Цель:
- закрепить знания детей о своей малой Родине – районе Сокольники: улицах, происхождении их названий, расположении объектов и их назначении;
- закрепить знание герба России, Москвы, района;
- закрепить знания о своей семье, умение рассказать о составленном древе или гербе семьи.
Материалы:
- запись песни “Сокольники” в исполнении Владимира Нечаева;
- гербы Москвы и её районов;
- слайды с видами: картин русских художников: Саврасова, Левитана
- слайды с видами памятника Гастелло, Дома творчества, пожарной каланчи , метро, храма Воскресенья Христова, гостиница Холидей, библиотеки им. И.А. Крылова, музыкальной школы им.П.И. Юргенсона,).
Предварительная работа:
- знакомство детей с достопримечательностями района, гербом страны, города, района;
- разучивание стихов;
- домашнее задание для родителей: составить свой герб, древо или гимн семьи;
Ход викторины
Под песню о Сокольниках в исполнении Владимира Нечаева входят участники двух команд: команда детей и команда родителей.
Ведущий: Дорогие дети, родители, гости! Сегодня мы пригласили Вас на конкурс-викторину, посвященную нашей малой Родине – родному району Сокольники. Давайте совершим путешествие по нашему району. Наиболее интересной бывает коллективная игра в викторины. В любом случае в выигрыше оказываются все, кто самостоятельно или с помощью подсказки ответит на наши вопросы, которые, как мы надеемся, помогут вам еще лучше узнать и еще больше полюбить наш район. Встречайте участников!
Ведущая представляет членов жюри/заведующая, старший воспитатель, воспитатель другой группы/.
И так мы начинаем!
1 конкурс “История Сокольников”
1 вопрос команде детей:
Ведущая: Большая Родина начинается с малой: с семьи, города, края, района, где мы родились и живем.
Улыбчивы и молоды -
Жемчужина Москвы!
Зеленым царством города
Не зря зовётесь вы ...
Как называется наш район? (Сокольники)
Как вы думаете, как можно назвать жителей нашего района? (варианты ответа).
И все-таки, и все-таки,
Ругай или хвали,-
Из древней славы сотканы,
Из прежней славы сотканы,
Из новой славы сотканы
Сокольники мои!
Вопросы команде родителей:
1. Своим названием Сокольники обязаны одной из самых любопытных сторон быта русских царей, их любимейшему увлечению чем? (Соколиной охоте).
2. Кто из царей уделял большое внимание соколиной охоте? (царь Алексей Романов).
3. Почему названо Ширяево поле? (у царя был любимый сокол по имени Ширяй, он разбился и царь повелел местность вокруг в память о птице назвать Ширяевым полем).
Вопрос команде детей:
В Москве много районов. Каждый район имеет свой герб. Перед вами картинки с изображением гербов. Нужно найти герб России, Москвы, Сокольников. Описать.
Почему изображен сокол, а не другая птица?( проводилась соколиная охота) ( Серебряный щит московской формы, пересечен тремя зелеными перевязями вправо, что значит изобилие - чистых
зеленых зон-парков на территории Сокольников. В поле щита золотой сокол, увенчанный царской короной, сидящий на красной охотничьей рукавице, символизирующий царскую соколиную охоту, проходившую на территории района. Герб обрамлен снизу лентой с красной надписью Сокольники).
-Что изображено на гербе России? /Двуглавый орёл. Это бесстрашная, гордая, свободная птица. Одна голова смотрит на восток, другая на запад.Таким образом зорко наблюдает за необъятными просторами нашей родины. Орёл очень заботлив о своих птенцах. Он раскрыл свои крылья над всей Россией., как будто хочет закрыть, защитить свои города, своих граждан от всех бед и напастей. На щите двуглавого орла изображён герб Москвы.
- Кто знает этот герб? /показывает герб Москвы/. Кто сможет рассказать, что на нём изображено? / Святой Георгий Победоносец на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей – это символ зла. Он повержен, побеждён героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
2 конкурс
Вопрос команде детей:
1. Наш район не очень большой, но в нем много улиц. Как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Егерская).
2. Назовите улицы нашего района? (Бабаевская, Стромынка, Русаковская, Короленко, Охотничья, Гастелло и.т.д.)
Вопросы команде родителей.
1. Почему названа улица Матросская Тишина? (на правом берегу Яузы при Петре 1 была построена фабрика по выделке парусов для кораблей. На этой фабрике работали отставные матросы, которые жили неподалеку, в память о них назвали улицу).
2. Почему названа Колодезная улица? (находился “ святой колодец”, из которого брали воду местные жители).
3. Большая Остроумовская улица? (в честь главного врача Бахрушинской больницы, а ныне №33 . Он был домашним врачом семьи Бахрушиных, которые построили больницу).
Ведущая:
Зори Сокольников! Как вы прекрасны!
Душу вы греете нам...
Соснами здесь любовался Саврасов,
Осень воспел Левитан.
Кто такие Левитан и Саврасов? (художники)
На экране демонстрируются картины, написанные художниками: Левитаном и Саврасовым. Поэты слагали стихи о Сокольниках. (Дети читают стихи. На экране демонстрируются картины).
Вопросы для детей:
1. Почему улица названа Гастелло? (имя военного летчика Гастелло, совершившего подвиг во время войны).
2. Что уставлено на улице Гастелло? (памятник летчику Гастелло).
3. Опишите этот памятник. (Памятник представляет собой бронзовый бюст лётчика, на голове – лётный шлем, очки, сзади – языки пламени.
Бюст установлен на постамент, выполненный в виде цилиндрической колонны сужающейся книзу, где расположены два гранитных крыла.
Наверху колонны имеется надпись крупными буквами Гастелло.
Вопрос для детей:
- Что это за дом?
Музыку услышишь в нем,
Песни, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех (музыкальная школа)
Вопрос для родителей:
Именем кого названа музыкальная школа с нашем районе? (Имени Юргенсона Петра Ивановича –российского нотоиздателя, музыкального общественного деятеля. Он основал в Москве музыкальное издательство /1861г./, на базе которого в 1918 г. создано государственное музыкальное издательство)
Вопрос для детей:
1. Как называется заведение, где можно взять почитать книгу? (библиотека).
2. Чьим именем названа библиотека в нашем районе? (баснописца Ивана Андреевича Крылова)
3. Какие произведения он писал, их названия? (басни).
Детям предлагается перечислить басни и вспомнить отрывки из этих басен).
Вопросы для родителей:
- Что изображено на картинках? (Пожарная каланча, Вестовой на фоне каланчи, Пожарный обоз) /Показ слайдов/
С последней каланчи
В Сокольниках стоящей,
Никто не смотрит вдаль
На горизонт горящий,
Никто не смотрит вдаль, все опускают взор.
На пенсии давно усатый брандмайор.
Кто такой брандмайор? /Смотрящий за пожарами/
Домашнее задание:
Ребенок читает стихотворение:
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я.
Такая вот у нас семья.
Ведущий: Каждая семья - это маленькое государство со своими законами, традициями, интересами. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого незримыми ниточками. Корни каждого рода, как корни дерева, питают и держат на земле. И тот род семьи, кто предков помнит и бережет, как сильное дерево, которое кроной своей укрывает корни от солнца, дождя и ветра, никогда не прекратит своего существования.
Демонстрируются семейные гербы и заслушиваются рассказы о них.
3 конкурс: Архитектурные памятники Сокольников
Вопрос для детей:
Наш район красив памятниками архитектуры. Назовите известные постройки нашего района? На экране демонстрируются слайды с видами известных в районе архитектурных сооружений, дети называют. (Дом творчества, пожарная каланча, метро, храм Воскресенья Христова, гостиница Холидей).
Вопрос для родителей:
Назовите известные памятники архитектуры? ( ледовый дворец, детская больница им. Святого Владимира, стадион братьев Знаменских, театр им. Виктюка (бывший клуб им. Русакова), больница им. Остроумова).
4 конкурс: Зона отдыха
Вопрос для детей:
- Место отдыха в Сокольниках (парк Сокольники).
Вопрос для родителей:
- Какой царь превратил Сокольники из места исключительно царских потех во всеобщее и любимое место отдыха. (Петр 1).
- Какие мероприятия устраивались в парке в период Петра 1. (гулянья по случаю коронации русских царей и просто гулянья).
Ведущая: Пока жюри совещается и подводит результаты. Мы с вами совершим экскурсию в парк Сокольники. Дети читают стихи о парке Сокольники /демонстрируются виды парка на экране/.
В Москве огромные, бетонные
Дома, как в море корабли,
А улицы- моря безводные
Асфальтом скованной земли.
Но я люблю мои Сокольники.
Цветы, деревья и кусты,
Аллеи, просеки раздольные-
Зеленый остров красоты.
Когда-то, много лет назад,
Под городом Москвою
Не парк Сокольники, не сад,
А лес стоял стеною
Мещерский лес богатым был
И птицей и зверями.
Был соколиной охотой когда-то
Славен над Яузой лес.
Будем хранить мы воистину свято
Клад заповедных чудес.
Этой землею мы рады гордиться,
Рады, что здесь мы живем -
Лучше Сокольников места в столице
Днем не отыщешь с огнем!
Царь Алексей здесь учредил
Охоту с соколами.
С тех пор Сокольниками звать
Народ стал эту местность.
И роща, можно утверждать,
Приобрела известность.Сокольники - уютный уголок
Вокруг - Столицы шумная громада
Куда-то все спешат и вам чего-то надо
А здесь, в аллеях парка, средь ветвей-
Спокойствия и радости отрада
Приют для отдыха и творческих идей
Пройдя ворота, будто в сказку ты попал
Аттракционы разные, розарий и фонтаны
Но есть одно, что раньше не видал
В музее льда - всегда одно лишь время года
Как к Снежной Королеве в дом попал
Все изо льда там - от кровати до комода.Сокольники! Сокольники!
Простор нам дорог ваш
Раскинулись привольно вы, -
Вам сотни лет не дашь
Улыбчивы и молоды-
Жемчужина Москвы!
Зеленым царством города
Не зря зоветесь вы.
Мир шахмат - древняя игра
От магов Индии пришла из Безвременья
Клуб “Фаворит” в Сокольниках ребят к себе позвал
Ходов распутывая тайные значенья.Когда мы в настроении
На сердце грусть и мрак
Иду я на лечение
В сокольнический парк.
Как вольно в парке дышится
В тени густых ветвей...
В аллее трели слышатся,
Чарует соловей