Открытый урок обучения грамоте по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове части, выделять и различать в словах звуки б, б'". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока Деятельность учащихся Цели
1. Организационный момент   Проверка готовности к уроку

Умение давать характеристику букве Б.

2. С какой буквой мы вчера познакомились? Расскажите о ней. Буква Б обозначает два звука Твёрдый б и мягкий б. Они согласные и звонкие.  
3. Интерактивная доска

Задания на диске “Игры и задачи 1-4 классы. Образование 4. Дом. Собираем звуковичка Б. Находим слова, в которых два звука б.

  Умение давать характеристику букве Б и различать в словах звуки этой буквы.
4. Работа в парах.

Игра “Продолжи слово”. Один ученик называет слог, сосед по парте продолжает слог, превращая его в слово.

Ба, бабушка; би, бизон; бо, боль… Развитие речи, умение подбирать слова с нужного слога. Умение работать в паре, умение договариваться и сотрудничать.
5. Работа с “Букварём”, с.112

Посмотрите на звуковичков. Почему они держаться за ручки?

Парные согласные – опасное место в слове. Здесь можно ошибиться при написании.

Чтение слов в столбиках в Букваре. Чётко проговариваем в чём различие букв и звуков. Дети видят несовпадение письма и произношения.

Звуковички б и п – парные согласные Научиться видеть расхождение письма и произношения букв и звуков. Опасное место!
6. ФИЗМИНУТКА. Игра. Если вы услышите твёрдый звук б в слове, то встают мальчики, а если мягкий, то – девочки.(Барабан, билет, бузина, белка, рябина, каблук, азбука…)   Умение различать твёрдый и мягкий звук.
7. Отгадайте загадку:

Я из крошки-бочки вылез,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.

Дуб – могучее и величественное дерево. Он вырастает в высоту на 30-40 метров, а живёт дуб до 1500 лет.

Картинка на интерактивной доске.

 

 

Дуб.

 
  А сейчас посмотрите в Букварь. Найдите столбики слов вверху страницы. Прочитайте про себя. А теперь давайте прочитаем вслух.

По ходу чтения проговариваем значение слов. Какие это слова? Какой у них корень. А какие знакомые суффиксы вы видите?

Дети читают слова в столбиках.

Это однокоренные слова. Корень дуб. Знакомые суффиксы ок, ушк.

Развитие умения выделять в слове его части.
8. Работа со словом дубрава. Показ картинок на интерактивной доске.

А какую часть слова мы ещё знаем? Она присоединяется к корню.

Что такое дубрава? От какого слова произошло слово дубрава? Подберите однокоренные слова.  
9. На доске корень бег и приставки. Подберите подходящие приставки к корню бег. Приставка. Дети выходят к доске, подбирают подходящие приставки и добавляют к корню. Умение подбирать подходящие приставки к словам.
10. А сейчас давайте сделаем схему слова ДУБОК.

(Мы делаем в тетрадях для печатания)

Я пишу на доске. Дети проговаривают, дают характеристику звукам.

Д-согласный, твёрдый, звонкий; у - гласный, безударный; б - согласный, твёрдый, звонкий; о – гласный, ударный; к – согласный, твёрдый, глухой.

Умение делать звуко-буквенный разбор.
11. Работа в парах.

Детям раздаются карточки со словами для звуко-буквенного разбора. Каждой парте разные слова.

  Умение делать звуко-буквенный разбор.

Умение работать в паре, договариваться, сотрудничать.

12. ФИЗМИНУТКА    
13. Букварь, с.112.

Знакомство с текстом. Нужно подобрать заглавие. После прочтения детьми про себя, на доску вывешиваются карточки с разными заглавиями.

Подберите более подходящее заглавие.

Чтение текста отдельными детьми и “цепочкой”.

Детям предлагаются заглавия. Разбираем их.

Дубрава.

Русское слово дубрава.

Родственники дубравы.

Русские леса.

Наиболее подходящее: Родственники дубравы, потому что в тексте рассказывается, что названия деревень и сёл, фамилии людей произошли от слова Дубрава.

Умение понимать текст, подбирать заглавие к тексту, умение работать в коллективе, читать “цепочкой”.
14. Итог урока.

Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что вам понравилось в сегодняшнем уроке?