Цели:
1. Приобщать учащихся к чтению.
2. Развивать читательский кругозор.
3. Расширять представления учащихся о значении книги в жизни человека.
4. Формировать бережное отношение к книге.
Оборудование: выставка книг, плакат “Хорошая книга – твой друг на всю жизнь”, выставка рисунков, конверты с пословицами.
Подготовительная работа:
1. Обсудить тему и форму проведения часа общения.
2. Пригласить школьного библиотекаря.
3. Изучить читательские интересы учащихся.
Ход мероприятия
Педагог: Наш сегодняшний разговор мы посвятим книгам. Зачем нужны книги людям? Какие бывают книги? Какое место занимают книги в современное время, время компьютеров и аудио-видеоаппаратуры?
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Книга – самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Её называют единственной машиной времени, при помощи которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее.
Нет ни одного писателя и поэта, который не написал бы много хороших слов о книге. Мне хочется вам прочитать, что писал о книге Алексей Максимович Горький: “Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом. Я не могу говорить о книгах иначе, как с глубочайшим волнением, с радостным энтузиазмом. Быть может это смешно, но это так. Вероятно, скажут, что этот энтузиазм дикаря: пусть говорят, я неисцелим.
Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, этого своего рода героя, с помощью машины, изобретенной каким – то другим героем, я чувствую, что в мою жизнь вошло что - то новое, говорящее, чудесное. Это новый завет, написанный человеком о самом себе, о существе самом сложном, что ни есть на свете, о самом загадочном, о наиболее достойном любви – о существе, труд и воображение которого создали всё, что есть на земле великого и прекрасного.
Я не хочу ничего знать, кроме людей. При подходе к ним книга является всегда дружеским и великодушным проводником. И я питаю всё более и более глубокое уважение к скромным героям, создавшим всё, что есть на земле прекрасного и великого”.
Вот так, ребята, относился к книге великий Горький.
А как вы относитесь к книге? Что она для вас значит?
Ученик: К книге я отношусь почтительно, ведь она нас учит наравне с педагогами.
Ученица: В книге можно узнать про весь мир.
Ученик: Книга – это полезный досуг.
Педагог: Как хорошо вы сказали. Сколько я себя помню, как только я научилась читать, - книга стала моим спутником. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, не было такой аппаратуры, как сейчас, поэтому книга оставалась, тем источником, который освещал мир.
Сейчас всё немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась?
Ученик: Нет. Книгу ничем заменить нельзя.
Педагог: И я, кажется, знаю почему. Ведь книга – она, как друг. Её читаешь и кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал.
Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите сходство с собой и своими поступками.
Со страниц книг перед вами встает Древний Рим, старая Русь, средневековый замок и шумный современный город. Книга позволяет побывать в любых частях света, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга всегда верно служит нам.
Ребята, люди придумали много пословиц и поговорок о книге. Что бы вспомнить некоторые из них проведем конкурс: “Кто соберёт из отдельных слов пословицы о книгах”.
Каждый учащийся получает по конверту, в котором лежат отдельные слова. Кто соберёт быстрей пословицу, тот и победит.
Пословицы:
1. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
2. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
3. Книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.
4. Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
Педагог: Какие молодцы! Быстро справились. Проверяем.
Ученики зачитывают пословицы.
Педагог: Ребята, а ведь пословиц о книгах великое множество. Я сейчас буду читать начало пословицы, а вы должны закончить ее.
1. Книга поможет в труде, выручит в …(беде).
2. Золото добывается из земли, а знания …(из книг).
3. Книга – источник …(знаний).
4. Кто много читает, тот много …(знает).
5. Выбирай книгу так, как выбираешь …(друга).
6. Будешь книги читать – будешь …(всё знать).
7. Одна хорошая книга – лучше всякого …(сокровища).
8. Не красна книга письмом, красна …(умом).
9. Ключ к знаниям - …(книги).
Педагог: Ребята, а ведь о книгах написано много стихов. Какие вы знаете стихи о книгах?
1-й ученик:
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём,
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
2-й ученик:
В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе –
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
В день рождения подарок
Хочешь другу подарить,
Подари ему Гайдара –
Будет век благодарить.
3-й ученик:
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это книга. Да здравствует книга!
Незапятнанных радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Наилучший друг, если ты одинок, -
Это книга. Да здравствует книга!
Педагог:Ребята, а назовите, пожалуйста, ваши любимые книги.
Ученики называют.
Педагог: А сейчас викторина “По страницам любимых произведений”.
1. Герой – коротышка в голубой шляпе и жёлтых брюках из сказки Н. Носова. (Незнайка)
2. Что за “красный цветок”, принёс Маугли в джунгли? (Огонь)
3. У какого царя состоял на службе Золотой петушок? (Дадон)
4. Как звали мастера в сказе П. П. Бажова, который создал каменный цветок? (Данила)
5. Девочка из сказки Г. – Х. Андерсена “Снежная королева”, которая очень любила своего друга. (Герда)
6. “Мужчина в полном расцвете сил”, который живёт на крыше. (Карлсон)
7. Кому принадлежат туфли – скороходы? (Маленькому Муку)
8. Страна с маленькими человечками, в которую попал Гулливер. (Лилипутия)
9. Человек – луковка из сказки Дж. Родари. (Чиполлино)
10. Игрушка Мари из сказки Э. Т. А. Гофмана, предназначенная для колки орехов. (Щелкунчик)
11. В какой сказке подснежники зацвели в феврале? (Двенадцать месяцев)
12. Имя грустного ослика, который на день рождения получил в подарок свой собственный хвост. (Иа)
13. Вредная лисица, которая хотела обмануть Буратино. (Алиса)
14. Из какого растения Элиза в сказке Андерсена “Дикие лебеди” сплела кольчуги для своих братьев? (Из крапивы)
15. Этот мальчик из книги Л. Лагина “Старик Хоттабыч” подружился с джинном. (Волька)
16. Героиня повести В. Губарева “Королевство кривых зеркал”. (Оля)
17. Как звали друга Робинзона Крузо? (Пятница)
Вы молодцы, много читаете и много знаете. Но книг огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит. Но есть книги, которые живут много веков, и которые читают во многих странах мира. Книги могут жить веками. Но чтобы их сохранить, нужно относиться к ним бережно. А для этого надо знать и выполнять правила обращения с книгой. Давайте их повторим.
Ученики:
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в неё закладку.
3. Переворачивай страницы за верхний правый угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
6. Не закладывай в книгу карандаши и ручки.
7. Не читай книги на солнце.
8. Не читай во время еды.
9. Если книга порвалась – подклей её.
Педагог: Ребята, а ведь книги тоже живут в своем доме. Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовется этот дом?
Попробуй, угадай!
Ученик: Библиотека.
Педагог: Правильно, это библиотека. Библиотеки бывают разные. Бывают домашние, а бывают общественные. Но каждая – это целый дом книг. Самой крупной библиотекой России и второй по величине в мире (после библиотеки конгресса США) является Российская государственная библиотека (бывшая библиотека имени Ленина) в Москве. У нас в школе тоже есть библиотека, которую все вы посещаете.
И сейчас слово предоставляется верному другу книг – нашему школьному библиотекарю.
(Выступление библиотекаря)
Педагог: А теперь, ребята, ответьте на мои вопросы. Что бы мне каждого в отдельности не спрашивать, отвечайте хором: “Это я, это я, это все мои друзья”. Только будьте внимательны.
1. Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
2. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
3. Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
4. Кто из вас такой художник – во всех книжках чертит рожи?
5. Кто, признайтесь, не боится в книгах вырывать страницы?
6. Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
7. Отвечай без передышки, кто же ручкой пишет в книжке?
8. Кто, скажите – ка мне сразу, книгу не читал ни разу?
9. Кто портфель сам собирает – ничего не забывает?
Педагог:
- Ребята, о чём мы сегодня говорили?
- Почему книга наш верный друг?
1-й ученик: Книга нас учит, она помогает нам узнать много нового, полезного и интересного. Она помогает жить человеку.
2-й ученик: Книга всегда лежит под рукой, и как настоящий друг, готова в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.
Педагог: Правильно. Книга – верный и постоянный наш спутник. Она остается основным источником, из которого мы черпаем познания. Недаром К. Г. Паустовский писал: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги!”
Желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками на всю жизнь.