Примечание: игра – заключительный этап работы над текстом рассказа Конан Дойла “Затерянный мир”.
Цели проведения игры: развивать интерес к классической зарубежной литературе; проверить знание текста рассказа А. Конан Дойла; в 5 классе - научить детей слаженно работать в команде, в 6 классе - закрепить навыки работы в команде.
Задачи учителя: создать условия для творческого подхода к пониманию текста учащимися; развивать их интеллектуальные способности; обсудить на форуме “Как проведём урок по “Затерянному миру?” в 5, 6 классах, составить сценарий игры – 6 класс.
Подготовка: учащимся предлагается разделиться на команды. Каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, элемент одежды, соответствующий названию команды. Обсуждение сценария, предложений по ведению игры проводятся дистанционно, в электронном варианте. Учитель литературы обсуждает сценарий, составленный шестиклассниками, с учителем физической культуры.
Оборудование (1 вариант): обручи, конусы, кожаные мячи, баскетбольные мячи, верёвка, скотч, креповая бумага, поленья, палатка, метки, карты, пластмассовые контейнеры в форме яиц, наклейки и таблички для проводников.
Оборудование (2 вариант): верёвка, листы бумаги, фломастеры, диски с музыкой для танцев, сводная таблица для учителя.
Вариант 1 для 6 класса (на школьной территории)
Карту страны Мепл-Уайта готовит команда. На оборотной стороне карты - стегозавр, которого Мепл-Уайт запечатлел на страницах своего альбома.
Маршрут прокладывает учитель. Проводники наклейкой делают отметку на карте после прохождения командой определённой “станции”.
Ход игры
Команды выстраиваются на площадке перед школой. Приветственное слово ведущего учителя.
Приветствие команд (красные, синие).
Вручение карт. Розыгрыш очерёдности. Музыка.
Команды и проводники (имеют отличительный знак) занимают свои места. (У проводников есть пакеты, в которые убирают инвентарь по мере прохождения “станций”.)
Станция 1: Джунгли.
Вопрос проводника: Как звали отца Глэдис? (М-р Хангертон.) Получив ответ, проводник даёт команде подсказку.
Подсказка №1.
Вы поднялись вместе по широкой реке (мягкие мячи выложить змейкой, игроки идут “паровозиком”), проникли сквозь тростник в зеленый туннель (пройти сквозь обручи - держат четверо), прошли среди пальм (между деревьев натянуть низко верёвку, пройти под ней), преодолели заросли бамбука (натянут скотч, его перешагивать), спустились на равнину, поросшую древовидными папоротниками. Вы увидели узкую долину, густо заросшую пальмами, а за ней длинную линию красных скал (шведская стенка, обтянутая красной креповой бумагой), которая запомнилась … по рисунку в альбоме. Туда!..
Станция 2: Попасть любой ценой!
Вопрос проводника: Как звали редактора отдела "Последние новости"? (Мак-Ардл.)
Подсказка №2 .
Утес становился все круче, и последние пятьдесят футов мы подвигались, цепляясь руками и ногами за каждый выступ, за каждую трещину в камнях. Челленджер первый добрался до вершины и привязал канат к стволу большого дерева, которое росло там. С его помощью мы скоро вскарабкались вверх по неровной каменной стене и очутились на небольшой, заросшей травой площадке футов в двадцать пять в поперечнике. Это и была вершина утеса. (Взобраться по одной шведской стенке, а спуститься по другой).
Станция 3: Плато.
Вопрос проводника: Где живет профессор Челленджер? (В Элмор-парке.)
Проводник сообщает, что через пропасть перекинут мост. Команда должна полностью перебраться на другую сторону “пропасти”: вис, перебирая руками, “пройти” по турникету маленькому и среднему.
Станция 4: Переправа.
Вопрос проводника: Любимые развлечения Челленджера? (Пешеходные прогулки и альпинизм.)
Проводник сообщает, что с плато необходимо переправить "провизию" в "Затерянный мир”. (Каждый член команды должен из условного места перебросить 3 мяча в обруч.)
Станция 5: Яма Птеродактилей.
Вопрос проводника: Имя жены Челленджера? (Миссис Джессика Челленджер.)
Проводник читает или говорит: “Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшиеся в невнятный гул, от которого дрожал воздух… Перед нами зияла глубокая котловина, вероятно, один из тех небольших кратеров, каких много на плато. На дне этой котловины, ярдах в ста от того места, где мы лежали, за кромкой камыша, поблескивали подернутые зеленью стоячие лужи. Здесь гнездились птеродактили - сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими...”
Задача “путешественников”: преодолеть прыжковую яму в 5 прыжков.
Станция 6: "Ночлег".
Вопрос проводника: Полное имя Челленджера? (Джордж Эдуард Челленджер.)
У палатки сделать ограждение из кольев, верёвки, сложить “костёр”. При ответе на вопрос проводника получают подсказку, где искать следующую подсказку, например: “ На 17 металлическом пруте от угла находятся 3 метки. В одной из них будет находиться ключ – “патроны для винтовки”. Отдать проводнику следующей станции”.
Станция 7: Глаз-алмаз.
Вопрос проводника: Как называлась газета, где работал Меллоун? ("Дейли Газетт".)
Безымянное страшное чудовище охотится в этих самых местах. Оно может в любую минуту броситься на меня из лесной тьмы. Я остановился, вынул из кармана патрон и открыл затвор винтовки…
Броски в баскетбольную корзину. Нужно набрать 450 очков. Получают подсказку, где искать яйцо птеродактиля - станция 8.
Станция 9: Путь домой.
“Путешественники” находят яйцо птеродактиля, проходят по заданному пути к индейцу, отвечают на его вопросы, сдают карту и выходят из “Затерянного мира”.
Вопросы индейца:
Как звали метисов, которых завербовал Челленджер? (Гомес, Мануэль.)
- Как звали негра, который сопровождал экспедицию Челленджера (Самбо.)
- Сколько блокнотов было у Меллоуна? (5)
- Какое название получил лагерь Челленджера? ("Форт Челленджера.)
- Первые травоядные динозавры, которых нашли участники экспедиции? (Игуанодон.)
- Кто покушался на жизнь Меллоуна? (Человекообезьяны.)
“Обед” в честь возвращения.
Вариант 2 для 5 класса (в помещении учебного кабинета)
Карты, выполненные командами, - на магнитной доске.
I. Написать название команды и дать ответы на 7 вопросов, сдать ответы в письменной форме.
1. Как называется газета, где работает Меллоун? ("Дейли Газетт".)
2. Полное имя Челленджера? (Джордж Эдуард Челленджер.)
3. Имя жены Челленджера (Джессика Челленджер.)
4. Любимые развлечения Челленджера? (Пешеходные прогулки и альпинизм.)
5. Где живет профессор Челленджер? (В Элмор-парке.)
6. Как звали редактора отдела "Последние новости"? (Мак-Ардл.)
7. Как звали отца Глэдис? (М-р Хангертон.)
II. Сценка “Человек – сам творец своей славы”, гл.1
Сценка “Это совершенно невозможный человек”, гл.2
III. Учитель: “На картах, с которыми вы сегодня посетите Затерянный мир, изображён стегозавр, запечатлённый Мепл-Уайтом на страницах своего альбома: урод с круглой спиной, усаженной треугольными зубцами, с маленькой птичьей головкой, опущенной почти до самой земли, чудовище, которым прежде всего заинтересовался Челленджер. Земля содрогалась под его страшной тяжестью, воду он лакал так громко, что эти звуки, казалось, будили ночь…”.
- Команды готовы? Ваше приветствие!
Ход игры
Станция 1: Джунгли (пантомима, выполненная командами)
Вы поднялись вместе по широкой реке, проникли сквозь тростник в зеленый туннель, преодолели заросли бамбука, спустились на равнину, поросшую древовидными папоротниками. Вы увидели узкую долину, густо заросшую пальмами, а за ней длинную линию красных скал, которая запомнилась по рисунку в альбоме.
Станция 2: Попасть любой ценой!
“Утес становился все круче, и последние пятьдесят футов мы подвигались, цепляясь руками и ногами за каждый выступ, за каждую трещину в камнях. Челленджер первый добрался до вершины и…” (подумать и продолжить: “…привязал канат к стволу большого дерева, которое росло там. С его помощью мы скоро вскарабкались вверх по неровной каменной стене и очутились на небольшой, заросшей травой площадке футов в двадцать пять в поперечнике. Это и была вершина утеса.”)
Станция 3: Переправа. Пройти по верёвке, держась за руки, не оступившись.
Во многих местах земля была сплошь покрыта цветами, и наши ноги по щиколотку уходили в этот великолепный мягкий ковер, распространявший вокруг такое сильное и сладостное благоухание, что от него кружилась голова. Повсюду жужжали пчелы, совсем такие же, как у нас в Англии. Ветви деревьев низко сгибались под тяжестью плодов, отчасти известных нам, отчасти совсем незнакомых. В этой части джунглей всюду бежали тропы, проложенные дикими зверями, а болотистые низины были испещрены множеством следов.
- Записать название первых травоядных динозавров, которых нашли участники экспедиции (записать ответ - игуанодон), сдать ответы учителю.
Станция 4: Яма Птеродактилей.
Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшиеся в невнятный гул, от которого дрожал воздух…Перед нами зияла глубокая котловина, вероятно, один из тех небольших кратеров, каких много на плато. На дне этой котловины, ярдах в ста от того места, где мы лежали, за кромкой камыша, поблескивали подернутые зеленью стоячие лужи. Здесь гнездились птеродактили - сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими. Вся эта копошащаяся, бьющая крыльями масса ящеров сотрясала воздух криками и распространяла вокруг себя такое страшное зловоние, что у нас тошнота подступила к горлу. (Отметить на карте.)
Станция 5: "Ночлег". Вопрос: “Какое название получил лагерь Челленджера?” ("Форт Челленджера) Отметить на карте.
Станция 6: Глаз-алмаз.
Безымянное страшное чудовище охотится в этих самых местах. Оно может в любую минуту броситься на меня из лесной тьмы. Я остановился, вынул из кармана патрон и открыл затвор винтовки…
Что произошло дальше? Посовещаться и написать на листке.
Станция 7: В гостях у дикого племени. Танцы команд.
Станция 8: Путь домой. Отметить на карте выход из Затерянного мира.
Снимаем атрибуты, сдаём карты, возвращаемся Домой и пьём какао (напиток героев из “Затерянного мира”).
Вопросы на “всякий случай”:
- Как звали метисов, которых завербовал Челленджер? (Гомес, Мануэль)
- Как звали негра, сопровождавшего экспедицию Челленджера (Самбо)
- Сколько блокнотов было у Меллоуна? (5)
Сводная таблица для учителя
Следопыты | Палеонтологи-1 | Палеонтологи-2 | Индейцы | Экспедиция | |
Карта | |||||
7 вопросов | |||||
Сценки | |||||
Ответ Челленджера | |||||
Переправа | |||||
Ответ на вопрос | |||||
Отметка на карте ямы птеродактилей | |||||
Отметка на карте Форта Челленджера | |||||
Станция 6. Что произошло дальше? | |||||
Танцы команды | |||||
Отметить на карте выход из Затерянного мира |
Использованная литература.
- Текст рассказа А.Конан Дойля “Затерянный мир” на бумажном и электронном носителях.