Предварительная работа к занятию
1. Рассматривание картины – В.Васнецова “Три богатыря”, - иллюстраций, на которых изображены рода войск, боевая техника;
2. Чтение былины “Илья Муромец и соловей разбойник”
- С.Баруздин “Шёл по улице солдат”;
- Л.Кассиль “Твои защитники”;
- Ю.Стрехнин “Город отважных”;
- Я.Макаренко “Знамя победы”;
- Ю. Грибов “Слово о Прасковье Малининой”;
- Н.Букин “Яшка – артиллерист”;
- П.В.Светлов “Мальчишки из Тихвина” (отрывки из книги).
3. Загадывание загадок:
Ползёт черепаха,
Стальная рубаха.
Враг в овраг –
И она там, где враг (танк)
На горе-горушке
Сидят черны старушки,
Если охнут - люди глохнут (пушки)
Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Не до снов тому киту,
Днём и ночью на посту (подводная лодка)
4. Разучивание пословиц:
- Тот герой, кто за Родину стоит горой
- Как русский за штык берётся, так враг трясётся
- Береги землю родимую, как мать любимую
- Сражайся смело за правое дело
- Жить – Родине служить
- Родина-мать, умей за неё постоять
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит
- На Руси не все караси – есть и ерши.
5. Рисование – воинов, воинов-богатырей, военной техники;
6. Лепка военной техники;
7. Изготовление рыцарских шлемов;
8. Составление рассказов по фотографиям (принесённым из дома), о папах и дедушках;
9. Разучивание стихотворения С.Маршака “Наша Армия”.
Цель:
- Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества.
- Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
- Формировать представления о лучших мужских качествах.
- Обогащать словарь детей: мужество, справедливость, воля, смелость, сила духа, доброта, спортивность; сухопутные войска, военно-морской флот, воздушно-десантные войска; артиллеристы, подводники, танкисты, пограничники; Булава, палица, кольчуга, шлем, латы, автомат, пулемёт, ракетно-зенитная установка и т.д.
- Воспитывать любовь к родной стране, Родине; желание быть защитниками Отечества, служить в Армии.
- Поддерживать интерес детей к прошлому своих дедов и отцов (служба в Армии).
Оборудование и материалы:
- Картина В.Васнецова “Три богатыря”
- Иллюстрации родов войск
- Авторские игры: “Что в военном пакете?”, “Защитники древней Руси и России”
- Стенгазета “Доблестные воины России”, с использованием фотографий из семейных альбомов.
- Фотографии пап, дедушек в военной форме (когда они служили в Армии)
Ход занятия
Воспитатель привлекает внимание детей, включает магнитофон с записью песни “Славься”.
Воспитатель:
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
- Русь. Родина. Россия. Какие красивые, широкие и загадочные слова. Русь! Короткое – в один слог всего! – оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова Русь, Родина не одно значение, а много.
- Ребята, а что означает для вас слова Родина?
Дети:
- Родина – это дом и улица, на которой мы живём. Это наш любимый город Тихвин. Родина – это наша столица Москва; это мама и друзья; это наш детский сад и наши воспитатели.
Воспитатель:
- Ребята, скоро наша Родина отметит День защитника Отечества.
- А как вы думаете, кто такие “защитники Отечества?”
Дети:
- Это те, кто охраняет, оберегает, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, военные матросы, танкисты, десантники.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята.
В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские богатыри – защитники земли русской.
- А каких русских богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: - А каких защитников Отечества вы ещё знаете?
Дети:
- Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Александр Невский, Георгий Жуков.
- Наши земляки: Михаил Кузьмин, Кирилл Мерецков, Василий Зайцев.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вот как много защитников вы знаете.
- А сейчас мы с вами поиграем. Перед вами разложены картинки, на которых изображены оружие и одежда. Вам надо выбрать то, что относится к оружию и одежде русских богатырей, а что к современным защитникам, назвать и разложить рядом с карточками с изображением древнерусского и российского воинов. А в конце игры мы проверим, друг у друга правильно ли вы выполнили задание (приложение 1)
(Русские богатыри: лук, стрелы, меч, палица, булава, шлем, кольчуга, копьё, латы и плащ.Современные воины: граната, пулемёт, автомат, ракеты, пистолет, форма ОМОН, фуражка и китель, сапоги, бескозырка)
Воспитатель:
- Молодцы, ребятки, все справились с заданием правильно.
- Крепко любили свою Родину русские люди и выразили свои чувства к ней в пословицах.
- Давайте вместе с вами вспомним некоторые из них.
Дети:
- Тот герой, кто за Родину стоит горой.
- Как русский за штык берётся, так враг трясётся.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Сражайся смело за правое дело.
- Жить – Родине служить.
- Родина-мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Воспитатель:
- Как много пословиц вы вспомнили, молодцы!
- Ребята, с древних времён и до наших дней существует такая почётная, но трудная и опасная профессия – Родину защищать. Нашу мирную жизнь и покой берегут и охраняют российские воины. Они днём и ночью, в пургу и жару, на земле, в небесах и на море несут свою службу.
- А как вы думаете, какими должны быть наши военные, наши защитники?
Дети:
Они должны быть храбрыми, мужественными, сильными, терпеливыми. Должны быть честными, отважными, закалёнными, выносливыми, дисциплинированными. Должны уметь переносить трудности, много знать, уметь, заниматься спортом. Хорошо стрелять, быстро бегать.
Воспитатель:
- Наши мальчики, а может быть, даже и некоторые девочки, когда вырастут, тоже будут служить в Армии. Это большая честь. И к этому нужно готовиться уже сейчас.
- Ребята, а как вы можете уже сейчас готовиться к службе в Армии, к защите Отечества?
Дети:
- Мы должны делать зарядку, чистить зубы, закаляться, хорошо учиться, много заниматься, хорошо кушать.
Воспитатель:
“Чтобы в армии служить, надо сильным, ловким быть”
(Физкультурная минутка)
Каждый день по утрам
Делаем зарядку, (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Руки опускать, (руки вниз)
Приседать и вставать, (4-6 раз)
Прыгать и скакать. (5-7 прыжков)
Воспитатель:
- В Российской армии есть различные рода войск: Сухопутные войска, которые действуют на суше.
- А кто служит в этих войсках?
Дети: - танкисты, артиллеристы, пограничники, ракетчики
Воспитатель:
Военно-воздушные силы – они защищают нашу родину в воздухе.
- Кто служит в этих войсках?
Дети: - Десантники, лётчики.
Воспитатель:
Военно-морской флот, несущий дежурство в морях и океанах.
Скажите, пожалуйста, кто служит в этих войсках?
Дети: - подводники, моряки.
Воспитатель:
- А какую боевую технику вы знаете?
Дети:
- Танки, военные корабли, пулемёты, ракетные установки “Катюша”, подводные лодки, вертолёты, миноносцы, боевые самолёты.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Что в военном пакете?”
- Я раздам вам картинки с различными родами войск. Их нужно разложить на большие карты, изображающие небо, воду, сушу, распределить по принадлежности (приложение 1)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно всё распределили.
Воспитатель:
- Ребята, а ваши дедушки и папы служили в Армии?
Дети:
- Да, служили и даже бабушки.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать про своих пап, дедушек?
(Дети рассказывают, используя фотографии, принесённые из дома).
Воспитатель:
- Ребята, Дима Г., подготовил с папой и мамой рассказ о своих дедушках (приложение 2)
Дима рассказывает, используя семейную стенгазету. В конце рассказа предлагает вниманию детей военный китель своего дедушки. Ребята рассматривают, бережно прикасаются к наградам, примеряют китель на себя.
Воспитатель:
- Ребята, конечно, мы очень хотим, чтобы вы, когда станете взрослыми, любили, охраняли и защищали свою Родину, своё Отечество.
В заключение занятия Дима Т. прочитает нам стихотворение С.Маршака
“Наша Армия”
На высоких горах.
На степных просторах
Охраняет нашу
Родину солдат.Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.Шелестят берёзы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.Скоро я в дозоре
Встану у границы,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
Список использованной литературы
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. /Старшая и подготовительная группы/. М., 2005.
- Грибова Л.Ф., Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. М., 2007.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России /подготовительная группа/. М., 2007.
- Под ред. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? М., 2007.
- Под ред. Кондрыкинской Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. М., 2007.
- Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ /патриотическое воспитание/. М., 2007.