Цель игры. Пробудить у учащихся стремление к преодолению трудностей, интерес к математике. В форме игры проверить и закрепить умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках и способность действовать при решении нестандартных задач и занимательных задач. Выработать умение принимать коллективное решение.
Правила игры.
В игре участвуют 4 команды по 6 человек. Каждая команда – это правление банка. Команды выбирают капитана – управляющего банком. Он принимает окончательное решение по спорным вопросам.
У каждого банка есть начальный капитал – 50 тыс. рублей.
Каждому банку по очереди предлагается выбирать задание стоимостью от 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда дает неправильный ответ, то ее капитал уменьшается на ту же сумму.
Команда может продать свое задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.
На обдумывание задания дается от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.
Если команда дает неправильный ответ, то право ответа может быть передано другой команде.
Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.
Победителем объявляется тот, в чьем банке больше денег.
Лот № 1. (5 тыс. руб)
№ 1.
Мастерица связала свитер и продала его за 100 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло 3 мотка шерсти по 20 рублей за моток, а на украшения свитера понадобился бисер, стоимостью 10 руб. (Ответ: 30 руб.)
№ 2.
Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 тыс. рублей, а его расходы составили 3 тыс. рублей. Другой наторговал на 1 тыс. рублей меньше, но и затратил 2 тыс. рублей своих денег. Кто выиграл спор? (Ответ: никто.)
№ 3.
Костюм стоит 100 долларов. Сколько рублей надо заплатить за этот костюм, если курс доллара по отношению к рублю составляет 6,7 руб.? (Ответ: 670 руб.)
№ 4.
Выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50 тыс. руб. При этом предприятие израсходовало:
- на сырье – 20 тыс. руб.;
- на топливо – 2 тыс. руб.;
- на зарплату – 14,5 тыс. руб.;
- на налоги – 4,5 тыс. руб.
Какова прибыль предприятия? (Ответ: 9 тыс. руб.)
Вопросы болельщикам, пока команды решают.
Угадай, что, как зовется,
что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
а просто-напросто... . (товар)Возьми ты первую из нот
И к ней прибавь ты слово “ход”.
Получишь то, о чем мечтает
Любой кто бизнес начинает. (доход)Тимофей носки связал
И на рынке их продал.
Дешевле, чем стоили нитки.
Получил одни ... . (убытки)Чтоб продукты потреблять,
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить
Надо это все ... . (купить)
За верный ответ болельщиков команде добавляется по 1 тыс. рублей.
Лот № 2. (5 тыс. руб)
№ 5.
Два друга решили заработать. Они купили в редакции 100 газет по 30 рублей за газету и стали продавать их по 50 рублей за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? (Ответ: 2тыс.руб.)
№ 6.
Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1 тыс. руб., а продавать на рынке стала по 12 руб. за кг. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед? (Ответ: 200руб.)
№ 7.
Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по 1 руб. за пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 копеек и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? (Ответ: в первый день)
№ 8.
Бизнесмен положил в банк 1000 рублей. Через год он снял деньги со счета – всего 1300 руб. На сколько % увеличился его доход? (Ответ: на 30 %)
Игра со зрителями “В начале школы учил таблицу я!”
Наверное, все вы догадались, о чем идет речь в названии нашей игры. О таблице умножения. А все ли мы ее помним? Давайте проверим. По одному представителю болельщиков каждой команды. Ведущий показывает. Что надо делать:
“Идя по классу, на каждый шаг называть результат умножения какого-нибудь числа на 1; 2; 3... .Например числа 2 : 2; 4; 6; 8; 10; ...”
Итак, первый представитель принесет своей команде столько тыс. рублей, сколько он сделает шагов под счет умножения числа 7; второй - числа 8; третий - числа 6; четвертый - числа 9.
Лот № 3. (10 тыс. руб)
№ 9.
Банк платит по вкладам 2 % годовых. Какую сумму получит вкладчик через год, если первоначально вклад составил 1400 руб. (Ответ: 1428 руб.)
№ 10.
За книгу заплатили когда-то 3 руб. и еще половину стоимости книги. Сколько стоила книга?
(Ответ: 6 руб.)
№ 11.
В семье вспоминают, как лет 20 назад папа позвонил дочке, попросил ее купить кое-что из вещей, нужных ему к отъезду, и сказал, что мелочь лежит в коробочке на письменном столе. Девочка, мельком взглянув на коробочку, увидела написанное на ней число 98, вынула деньги, не сосчитав их, положила в сумку, а коробочку выбросила. В магазине она выбрала покупки на 90 копеек, а когда хотела расплатиться, то оказалось, что у нее не только не остается 8 копеек, как она рассчитывала, но даже не хватает 4 копеек. В чем ошиблась девочка? (Ответ: на коробочке было написано 86 коп., а девочка прочитала, перевернув коробочку 98)
№ 12.
Клеточки пирамиды были заполнены по следующему правилу: над каждыми двумя числами записывали их среднее арифметическое. Некоторые числа стерлись. Какое число было в верхней клеточке?
(Ответ: 7)
А теперь поиграем в такую игру.
Сейчас надо вспомнить таблицу умножения на 3.
По одному представителю от болельщиков команд. Им надо по очереди назвать по порядку все натуральные числа 1; 2; ... , пропуская числа, содержащие число 3 и делящиеся на 3. Кто ошибся, выбывает. А выигравший приносит своей команде 5 тыс. рублей.
Лот № 4. (10 тыс. руб)
№ 13.
Дед и баба принесли на рынок курочку-рябу, чтобы продать ее. Покупатель поинтересовался, сколько яиц несет эта курица? Дед уже устал стоять на рынке и решил разрекламировать свой товар: “Да это чудесная курочка-ряба! Она несет каждое второе яичко – простое, а каждое третье – золотое!” На что покупатель воскликнул: “Да разве может быть такое?” Почему покупатель не поверил деду? (Ответ: если каждое 2 – простое, а каждое 3-е – золотое, то 6-е должно быть одновременно и простое и золотое, чего быть не может)
№ 14.
Если бы школьник купил 11 тетрадей, то у него осталось бы 500 руб. А на 15 тетрадей у него не хватает 700 руб. Сколько денег было у школьника? (Ответ: 3800 руб.)
№ 15.
Когда моему отцу было 30 лет, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня в двое. Сколько лет мне теперь? (Ответ: 22 года)
№ 16.
Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, большее 2, но меньшее 3? (Ответ: запятую)
Вопросы болельщикам, пока команды решают.
- Увеличить число 666 в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. (Ответ: перевернуть число)
- Сколько конфет взял каждый из друзей, если они поделили между собой всего 11 конфет, причем один взял на 5 конфет больше другого? (Ответ: 3 и 8)
- В полночь шел дождь, была сильная гроза с молнией. Будет ли светить солнце через 72 часа? (Ответ: нет, т.к. будет ночь)
- Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (Ответ: 8 часов)
- В школе уроки математики, истории и литературы ведут три учителя: Иванов, Петров и Сидоров. Кто из них какой предмет ведет? Известно, что все трое - Петров, учитель математики и Сидоров выходят из школы домой вместе. Учитель истории младше Петрова. (Ответ: учитель математики – Иванов, учитель истории – Сидоров, учитель литературы – Петров)
За верный ответ болельщиков команде добавляется по 1 тыс. рублей.
Лот № 5. (15 тыс. руб)
№ 17.
У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер? (Ответ: 4 брата и 3 сестры)
№ 18.
На одну чашку весов положили кусок мыла, на другую 3/4 такого же мыла и еще 3/4кг. Весы в равновесии. Сколько весит кусок мыла? (Ответ: 3 кг.)
№ 19.
Кусок проволоки длиной 78 см надо разрезать на несколько частей длиной по 15 см и несколько частей по 12 см, но так, чтобы обрезков не осталось. Как это сделать? (Ответ: 4 куска по 12 см и 2 куска по 15 см)
№ 20.
В корзине лежат 30 грибов – рыжиков и груздей. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов – хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине. (Ответ: 11 груздей и 19 рыжиков)
Задачи со спичками для болельщиков
Из спичек сложили 4 неверных равенства:
- IV – V = I;
- X + X = I;
- VI – VI = XI;
- IV – I - V = II.
Как переложив только одну спичку в каждом примере, получить верное равенство?
(Ответ:
1) IV = V – I;
2) XI – X = I;
3) V + VI = XI;
4) IV – I = V – II).
Лот № 6. (20 тыс. руб)
№ 21.
Фляга с напитком стоит два с половиной доллара, напиток на два доллара дороже, чем фляга. Сколько стоит напиток?
(Ответ: 2 доллара 25 центов).
№ 22.
Один торговец при оптовой продаже своего товара делает скидку в 7 % ,кроме того, в случае продажи за наличные деньги еще делает уступку в 12 % с пониженной цены. Другой торговец делает скидку в 12 % с назначенной цены и, кроме того, 7 % с пониженной цены при одинаковых с первым торговцем прочих условиях. У кого из них выгоднее покупать товар за наличные деньги? ( Ответ: поровну)
№ 23.
Мальчик захотел заработать денег: помыть окна одной хозяйке. Он узнал, что этот труд стоит 5 рублей за м2. У хозяйки оконные поверхности составляли площадь по 10 м2. Мальчик подсчитал: 5*10=50 и решил заключить сделку повыгоднее, заявив, что согласен вымыть окна из расчета 75 рублей за каждое. Хозяйка согласилась, но оказалось, что от этой сделки выиграла она, а не мальчик. Почему? (Ответ: . Мальчик не учел, что окна придется мыть с двух сторон. А если бы он принял общие условия (по 5 руб. за 1 м2) заработал бы по 100 руб. за окно.
№ 24.
Работали два крестьянина в поле и решили позавтракать. У одного было два хлеба, а у другого один. В это время подошел к ним третий крестьянин и попросил поделиться с ним. Ему дали один хлеб, таким образом, каждый съел по хлебу. За свою долю третий крестьянин дал им 6 копеек и, поблагодарив, ушел. Крестьяне разделили деньги так: тот у кого было два хлеба взял 4 копейки, а второй взял 2 копейки. Правильно ли они разделили деньги? (Ответ: все 6 коп надо взять первому крестьянину )
Подведение итогов. Вручение призов.
В качестве призов можно выставить участникам и болельщикам, давшим наибольшее количество правильных ответов отличные и хорошие отметки. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.