Программное содержание: ознакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах. Формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре, эмоционально обогатить малышей теплотой народной поэзии, воспитывать доброе отношение к “братьям нашим меньшим”.
Предварительная работа: чтение потешек “Петушок-петушок”, “Курочка и цыплята”, “Петушок и курочка”, исполнение песни “Вышла курочка гулять”, рассматривание альбомов с фотографиями всех видов транспорта.
Используемый материал: Петушок, курочка и цыплята (игрушки).
Для этого занятия я придумала и сделала столик “ПОЛЯНА”, столешница которого посередине разделена картиной, с одной стороны на ней изображена лесная поляна и пруд, а с другой двор и домик. Стол легко поворачивается на 900. Со стороны лесной поляны появляются жители леса или сказочные герои, живущие в лесу в зависимости от ситуации, а со стороны домика домашние животные или жители этого дома. Героев игры или занятия очень легко подкладывать незаметно для детей, что вызывает бурю положительных эмоции и радости от неожиданного появления.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На ковре из стульчиков - паровоз.
Дети входят в группу под фонограмму "Голубой вагон" Э. Успенского
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в весёлое путешествие, в деревню – посмотрим, какие там живут домашние животные.
Дети занимают места в вагончиках.
Ребята как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
(дети перечисляют транспорт, который видят в группе).
Я вам предлагаю поехать на поезде.
В нашем поезде много вагонов, им управляет машинист. Я буду машинистом, а вы будете пассажирами. Вы уже заняли свои места, можно отправляться в путь.
Воспитатель:
Загудел паровоз и вагончики повёз:
Чох-чах, чух-чух!
Я вагончики качу.
Чох-чах, чух-чух!
И от тяжести пыхчу.Вот поезд наш едет, Колеса стучат.
А в поезде нашем Ребята сидят.
Поезд наш идет все тише,
Остановка ближе, ближе.
А вот и наша остановка "Веселая полянка". Давайте выйдем и посмотрим кто живёт на этой полянке.
Дети выходят из вагончиков, подходят к полянке (столу), присаживаются на стульчики.
На столе установлен рисунок с изображением полянки.
Воспитатель: Дети, кто поет “Ку-ка-ре-ку”? Кто рано встает деткам спать не дает?
- Петушок.
Воспитатель: Ребята давайте позовем его: “Петушок, петушок! Иди к нам! А вы помните стихи о петушке? Мы расскажем стихи, петушок услышит и придет к нам.
Воспитатель и дети вместе проговаривают потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Столик поворачивается на 90О. Перед детьми возникает игрушка петушка. Дети рассматривают игрушку 1-2 минуты, столик поворачивается и игрушка исчезает.
Воспитатель: Ушел петушок! Ребята вы хотите, чтобы петушок ещё раз к вам пришел?
Воспитатель предлагает детям поочередно проговорить потешку. Столик поворачивается и вновь появляется петушок.
Воспитатель: Дети, послушайте, кого петушок зовет?
- Курочку.
Столик поворачивается и появляется игрушка курочки.
Воспитатель: Как курочка кудахчет?
- Ко-Ко-Ко.
Воспитатель побуждает детей повторить звукоподражание.
Воспитатель читает потешку:
Наши курочки в окно:
Ко-Ко-Ко! Ко-Ко-Ко!
А как Петя-петушок
Ранним утром-поутру
Нам споет “Ку-ка-ре-ку”!
Стол поворачивается и на нём появляется игрушка петушка и курочки.
Воспитатель проводит сравнение:
Воспитатель: Какой гребешок у петушка?
- Большой.
Воспитатель: А у курочки?
- Маленький.
Воспитатель: Что ещё есть у петушка?
- Бородушка.
Воспитатель: А курочки есть?
Дети рассматривают курочку и петушка, находят различие.
Воспитатель читает потешку:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
“Ко-Ко-Ко”
Воспитатель: Кого зовет курочка?
- Цыпляток.
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: “Ко-ко-ко”,
Не ходите далеко.
Столик поворачивается, и на нём рядом с петушком и курочкой появляются цыплята.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие цыплята! Маленькие, желтые, пушистые. Как они пищат?
- “Пи-Пи-Пи”
Воспитатель: Цыплята пищат, курочку-маму ищут. Как курочка зовет цыплят?
- “Ко-Ко-Ко”
- Как цыплята пищат?
- “Пи-Пи-Пи”
Воспитатель: А теперь послушайте, что я вам прочту:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
“Ко-Ко-Ко”
Воспитатель: А что ей ответят цыплята?
- “Пи-Пи-Пи”.
Воспитатель: Что такое? Почему так громко пищат цыплята? Они хотят есть. Пришла курочка и принесла полное ведерко зёрнышек. (Игрушечное ведерочко стоит перед курочкой. Перед детьми игрушки петушка, курочки, цыпляток)
Воспитатель: Давайте посмотрим, как курочка заботится о своих детках-цыплятках.
Воспитатель сыплет зерна и зовет курицу и цыплят. Цып-цып-цып-цып.
Как я позвала курочку и цыплят?
Цып-цып-цып. (дети повторяют).
Маленькие, желтые цыплята не идут, смотрят на Вас. Воспитатель говорит им: “ Клюйте зернышки, клюйте. Они вкусные”.
Я хочу вам показать зернышки, которыми я кормила курочку и цыпляток.
Дети рассматривают.
Цыплят много, а ведерко одно. Поможете курочке накормить цыплят?
Воспитатель предлагает каждому ребёнку посыпать на стол зёрнышки, из ведра которое принесла курочка. Дети поочередно (по 2-3) посыпают зёрнышки для цыплят. Дети гладят их, разговаривают с ними. Дети ставят ведерки перед цыплятами, а воспитатель предлагает спеть песенку.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки,
Ко-Ко-Ко! Ко-Ко-Ко!
Не ходите далеко!
Лапками гребите!
Зернышки ищите!
Дети ходят по группе и выполняют движения за воспитателем.
Воспитатель: Ребята вы молодцы, помогли курочке накормить её деток-цыпляток, и курочка вам за такую помощь приготовила угощение.
Вам понравилось путешествие в деревню?
У кого в гостях вы сегодня побывали? (У петушка и его семьи).
Ребята нам пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места в вагончиках.
Дети садятся на "поезд" и под фонограмму песни "Голубой вагон" едут в детский сад.