плавает, с утиным клювом, перепонками на лапах, хвост – бобра, за день съедает червяков 540 г, вес 1,5 кг. (Утконос.)
- Деревья имеют красноватую древесину, листья и кора богаты эфирными маслами, высота до 120 м, диаметром до 10 м, корни как мощные насосы до 30 м уходят в землю. (Эвкалипт.)
- Дерево с толстым у основания стволом и резко суживающимся к верху, в тканях основания накапливается влага. (Бутылочное дерево.)
ОТДЕЛ “Видеотовары”
1-й продавец – консультант: Предлагаем вам видеоматериалы о путешественниках и открывателях материка.
Вопрос: Посмотрите на портреты, вы можете назвать их имена? (Д.Кук, А.Тасман, В.Янсзон)
Вопрос: Плавание какого путешественника историки назвали “Блестящей неудачей?” (А.Тасмана)
Вопрос: Какого побережья Австралии достиг В.Янсзон? (Северного, 1606 г.)
Вопрос: Владением какого государства объявил новые земли Д.Кук, достигнув восточного побережья? (Великобритании)
(Ученики, правильно отвечая, зарабатывают “деньги”.)
Для покупки (просмотра видеофильма) – плата за товар – рассказ о путешественнике (это его цена). (Например, об А. Тасмане.)
Ученик: А. Тасман в поисках неведомой южной земли первым обошел вокруг Австралии, открыл несколько ближайших островов, но к самому материку так и не приблизился.
Продажа товара:
Просмотр видеофильма из серии “Энциклопедия” канала “Культура” “А.Тасман”.
ОТДЕЛ “ПРОДУКТЫ”
2-й продавец – консультант:
Предлагаем вашему вниманию большой ассортимент фруктов.
В Австралии выращивают (показ фруктов на “прилавке”): виноград, цитрусовые и разнообразные косточковые культуры, такие, как персики, вишни и абрикосы.
Основные предметы экспорта плодоводства – изюм, апельсины, груши и яблоки. Такие тропические фрукты, как ананасы, бананы, папайя, манго, макадама и гранадилла.
Вопрос (цена):
Какие продукты приходится ввозить в Австралию? (Приходится ввозить орехи и маслины.)
Продажа товара.
Рассказ “продавца – консультанта” о любом из фруктов и показ слайда.
(Например, о папайе.)
Папа́йя – известная как дынное дерево, хлебное дерево Это невысокое стройное дерево с тонким, лишенным ветвей стволом высотой 5–10 метров, увенчанным зонтиком из пальчато-рассеченных листьев до 50–70 сантиметров в диаметре. Большие фрукты достигают в диаметре 10–30 см и длиной 15–45 см, мягкие и имеют цвет от янтарного до желтого.
Родиной папайи является юг Мексики, Центральная Америка и север Южной Америки, но выращивается она сейчас во всех тропических странах.
Основное применение папайи – использование в пищу. Обычно ее едят в сыром виде, без кожицы и семян. Неспелые плоды тушатся, а также используются при приготовлении карри и в салатах. Также плоды запекают на огне, от чего от папайи начинает исходить запах хлеба, отсюда одно из названий – хлебное дерево.
По утверждению вирусолога Люка Монтанье препараты из папайи способствует предотвращению вирусных инфекций.
ОТДЕЛ “ТУРАГЕНТСТВО”
Турагент:
Кажется, что Австралия создана для туристов. Здесь есть все, что так привлекает путешественников: отдых на берегу океана, исторические памятники культуры, уникальный мир живой природы. Нельзя объять необъятное, и одно путешествие в Австралию слишком кратко по времени, чтобы увидеть все самое интересное своими глазами. Однако, следует хотя бы стремиться к этому, а значит заранее определить приоритеты, чтобы посетить самые популярные и интересные места.
Национальный парк Улуру-Тута является одновременно заповедником дикой природы. Здесь можно побывать на Эйерс-рок, взглянуть на монолит Урлу, посетить города Алис-Спрингс, Олгас, поближе узнать мифологию и предания Австралии.
Трудно найти в Австралии место более популярное для отдыха, чем Большой Барьерный риф. Ведь это самый большой в мире коралловый риф, занимающий более 35 миллионов гектаров! Любителям морской фауны и флоры здесь есть, на что посмотреть. Риф очень популярен у почитателей здорового образа жизни, что делает тур в Австралию привлекательным для семейного отдыха. Идеальное место для любителей рыбалки.
Цена:
На карте покажите объекты, о которых шел рассказ и те, которые вы хотели бы посетить.
Продажа товара.
Просмотр видео “Туристические места Австралии”
ОТДЕЛ “Сувениры”.
3-й продавец – консультант:
“Визитная карточка” Австралии – драгоценные и полудрагоценные камни: опалы, сапфиры, розовые бриллианты (их добывают только здесь), жемчуг.
Плюс, разумеется, поделки аборигенов: неизбежные бумеранги, вещички из дерева, глиняная посуда.
Вопрос (цена):
Что такое бумеранг? Что вы знаете об этой вещи?
(Бумеранг изобрели аборигены как метательное оружие. Бумеранг представляет собой две согнутые лопасти, нижняя часть которых плоская, а верхняя выпуклая. Запущенный охотником бумеранг, если не сбивает добычу, описывает дугу и возвращается к метателю. Бумеранги украшали узорами и их широко использовали австралийские племена.)
Продажа товара.
Презентация об аборигенах и их культуре.
ОТДЕЛ “ Пресса”.
4-й продавец – консультант:
Из газет и журналов вы можете узнать о климатических условиях и прогнозе
погоды. Например, климат Австралии резко различается в зависимости от региона.
На севере он тропический, на юге – умеренный. В самое жаркое время года
практически по всей территории страны температура составляет от +20 до +32 °C, в
центральных районах же может доходить и до +38..+42 °C. При этом с заходом
солнца может заметно похолодать, всего за 1,5-2 часа температура может
опуститься на 10-12 градусов.
В холодный период температура не поднимается выше +15..+18 °C, а в умеренном
поясе иногда опускается и до нуля. В это же время часто идут дожди.
Вопрос (цена):
Какие месяцы самые жаркие? (С ноября по январь.)
Какие самые холодные? (Июнь – август.)
Продажа товара.
Продавец – консультант дает “Добрые советы ” из журнала.
Австралийское солнце очень активно, поэтому солнечные ожоги представляют
серьезную опасность. В первые дни пребывания в стране лучше избегать прямых
солнечных лучей, употреблять защитные кремы и пользоваться легкой белой одеждой
из хлопка (это, кстати, поможет избежать переохлаждения в сильно
кондиционированных помещениях, которые характерны для Австралии). В любое время
года рекомендуется носить солнцезащитные очки. Купаться следует только на
наиболее спокойных в плане течений и волн участках побережья, обозначенных
зелеными или желто-красными флажками. Одноцветные желтые или красные флажки
означают повышенную опасность для купальщиков – там неопытным пловцам в воду
лучше не лезть. Не рекомендуется ходить босиком по траве и гулять по паркам
вечером, так как в Австралии встречаются ядовитые насекомые и змеи, активные в
ночное время. Также следует проявлять максимальную осторожность при общении с
морскими обитателями.
При поездке в штаты Квинсленд и Северная Территория рекомендуется пользоваться
средствами против комаров и защитными сетками: москиты могут оказаться
переносчиками таких опасных болезней, как лихорадка Денге и лихорадка реки Росс.
ОТДЕЛ “КНИГИ”.
5-й продавец – консультант:
Я предложу вам интересные иллюстрированные издания о животном мире.
Сейчас я буду загадывать загадки, цена за покупку фотографии из издания – ваша отгадка. При правильной отгадке Вы получаете открытку с изображением и рассказом о животном или птице.
Безобиден, травояден, нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост, плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног, целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару любит рыжий …(кенгуру)
Зверь-зоопарк с плоским утиным клювом, покрытый густой шерстью, имеющий перепончатые лапы. Плоский и широкий хвост как у бобра, передние конечности как у крокодила, со шпорами на задних лапах, предназначенных для выделения яда и с одним отверстием под хвостом, кладущим яйца... (Утконос).
Мишка белый – к полюсу.
Мишка бурый – по лесу.
Этот – сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит.
(Коала)
Длинноклювая, иглокожая, на ежика похожая. В земле она копается, улитками питается. (Ехидна.)
Слово “хвост” есть в названии этой птицы, а форма ее хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент – лиру. Назовите эту птицу. (Лирохвост.)
Отдел “Диски и кассеты”
6-й продавец консультант:
В нашем отделе большое собрание музыкальных композиций. Сегодня мы хотим вам предложить послушать этническую музыку или пение птиц-эндемиков.
Самой известной из птиц – зимородков большеголовая, длинноносая, крепко сложенная птица, ростом примерно с ворону. Много разных легенд связано с ней. По утрам и вечерам в кустарниках и перелесках, раскинутых на сухих холмах Австралии, слышится громкий заразительный хохот. Это неумеренное веселье приводило в замешательство еще первых голландцев, высадившихся на побережье Австралии. Они дали лесному насмешнику прозвище “Ганс-хохотун”.
Вопрос (цена):
О какой птице я рассказал? (Кукабарра, или кукабурра.)
Продажа товара.
Продавец – консультант:
Кукабарры живут и в Тасмании, и в Новой Гвинее. Веселым хохотом по утрам, в полдень и вечером начинают свою ежедневную перекличку. Говорят, по крику кукабарр можно будто бы проверять часы.
Весельчак “Ганс” – одна из достопримечательностей Австралии. Туристы мечтают услышать его хохот. Оценив должным образом популярность своего пернатого земляка, австралийское радио начинает передачи необычными позывными – смехом кукабарры.
Прослушивание записи позывных “Радио Австралии”.
4. Выводы.
Наше время заканчивается.
Мы выходим из супермаркета. О своих покупках вы расскажите своим друзьям и близким.
Запишите в тетрадях одно предложение в ответ на вопрос: Что вам больше всего запомнилось, понравилось или вы узнали что-то новое?
5. Оценивание учащихся.
6. Подведение итогов урока.
Мы благодарим наших продавцов – консультантов за интереснейший “товар”, который мы приобрели. И, конечно же, они получают свою “зарплату”.
Учащиеся оценивают своих одноклассников.
7. Объяснение нового домашнего задания.
Закончить творческие работы.