Цели урока:
- Познакомить учащихся с основным свойством дроби, показать его применение для сокращения дробей;
- Воспитывать позитивное отношение к учёбе, нравственные качества личности: милосердие, сострадание;
- Развивать умение видеть проблему, намечать пути решения, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Ход урока
Как зритель, не видевший первого акта
В догадках теряются дети,
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
1. Цель урока, мотивация учебной деятельности.
В некотором царстве, в некотором государстве
жил – был царь, и было у него три сына. Вот как –
то созвал он своих сыновей и говорит: “ Сыночки
вы мои милые, видно пришло мне время уходить на
покой. Собрал я вас, чтобы разделить между вами
наследство, наше царство – государство. Да вот
беда – учёные – то наши видно что – то напутали.
Тебе – старший мой сын отписано нашего государства,
тебе – средний мой сын -
, а тебе – младшенький мой -
”.
Возмутился младший сын: “За что меня – то
обделили?” И рассорились братья меж собой. А царь
издал указ “Кто сумеет ошибку найти и сынов моих
помирить, того ждёт царская награда!!!” А чтобы
ошибку найти, надо, сначала, испытания пройти.
Если мы с вами, ребята, выдержим эти испытания с честью и достоинством, то сможем царю помочь и сыновей его помирить.
2. Актуализация опорных знаний.
Итак, испытание первое.
- Давайте вспомним, из каких составных частей состоит дробь? (Числителя и знаменателя)
- Что записывается под чертой дроби? (знаменатель)
- Что он показывает? (на сколько частей разделили целое)
- Что записывается над чертой дроби? (числитель)
- Что он показывает? (сколько таких частей взяли)
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? (из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, числитель которой больше)
Молодцы, ребята, первое испытание мы с вами прошли. Переходим ко второму.
3. Изучение нового материала.
У вас на столах лежат круги, поделённые на
равные части. От жёлтого круга отделите,
пожалуйста, и положите перед собой на край парты. От
оранжевого круга отделите, пожалуйста,
части, а
от зелёного круга,
части. Что вы заметили? (делили на
разные части, а отложили одинаковую часть круга -
половину, которую, кстати сказать можно записать
как
)
Значит, одну и ту же часть можно записать по –
разному. Давайте внимательно посмотрим на эти
дроби. Как можно из одной дроби получить другую,
например, как из получить
? или как из
получить
?
Делаем вывод, формулируем правило: при умножении и делении числителя и знаменателя дроби на одно и то же число (кроме 0) её величина не изменится.
Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас сформулировали очень важное и называется оно основным свойством дроби.
Это и есть тема сегодняшнего нашего урока. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока
“Основное свойство дроби”.
Запишите, пожалуйста, со слайда правило и формулы.
На слайде
Молодцы, ребята, с честью выдержали и второе испытание.
А теперь, давайте немножко отдохнём, нам надо набраться сил перед следующим испытанием. Встали.
Физминутка:
Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. (отработка ЗУН)
Переходим к следующему испытанию. (устная работа)
Внимание на экран:
- Представьте следующие дроби:
в виде дроби со знаменателем 12.
- Представьте следующие дроби:
в виде дроби со знаменателем 3.
- Письменно: замените дроби
равными им дробями с меньшими знаменателями. (у доски – один ребёнок)
Ребята, преобразование, которое мы с вами только что выполняли, называется сокращением дробей.
5. Применение ЗУН в изменённых условиях.
Ну а теперь самое сложное задание:
Расставить следующие дроби в порядке
возрастания: .
Сейчас, ребята, мы с вами выполняли задание, подобное тому, что будет у вас на экзамене в 9 классе. Так что, сегодня, придя домой вы можете похвастаться родителям, что решали задание из ГИА.
Молодцы, ребята, вы с честью прошли все испытания, а теперь давайте попробуем помочь царю исправить ошибку, которую допустили учёные и помирить его сыновей.
(возвращаемся к слайду с задачей)
Кто догадался, в чём ошибка. (дети высказывают гипотезу)
Проверим! (решаем проблему)
6. Подведение итогов урока, рефлексия, постановка домашнего задания.
Отлично, ребята. Вы царю помогли, и вот вам обещанная награда, царь каждого из вас жалует золотой медалью. А пока я буду вручать вам медали, не забываем, что мы с вами всё-таки на уроке, запишите, пожалуйста домашнее задание. Все, кто работал сегодня на уроке получают “5”.
Урок окончен, до свидания.