Внеклассное занятие по музыке "Время. События. Люди"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели и задачи:

  1. 2012 год – год российской истории. Вспомнить и отметить события и даты славного исторического прошлого России.
  2. Показать на исторических примерах, что сила страны в единстве и сплочённости людейразных национальностей. Так было во все времена становления и развития государства,так есть и в наши дни.

Ход занятия

Показ слайда 1

Учитель: 2012 год – год четырёх юбилейных событий истории России. Событий и дат, которыми гордится наш многонациональный народ. Мы не Иваны, не помнящие родства, а верные и любящие сыновья и дочери нашей великой Родины. Сегодня, перелистывая страницы летописи нашего государства, отдадим дань уважения славному историческому прошлому. Событиям, которые объединяли, сплачивали народы, живущие на необъятных просторах России.

Показ слайда 2

I. 1150 лет государственности России

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

Просмотр слайдов с 3 по 9

Учитель: Попробуем представить, каким был Рюрик, норманн, князь (862-879)

Он был дитя своей эпохи,
с седла не падал в битвах в грязь.
Высокий ростом, худощавый,
лицом суров, без бороды,
всегда в доспехах и готовый
сражаться в пламени войны.
Завоеватель, покоритель,
с мечом в руках, неудержим,
бросался в схватки в числе первых,
вёл за собой, неустрашим.

Был первым самодержцем русским,
объединил вокруг себя
на севере, востоке, юге
соседние славянам племена.
Подстать его характеру и воле
была такая же жена,
среди опасностей походов
счастливо сына родила.
Назвали Игорем, но он
Другой судьбой был наделён.
(Борис Кочетков)

Учитель: Рюрик объединял племена, потому что понимал, что одиночный прутик сломать легче, чем большое количество, связанных вместе прутьев. Наши предки не только вместе защищали свою землю. Вместе они участвовали в разных ритуалах. Древний массовый танец ХОРОВОД наши предки водили в конце весны и в начале лета. Славяне говорили раньше не так, как мы сейчас говорим, одежды носили из тканей, сделанных своими руками, но испытывали те же самые чувства волнения, веселья и радости, когда все вместе на празднике кружились в хороводе.

Девочки танцуют и поют «Во поле берёза стояла» (муз. сопровождение - ксилофон)

Славные витязи древней Руси,
Дети Сварога, Славянской земли
Пращуры в сече, рубили врагов,
Булгар, Печенегов, Хазар – степняков!
С криком УРА, мы по миру прошли,
Всюду встречаются наши следы,
Руны славянские и письмена
В камне оставили мы на века!

Учитель: Следующая страница истории.

Показ слайда 10.

II. 770 лет битве на Чудском озере

Учитель: В конце марта, 770 лет назад воинская рать во главе с князем Александром Ярославичем разгромили рыцарей Тевтонского ордена. Александр – полководец, не проиграл ни одного сражения! В историю вошёл под именем Александр Невский. В честь легендарного полководца написаны поэмы, сложены стихи. А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал кантату «Александр Невский»

Подступили воины чужие
Ко границе Русской стороны,
Но восстали русичи лихие,
Гнева справедливого полны.

Звучит в записи Песнь крестоносцев Вальтера дер Фогельвейде.

На Неве разбушевались волны,
Замерли войска, не шевелясь,
И ступил вперёд, отваги полный,
Александр – благоверный князь.

«Вставайте, люди русские» С. Прокофьев. Фрагмент кантаты исполняет хор третьих классов.

Гой, Россия, ты матушка, ой, да продержись!
Александр, наш батюшка, ой, да заступись!
И поднялись русские знамёна,
На которых лик сиял Христов,
И мечи обрушились со звоном
На обломки рыцарских щитов.
Битва чёрной бурей разразилась,
Поубавив неба синевы,
И горячей кровью обагрились
Берега красавицы Невы.
Князь воюет, не жалея жизни,
Всей душой за Родину стоит,
И любовью пламенной к Отчизне
Сердце Александрово горит!
Русь моя! Великая Держава!
Много претерпела ты невзгод.
Но всегда служил тебе исправно
Твой бесстрашный, преданный народ.
Нечисть не однажды покушалась
Навсегда расправиться с Тобой,
Но всегда сыны твои являлись
И с врагом вступали в смертный бой!
О победе в этой славной битве
Не устанут песни сочинять,
Ну, а князя Невского в молитвах
Просят Русь Святую охранять.
Гой, Россия, ты матушка, ой, да продержись!
Александр, наш батюшка, ой, да заступись!

Показ слайдов 11, 12, 13 (Полководцы земли Русской)

Учитель: Все эти и другие полководцы, и воины знали главное условие победы – ЕДИНЕНИЕ СИЛ.

«Учил Суворов» песню А. Новикова (с движениями) исполняет все третьеклассники

Учитель: Следующая страница истории рассказывает о событиях 400-летней давности.

Показ слайда 14

III. 400 лет нижегородскому ополчению Минина и Пожарского

Учитель: Второе ополчение возникло в Нижнем Новгороде в сентябре 1611 г. Пока ополчение двигалось на Москву, к нему присоединялись другие горожане, крестьяне из разных районов России.

Показ слайда 15

Учитель: Во главе стояли Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 г. Ополченцы разбили армию поляков, а в октябре освободили полностью столицу.

Показ слайда 16

В 2012 году 4 ноября, в День народного единства вся страна будет вспоминать события, которые происходили 400 лет назад. С тех пор, как поляки пришли на нашу землю в России стал известен танец- шествие польского происхождения Полонез.

Полонез Огинского «Прощание с Родиной» исполняет ученица восьмого класса.

Учитель: Пребывание поляков на территории Руси не прошло бесследно. Из польского языка в 16 веке закрепились такие слова: местечко, вензель, сбруя, зразы, Венгрия, клянчить, опека, пекарь и другие. С тех давних времён пришёл в Россию ещё один танец польского происхождения – Мазурка.

В исполнении ученика-скрипача третьего класса звучит Мазурка.

Учитель: С 2003 года на Каринском поле под Александровом проходит историко- патриотический фестиваль «Отчизны верные сыны». В 1609 г. на поле произошло сражение с поляками. Ученики нашей школы принимают активное участие в этом фестивале. Это даёт возможность соприкоснуться с историческими событиями Смуты начала 17 века, ощутить гордость за ту далёкую победу.

Просмотр фрагмента фильма об участии старшеклассников школы14 в экспедиции,

посвящённой фестивалю «Отчизны верные сыны»

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги нет половинок
И, если волна, то волна,
И нету полуросинок
Вот так и Россия одна! (В. Крючков)

Учитель: С 2005 года россияне отмечают 4 ноября День народного единства.

Показ слайда18

IV. 200 лет Бородинскому сражению

Учитель: Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года произошло в августе у села Бородино, в 125 км от Москвы. Наполеон часто повторял фразу: «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, а русские заслужили быть непобедимыми» Генералам 1812 года посвящается романс, который написан для телевизионного фильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Показ слайда 19

Романс Настеньки звучит в исполнении ученицы девятого класса.

Показ слайда 20

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули пред нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы.
М.Ю. Лермонтов

Показ слайда 21

Учитель: Событиям двухсотлетней давности посвящено стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Великий русский писатель Л.Н. Толстой описал Отечественную войну 1812 года в романе-эпопее «Война и мир». Композитор Сергей Прокофьев написал оперу с одноимённым названием.

Вальс из оперы С. Прокофьева «Война и мир» танцуют старшеклассники.

Учитель: Давно была написана песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Автор песни неизвестен, но знают её все, от мала до велика.

Песню «Солдатушки, бравы ребятушки» исполняют все ученики в зале.

V. 70 лет самому суровому периоду Великой Отечественной войны

Учитель: 70 лет назад Советский союз отражал натиск гитлеровских войск. 1942 год был самым сложным и переломным в ходе Великой Отечественной войны. Ученики нашей школы, под руководством учителя литературы Бурко Т.Д,. участвуют в творческих мастерских. В конкурсе творческих работ Департамента образования Владимирской области отмечены работы нескольких наших учеников. Выступают авторы:

Скотнов Руслан, 13 лет. Мой прадед. 

Когда-то мой прадед пошёл на войну
Спасать от фашистов родную страну.
Не раз под жестоким сражался огнём -
Недаром награды сверкали на нём.
Дошёл до Берлина – фашизм победил
И дом свой родной от врагов защитил.
Вернулся в Россию, в село и в свой дом,
Как будто и не был отважным стрелком.
И мирным трудом до конца своих дней
Он вновь занимался для пользы людей.
Бабушка мне рассказала о нём…
Девятого мая мы с папой пойдём
На праздник великий народный
Сказать ветеранам «спасибо» от нас
За ратный их труд благородный!

Николаева Инга, 14 лет. Что есть война? 

Что есть война? Разрывы, смерти, крики.
Здесь многие становятся безлики.
Так было, что под пулями одна
Девчушка малая истошно мать звала.

Но тщетно всё: уже не встанет мама,
Всё холодней она, хотя и рядом,
Уж не ответит доченьке своей.
От этой мысли ей ещё больней.

Как страшно жить! Как всё кругом ужасно!
И даже свет становится опасным:
Ведь с неба синего вдруг смерть летит
И всё живое на земле разит.

Но время шло. Девчушка подрастала
И вскорости совсем уж взрослой стала,
Но мать свою, убитую врагом,
Ей не забыть ни нынче, ни потом.

И, глядя на военные могилы,
Нам не забыть своих родных и милых,
И то, как получил фашист отпор,
Мы тоже свято помним до сих пор.

Остались навеки в душах людей
Потери и горечь тех давних дней,
И то, как враги получили сполна…
Вот что такое война!

Учитель: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!» Вместе скажем речёвку:

Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

«Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой. Исполняет весь зал.

Учитель: Запомните это чувство единения и гордо пронесите его через годы. Будьте достойны своих мужественных славных предков. Удачи во всех делах!