Программа дополнительного образования "Волшебный мир бумаги"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования “Волшебный мир бумаги” является составляющей программы художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы детьми с бумагой. Занятия работы с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение работы с бумагой для развития ребенка:

  • Учить детей различным приемам работы с бумагой, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и так далее, при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развитие пространственного воображения – учить читать чертежи, по которым складываются фигурки, и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертёжных навыков.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, анализирует их воображение и фантазию
  • Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Соответствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами и квиллингу уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами и квиллинг.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, оформляется дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, бушующее море и т.п.

Для выразительности большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учат правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигуры. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Отличительная особенность программы:

Программа адаптирована для детей разного возраста. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности задания и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, квиллинга, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются поделки, выполненные в технике оригами, квиллинга. Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создание непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа “Волшебный мир бумаги” адресована детям от 3 до 13 лет, рассчитана на три года.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Занятия проводятся 2 раза в месяц с 1 сентября по 30 мая.

Год Количество часов Количество детей в группе
3 года В месяц В год  
1 год 2 18 Вся группа
2 год 2 18 Вся группа
3 год 2 18 Вся группа

Цель программы: создание условий для занятости детей, развития творческих способностей и эстетического развития через систему дополнительных занятий.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, квиллинга.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к искусству оригами, квиллинга.
  • Расширение коммуникативных способностей детей.
  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
  • Принципы.

Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста. Автор В.П.Созонов.

Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей. Автор принципа В.П.Созонов.

Принцип выбора: без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, само актуализации способностей ребенка.

Принцип творческой активности: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные способности, узнает о “сильных” сторонах своей личности. Автор Е.Н.Степанова.

Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Формы и методы.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы.

А так же различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  • Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
  • Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

Фронтальный.

  • Индивидуально-фронтальный.
  • Групповой.
  • Индивидуальный.

Ожидаемые результаты.

В результате обучение по данной программе дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой;
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, квиллинга;
  • Научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • Создавать изделия оригами, квиллинг, пользуясь инструктивными картами и схемами;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненные в технике оригами, квиллинг;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • Познакомятся с искусством оригами, квиллин;
  • Овладеют навыками труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы проведения итоговой реализации программы.

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ детей:
    • В группе,
    • В детском доме.
  • Участие в выставках детского творчества.
  • Участие в выставках-распродажах.

Список литературы.

1.Букина. С и Букин. М “Квиллинг. Волшебство бумажных заготовок” Ростов-на-Дону. 2012г.

2.Соколова.С “Театр оригами” Санкт-Петербург. 2007г.

3.Проснякова Т. “Забавные фигурки”. Модульное оригами. Москва. 2010г

4.Чиотти Д. “Оригинальные поделки из бумаги”. Москва. 2009г

5.Сайт. www.odnoklassniki.ru

Примерное тематическое планирование на 3 года.

Тематическое планирование 1 год обучения

№ занятия Тема Вид занятия Методы
1 Техника безопасности Теория Словесный
2 Знакомство с историей Оригами Теория Словесный
3-6 Изучение основных базовых форм Теория+практика Практический
7 Модульное оригами (Из истории) Теория Словесный
8-10 Модульное оригами   Объяснительно-иллюстративный
11-14 “Радужный лебедь” Практика Репродуктивный
15-17 “Белый лебедь” Практика Репродуктивный
18 Выставка работ. Участие в выставке-распродаже. Составление альбома лучших работ.    

Тематическое планирование 2 год обучения

№ занятия Тема Вид занятия Методы
1 Техника безопасности Теория Словесный
2 История квиллинга Теория Словесный
3-4 Основная техника Теория + практика Объяснительно-иллюстративный
5 Формы Теория + практика Объяснительно-иллюстративный
6-8 Миниатюрные шкатулки Практика Практический
9-11 Рамочки для фотографий Практика Практический
12-15 “Картины” Практика Практический
16-17 Поздравительные открытки Практика Практический
18 Выставка работ. Участие в выставке-распродаже. Составление альбома лучших работ.    

Тематическое планирование 3 год обучения

№ занятия Тема Вид занятия Методы
1 Техника безопасности Теория Словесный
2-4 Реализация проекта к юбилею 1812 года “Наташа Ростова” (повышенный уровень сложности) Теория+практика Практический
5-11 Мебель, декоративные деревья в технике квиллинг (повышенный уровень сложности) Теория+практика Практический
12-17 Техника в технике оригами (повышенный уровень сложности) Практика Объяснительно-иллюстративный
18 Выставка работ. Участие в выставке-распродаже. Составление альбома лучших работ.