Программа кружка "Художественное слово". 3-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 3


Пояснительная записка

Политические и социокультурные реалии конца XX и начала XXI века обусловили и открыли новые перспективы в культурном и коммуникативном образовании россиян, для которых стало реальностью непосредственное или опосредованное межкультурное общение. Эффективное обучение иностранным языкам приобретает сегодня особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Какой бы род занятий ни избрал ученик для себя в будущем, незнание иностранного языка может существенно обеднить его образовательные и самообразовательные возможности, Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп, именно дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Изучение английского языка также способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитие речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнеров, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.

Поэтому настоящая рабочая программа дополнительного образования направлена на коммуникативно-речевое развитие учащихся, языковой грамотности и социокультурных знаний и умений.

Цели и задачи программы

Целью изучения английского языка на раннем этапе является развитие мотивации учащихся к его изучению и приобщение их к другой национальной культуре, формирование элементарных навыков общения на английском языке у учащихся 3-го класса. Также изучение английского языка на раннем этапе является средством непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка.

Однако в условиях отсутствия постоянного иноязычного контакта основы неродного языка невозможно заложить без опоры на письменный текст. Зрительное подкрепление посредством чтения и письма – прямой путь к прочности знаний. В 3-м классе начальной школы дети, как правило, в состоянии читать и писать, поэтому на занятиях английским языком целесообразно знакомить учащихся с алфавитом, учить читать по образцу, под фонограмму, учить списывать иностранные слова, словосочетания, сверхфразовые единства и прочитывать их, выполнять занимательные письменные упражнения и задания. Таким образом, рабочая программа нацелена на обучение детей в 3-м классе начальной школы всем видам речевой деятельности параллельно.

Рабочая программа разработана с учетом следующих компонентов:

  1. социокультурный;
  2. национально-краеведческий;
  3. межкультурный;
  4. коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.

Задачами настоящей программы являются:

- создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся 8–9 лет к изучению иностранного языка;

- развитие коммуникативно-игровых и творческих способностей с помощью инсценировок, ролевых игр, проектов;

- создание основы для развития механизма иноязычной речи в различных видах речевой деятельности;

- формирование страноведческой мотивации с помощью доступной для этого возраста аутентичной информации о странах изучаемого языка и их культуре;

- расширение лингвистического и общего кругозора детей посредством знакомства с иноязычными праздниками, традициями, иностранными словами, вошедшими в русский язык и др.

- развитие умений ориентироваться в письменном и аудиотексте на иностранном языке;

В данной рабочей программе соблюден один из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса – создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по английскому языку.

Общая характеристика курса “Художественное слово”

Настоящая программа курса кружковой работы “Художественное слово” разработана для обучения учащихся в 3 классе ГОУ “СОШ № 731 ЗОУО ДО г. МОСКВЫ на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2009г., Программы начального общего образования по английскому языку и программного курса авторской программы обучения английскому языку в 3-м классе начальной школы и материалам авторского УМК “Английский язык с удовольствием/Enjoy English. 3 класс” (авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко,Н.Н.Трубаневой), рекомендованного Минобрнауки РФ, ФИПИ и департаментом образования Г.МОСКВЫ к использованию в образовательном процессе на 2012 – 2013 уч. год.

Предлагаемый курс выводит учащихся за рамки школьной программы, повторяя лексико-грамматический материал за курс младшей школы.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса “Художественное слово”

Предлагаемый курс способствует достижению следующих личностных результатов учащихся:

  • стремление к изучению предмета “Иностранный язык”, развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
  • формирование активной жизненной позиции,

Метапредметные результаты освоения курса “Художественное слово” проявляются в:

  • развитии умения планировать свое речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, используя разные источники информации, в том числе Интернета; обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения английского языка члены кружка должны:

знать/понимать:

- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки английского языка;

- основные правила чтения и орфографии;

- особенности интонации основных типов предложений;

- название страны - родины английского языка, ее столицы;

- имена известных персонажей английских детских литературных произведений;

уметь:

в области аудирования:

- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов, с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?), и отвечать на них;

- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе, животных) по образцу;

в области чтения:

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;

- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма и письменной речи:

- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

- писать краткое поздравление с опорой на образец.

Содержание курса “Художественное слово”

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени, из расчета 2 часа в неделю

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта “Английский язык с удовольствием/Enjoy English. 3 класс” (авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко,Н.Н.Трубаневой Обнинск: Титул,2010). В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, аудиоматериал, книга для учителя, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения., а также дополнительного:

  1. Абрамова, Н.А. Enjoy your English. Наслаждайтесь английским: Игры, скороговорки, загадки, анекдоты. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Артамонова, И.А. Fun with English. М., 1993.
  3. Каретникова, А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. Ярославль: Академия развития, 2010.
  4. Лосева, С.В. Английский в рифмах. 2-е изд., перераб, и доп. М.: ТОО Новина

Занятия в кружке “Художественное слово” проводятся по программе, включающей следующие разделы:

Разделы программы Кол-во часов
1 Hello, that’s me!/Здравствуйте, это Я! 4
2 I love my family/Я люблю свою семью 5
3 Pets and other animals/Питомцы и другие животные 7
4 The body. Clothes/Части тела. Одежда 8
5 Meals and food/Трапезы и еда 8
6 I like holidays/Мне нравятся праздники 7
7 Home, sweet home/Мой дом родной 7
8 My native town/Мой родной город 8
9 I study English with pleasure/Я изучаю английский язык с удовольствием 7
10 Looking forward to summer/В ожидании лета 7
ИТОГО 68

Основные принципы обучения по настоящей программе

К основным принципам обучения по настоящей рабочей программе относятся:

  1. Принцип коммуникативной направленности учебного процесса;
  2. Принцип создания благоприятного психологического климата на занятиях кружка;
  3. Принцип межкультурной ориентированности при изучении английского языка;
  4. Принцип воспитательной и образовательной ценности содержания обучения английскому языку;
  5. Принцип со – развития коммуникативных и когнитивных умений учащихся;
  6. Принцип активности;
  7. Принцип доступности и посильности;
  8. Принцип индивидуализации;
  9. Принцип ориентации на развитие умений школьников работать в коллективе;
  10. Принцип учета языкового опыта изучения родного языка и коммуникативного опыта общения на нем;
  11. Принцип взаимосвязанности английского языка с другими предметами.

Реализация рабочей программы осуществляется при помощи системы упражнений, которая включает в себя следующие типы заданий:

  • Лексические и лексико-грамматические упражнения как языкового, так и речевого характера;
  • Коммуникативно-игровые и коммуникативно-поисковые задания, в том числе с использованием компьютерных программ, Интернета;
  • Речевые упражнения, основанные на интерпретации аудио и графических текстов, формирующие комплексные социально-коммуникативные и коммуникативно-информационные умения в устной и письменной речи;
  • Проектные задания индивидуального, парного и группового характера;
  • Творческие задания, направленные на создание собственных текстов или иных продуктов деятельности.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса “Художественное слово”

Курс внеурочной (кружковой) деятельности “Художественное слово” предполагает использование следующего учебно-методического обеспечения:

  • “Английский язык с удовольствием/Enjoy English. 3 класс” (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко,Н.Н.Трубанева) Обнинск: Титул,2010;
  • Аудиоприложение к УМК “Enjoy English. 3 класс” (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко,Н.Н.Трубанева) Обнинск: Титул,2010”;
  • Абрамова, Н.А. Enjoy your English. Наслаждайтесь английским: Игры, скороговорки, загадки, анекдоты. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  • Артамонова, И.А. Fun with English. М., 1993.
  • Каретникова, А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. Ярославль: Академия развития, 2010.
  • Лосева, С.В. Английский в рифмах. 2-е изд., перераб, и доп. М.: ТОО Новина

При проведении занятий по курсу “Художественное слово” используется следующее материально-техническое обеспечение:

  • Телевизор (диаметром не менее 72 см);
  • DVD-плеер;
  • Интерактивная доска;
  • Музыкальный проигрыватель;
  • Компьютер;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и раздаточного материала;
  • Стенд для размещения проектов учащихся;
  • Стол учительский с тумбой;
  • Ученические столы 2-местные с комплектом стульев;
  • Реквизит для инсценировок.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (http://standart.edu.ru);

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования. Английский язык (www.ed.gov.ru);

3. Английский язык с удовольствием / Enjoy English. 3 класс” (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко,Н.Н.Трубанева) Обнинск: Титул, 2010.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3