Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Класс: 5.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация в POWER POINT, раздаточные карточки на каждого ученика.
Форма проведения урока: урок - исследование
Структура урока:
- мотивационная беседа с последующей постановкой цели;
- исследовательские действия;
- подведение итогов урока;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Цели:
Учебные:
- получить распределительный закон умножения; сформулировать его и записать в буквенном виде;
- совершенствовать навыки упрощения выражений;
- закрепить навыки и умения обучающихся упрощать выражения, выполнять арифметические действий с натуральными числами;
- продолжить работу по формированию навыков решения уравнений.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность; повысить интерес учащихся к нестандартным заданиям, сформировать у них положительный мотив учения.
- развивать умение обобщать полученные знания. Формировать познавательные умения (наблюдение, сравнение, сопоставление). Развивать умение выдвигать и обосновывать свои высказывания.
Воспитательные:
- способствовать развитию устойчивого интереса к математике через обучение с применением информационных технологий
- расширять кругозор учащихся. Воспитывать наблюдательность и внимательность.
Ход урока
Урок сопровождается показом презентации. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли герои мультфильма “Трое из Простоквашино” и попросили помочь решить вот такие уравнения 5х+2х=14, 7х-3х=8. Поможем? (Слайд 2)
Но сначала сделаем небольшую разминку. Посчитаем устно:
100-55=...*2=...:18=...*15=...-44=...+24=...:11=...*23=...-...=100 (Слайд 3).
Мы сделали хорошую разминку и теперь можно попытаться помочь героям мультфильма, решить уравнения. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите на уравнения, показанные на доске.
- 5х+2х=14,
- 14х=28,
- 7х-3х=8,
- 4х+6х=30,
- 3х=27,
- 12х=60,
- 18х-12х=12,
8х=64 (Слайд 4)
На какие две группы можно разделить эти уравнения? (Слайд 5) Почему именно так? Чем отличаются уравнения в первом и втором столбцах?
Можно сразу найти корни уравнений первого столбца?
Почему?
Как же надо преобразовать левую часть уравнения, чтобы получилось знакомое нам уравнение?
В математике говорят упростить выражение. Мы умеем это делать?
Что же, по-вашему, нам надо научиться делать сегодня на уроке?
Верно, мы должны научиться упрощать такие выражения и в этом нам помогут правила, которые вы сформулируете сами.
Значит, какая у нас сегодня тема урока?
- Упрощение выражений.
А цель?
- Получить правила, с помощью которых можно упрощать такие выражения.
Запишите тему урока в тетради (Слайд 6).
В этом нам помогут задания, которые каждый получил на отдельных листах. (Приложение 1). Уравнения из какого столбца мы умеем решать?
Посмотрите на доску (Слайд 7). Вычислите значения выражений левого и правого столбцов. Сравните числа, используемые для записи, прочитайте выражения, сделайте вывод. В этом вам помогут записи в раздаточных материалах. Прочитайте выражение в левой части и в правой части, используя термины сумма, разность, произведение. А теперь заполните пропуски в ваших раздаточных листах. Прочитайте, что у вас получилось (Слайд 8, слайд 9).
Полученное правило – описывает распределительное свойство умножения относительно сложения. Данное свойство можно записать в буквенном виде (Слайд 10). Сформулируйте, это свойство. А теперь рассмотрите следующие 4 примера (Слайд 11) и попробуйте сами сделать вывод, сформулировать правило. Вам опять помогут записи в раздаточных листах. Сделайте вывод (Слайд 12, слайд 13). Итак, какое свойство можно сформулировать? Верно, это распределительное свойство умножения, относительно вычитания. Запишите его в буквенном виде. Сравните с записью на доске, проверьте друг друга (Слайд 14).
Вот и подошло время немного размяться (Слайд 15). Кот Матроскин, приготовил нам небольшую физкультминутку. Если вы согласны c результатом, то хлопаете в ладоши над головой, если нет, то приседаете
- 15*4=60
- 27+34=61
- 18+42=50
- 18*3=72
- 63:21=3
- 57-16=42
А теперь, если вы согласны, то поворачиваем туловище вправо, а если нет – влево (Слайд 16).
- 14*5=60
- 74+18=92
- 88:4=2
- 46:23=2
- 96-48=48
- 17*3=61
Немного отдохнули, вернемся к нашим заданиям. Ведь нам же надо помочь решить уравнения.
Работаем в парах. У вас на раздаточных листах записаны выражения. Заполните пропуски и расскажите друг другу, почему вы сделали именно таким образом. Сверьте свои записи с записями на доске (комментарии учеников) (Слайд 17).
Сформулируйте еще раз свойства, которые мы получили и выполните №563 (Слайд 18) в своих тетрадях. Опять проверьте друг у друга задания и оцените работу вашего соседа.
Итак, думаю теперь, мы полностью готовы помочь нашим друзьям и решить предложенные уравнения.
Работаем по вариантам. (Слайд 19)
1 вариант
- 5х+2х=21
2 вариант
- 7х-3х=8
Проверяем. А теперь расскажите друг другу, как вы решали уравнения и оцените вашу работу. А сможете вы решить более сложное задание 15х+12х-81=108? (Слайд 20) Комментируем с места.
Настало время оценить, как мы поработали сегодня на уроке. Возьмите заготовленные листы и ответьте на вопросы (Приложение 2) (Слайд 21).Сдайте заполненные листы.
Подведем итог. Какой была цель урока?
Удалось нам её достичь?
Зачем нам нужны полученные правила?
Запишем домашнее задание: № 609, 610, 612, 614. (Слайд 22)
Спасибо за урок. (Слайд 23)