Цели игры:
- Развитие интереса учащихся к физике.
- Формирование потребности к углублению и расширению знаний по предмету.
- Выявление учащихся, интересующихся наукой и ее практическим применением.
- Расширение кругозора учащихся, проверить знания учащихся, их сообразительность и находчивость.
- Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, самостоятельно и оперативно применять знания, а также уметь работать в группе.
Задачи:
- Повторить основные понятия, формулы, единицы измерения, физические законы.
- Повторить биографию учёных, вспомнить их открытия.
- Проявить самостоятельность, творчество и смекалку при решении физических задач и творческих заданий.
Оборудование: Электронное приложение к мероприятию. Мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия
У – учитель физики
В1, В2 – ведущие
В1. Бывают ли на свете чудеса?
В2. Что за вопрос? Конечно, нет, ответит каждый! Они возможны только в сказках. Баба-яга, Змей-Горыныч и добрые феи выдуманы для маленьких детей, которым не хочется спать.
В1. А я, думаю, что они бывают – телевизоры и холодильники, самолёты и автомобили. А мой новенький мобильный телефон – разве не чудо?
В2. Эти чудеса созданы трудом человека благодаря применению законов физики.
В1. Да, необыкновенная наука.
В2. Сегодня мы собрались на «Физический КВН » между ребятами Матвеево-Курганских школ №1, 2, 3.
В1. Итак, что такое игра?
В2. Игра – это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.
В1. Игроки выигравшей команды заряжаются положительно.
В2. Проигравшей – отрицательно. Жюри – электрически нейтрально. Наш главный закон – закон сохранения успеха. (вместе)
В1. Полный запас успеха команд постоянен. Он может только переходить от одной команды к другой. Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая всех сил направлена в сторону побеждающей команды.
В2. Итак, представляем вашему вниманию жюри сегодняшнего поединка:
Ну а теперь главные герои сегодняшнего дня, представляем команду КВН Матвеево-Курганской школы №1 (учитель физики Зленко Людмила Владимировна), Матвеево-Курганской школы №2 (учителя физики Островская Татьяна Серафимовна, Петрушов Александр Яковлевич), Матвеево-Курганской школы №3 (учитель физики Петрушова Анна Николаевна)
У: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Как же Вы устроены, Ваше единственное, загадочное, хрупкое Величество – природа?! Этот вопрос вы задавали себе, когда пришли в 7-й класс. С тех пор вы узнали о том, что физика – одна из самых древних наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Сегодня мы будем говорить о явлениях природы, о людях делавших историю физики.
Итак, начнем наш «Физический КВН». В сегодняшней игре вам пригодятся находчивость, знания, смекалка, юмор, бойцовские качества и умение дружить. Вы должны помогать друг другу, а не винить за ошибки и неудачи. Будьте весёлыми, изобретательными, дружными и успех придёт к вам! Ни пуха, ни пера!
I. Конкурс «Приветствие»
Каждая из команд-участников должна представиться, обязателен девиз, название команды. Данный конкурс готовится заранее, даётся в качестве домашнего задания. Максимальное количество – 5 баллов
II. Конкурс «Разминка»
У. Вашему вниманию предлагаются загадки на тему: “Природа и явления в ней» Загадок – 12. Каждой команде по четыре. Вы будете по очереди вытаскивать бочонки с номерами загадок. (готовится мешочек с бочонками для лото) Максим количество баллов за конкурс – 4 балла (слайды 2, 3)
Загадки.(слайды 4-15 с гиперссылкой на слайд 3)
- Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
- В воде не тонет и в огне не горит (лёд)
- Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)
- Без рук и ног, а в дом лезет (тепло и холод)
- Горя не знаем, а горько плачем. (облака)
- Что идёт не двигаясь с места? (время)
- Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (запах)
- Сполох красиво играет, но не греет. (северное сияние)
- Ревнул вол на сто сёл, на сто речек. (гром)
- Виден край, а не дойдёшь. (горизонт)
- Кто не учившись, говорит на всех языках. (эхо)
- Чёрная кошка лезет в окошко. (ночь)
III. Конкурс «Кто лучше знает ученых-физиков?»
Согласно жеребьёвке, каждой команде предлагаются портреты учёных физиков. Учитель зачитывает кратко их биографию и знакомит с их трудами и открытиями, сделанными в физике. Задача – угадать учёного. Максимальное количество баллов за конкурс – 5 баллов (слайды №16-18)
У. Гениальный английский физик. Он родился очень слабым и был так мал, что его можно было искупать в большой пивной кружке. Им были открыты основные законы классической механики, он построил зеркальный телескоп, и также открыл закон всемирного тяготения. (Исаак Ньютон)
У. Великий итальянский учёный. Открыл явление инерции, установил принцип относительности движения в механике, изобрёл астрономическую трубу, с помощью которой открыл четыре спутника Юпитера, исследовал законы свободного падения тел, развивал учение Коперника о движении Земли. (Галилео Галилей)
У. Древнегреческий ученый, математик и механик. Его математические работы намного опередили свое время. Пионер математической физики, один из создателей механики как науки. Ему принадлежат различные технические изобретения. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждый день. Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей. (Архимед)
У. Он стал академиком в 39 лет. Великий французский физик и математик, один из основоположников электродинамики. Ввёл в физику понятие «электрический ток», открыл механическое взаимодействие электрических токов. Максвелл называл его «Ньютон электричества». Славился своей рассеянностью. Однажды он сосредоточенно варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Ампер Андре Мари)
У. Немецкий физик. Работал школьным учителем. Он открыл закон зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, а также закон, определяющий силу тока в замкнутой цепи. Чувствительный прибор для измерения силы тока он изобрёл сам. Кроме того, он нашёл зависимость сопротивления проводника от длины и площади его поперечного сечения. (Ом Георг Симон)
У. Великий русский учёный, основатель Московского университета. Ему принадлежат выдающиеся труды по физике, химии, горному делу и металлургии. Он развил молекулярно-кинетическую теорию теплоты, в его работах предвосхищены законы сохранения массы и энергии. (Михаил Васильевич Ломоносов)
IV. Конкурс «Физические явления».
(максимальное количество баллов – 5)
Вниманию соревнующихся предлагаются 5 видеоэпизодов с физическими экспериментами.
Опыт №1 Атмосферное давление. Магдебургские полушария, вакуумный насос. (слайд 20)
Опыт №2 Конвекция. Спички, одноразовый пакетик из- под чая. (слайд 21)
Опыт №3 Взаимодействие молекул. Два свинцовых цилиндра со стругом. (слайд 22)
Опыт №4 Источник тока. Солёный огурец, два проводника из разнородных металлов, соединительные провода, гальванометр (слайд 23)
Опыт №5. Явление отражения света. Лазерная указка, мука.(слайд 24)
V. Конкурс «Поединок капитанов»
Капитаны по очереди называют физические величины, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним назовёт физическую величину. (5 баллов)
VI. Конкурс «Чёрный ящик»
Участники должны угадать, что находится в черном ящике.
У
- Этот предмет находится в саду родового имения недалеко от Кембриджа, он является причиной открытия известного закона. (яблоко)
- Он полезен человеку. Лечит некоторые болезни. Без него двери шкафа не открываются, с ним быстро можно найти потерянную иголку. (магнит)
- Ни рыба, ни мясо, но способ приготовления этого продукта основан на физическом явлении (солёный огурец)
- Его можно использовать для изучения некоторых физических явлений. С помощью этого тела можно изучать свойства газов. С ним дружат некоторые спортсмены. По нему плакала Таня (мяч)
- Единица его измерения входит в "Великолепную семерку СИ".
- Его ни на миг не остановишь.
- Оно не ждет.
- Оно является деньгами.
- Его всегда не хватает человеку.
- Оно есть даже на ОРТ (время, часы)
- Это вещество в твёрдом состоянии можно носить в решете (вода)
VII. Конкурс «“Кто первый скажет: “Эврика!”»
Команды должны решить по 2 экспериментальные задачи
Задача 1. Поднимите картофелину со дна заполненного водой аквариума, не касаясь ее руками. Объясните опыт. (Оборудование: аквариум с водой, картофель, детское ведерко, лопатка, соль)
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
Задача 2. Определите объем тела неправильной формы. (Оборудование: мензурка, стеклянная банка с водой, нитка, камушек, линейка)
Задача 3 Кто быстрее достанет из стакана скрепки, не замочив руки? (стакан с водой, скрепки, магнит.)
Задача 4 «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.
Задача 5 Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный) Сделать так, чтобы один из листиков упал быстрее другого.
Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты.
Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?
Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха. А вот в вакууме они падали бы одновременно.
Задача 6
Показать, как можно на Земле побывать в состоянии невесомости (подпрыгнуть)
VIII. Конкурс «Физики-лирики»
угадать явление, описанное в произведении ( 5 баллов)
У. А.Р. Беляев. «Человек-амфибия»
«Ихтиандр опускался всё глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений. Он опускался всё медленнее. Вода становилась плотнее, она уже давила на него, дышать становилось труднее».
Значительно ли меняется плотность воды с глубиной? Почему герою с глубиной становилось тяжело дышать? (слайд 29)
У. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
«…Ковры, портьеры и мягкую мебель, – Грин давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло легко разместиться до десятка гостей, и Грин не решался его выбросить»
С какой целью композитор Грин убрал ковры, мягкую мебель из дома? (слайд 30)
У. Дж. Свифт. Путешествие Гулливера.
Гулливер готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие. «Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса… Мне дали жир трёхсот коров для смазки лодки…»
С какой целью смазывали лодку жиром? (слайд 31)
У. Г. Уэллс. «Первые люди на Луне».
Герои произведения взлетают с поверхности Земли к Луне. «Последовал лёгкий толчок, послышалось щёлканье. Как будто в соседней комнате откупорили бутылку шампанского, и слабый свист… я почувствовал огромное напряжение, мне показалось, что ноги у меня налиты свинцом».
Действие какого явления испытывали на себе путешественники? (слайд 32)
У. Ж.Верн. «Дети капитана Гранта».
Путешественники на перевале в Андах развели костёр. «…Вода здесь кипит не при ста градусах, а раньше…» Майор «оказался прав: термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь восемьдесят семь градусов».
Объясните это явление. (слайд 33)
У. К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона».
«Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате….»
Почему сено держит тепло? (слайд 34)
IX. «Угадай закон»
Вниманию команд предлагаются формулы к законам физики
(5 баллов)
- II закон Ньютона
- F=ma
- a=V/t
- F=mg
- Закон Гука
- P = mg
- P=ρgh
- F= kx
- Закон Ома для участка цепи
- Q = I2 R t
- I = U / R
- I = q /t
- Закон всемирного тяготения
- a = V2/ r
- F = μ N
- F = Gm1m2/R2
(слайды №36-38)
X. Пантомима
Задание: Изобразить указанное в карточке физическое явление, а соперники должны определить, что им было показано. (5 баллов)
- Броуновское движение.
- Притяжение разноимённых зарядов и отталкивание одноимённых.
- электрическую цепь, состоящую из источника тока, и лампочек.
Конкурс заканчивается подведением итогов, награждением команд.
Литература:
- И.Я. Ланина. «100 игр по физике».
- Я.И. Перельман. «Занимательная физика».
- С.А. Тихомирова. Дидактический материал по физике 7-11 (Физика в художественной литературе).
- Н.М. Шахраев. «Физический эксперимент в средней школе».