I. Пояснительная записка.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-готовит к реальной жизни;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития воображения;
-развивает внимание;
-даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми свойствами-всеми цветами спектара, с геометрическими формами - круг, квадрат, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
В соответствии с новыми требованиями мы решаем программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребёнка, и самостоятельной деятельности детей. Я разработала данное дидактическое пособие, которое назвала. «Чудо-дерево на волшебной полянке». В это пособия входит: сенсорный коврик, цветочная полянка, чудо-дерево. Используемое авторское дидактическое пособие, успешно используется как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности. Оно привлекает детей своей яркостью и разнообразием, огромными интересными играми. Ребёнок познаёт мир, через игру. Данное пособие, включает в себя целый цикл игр, разной тематики, которые можно использовать в различном направлении: при сенсорном воспитании, и более усложненных вариантах: при ознакомлении с окружающим предметным миром, с природными явлениями.
Предлагаю в копилку воспитателям.
Цель: формирование восприятия цвета, формы, величины предметов.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине;
Знакомство с окружающим миром, с природными явлениями;
Закреплять названия диких и домашних животных;
Упражнять детей в определении и назывании цвета, размера, форм, геометрических фигур, посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.
Развивающие:
Развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;
Развивать тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие;
Формировать умение соотносить формы с реальными объектами;
Обогащать словарь детей, умение пользоваться речью, как средством общения;
Развивать внимание, память, мыслительные процессы.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, уважение друг к другу.
Ход игры.
I. СЕНСОРНЫЙ КОВРИК.
Вот так чудная полянка-
Ну-ка с нами поиграй-ка
Чтобы умными нам стать
Нужно всё нам осязать
2012 год\рисунок 1.JPG.Мы обследуем предмет-
Выделяем форму, цвет
Думай Вова, Саша, Даша
Помогайте пальцы наши.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные
Вот такие нужные.1.Чтоб вагончик был в пути, ты колёса прикрути
Вагончики цветные бегут, бегут, бегут
А круглые колёсики, всё тук да тук.
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, далеко укачу.
2012 год\рисунок 2.JPG2. Мы едем, едем, едем, в далёкие края
Вот зайцы и медведи, весёлые друзья.
2012 год\рисунок 3.JPG и 2012 год\рисунок 4.JPG
Игра «Поезд». Предложить детям посадить в вагончики дикое или домашнее животное.
Цель: учить называть цвет, закреплять названия животных, развивать речь.
3.Эта дивная игра, форму знать всем нам пора.
Вот здесь круг и квадрат, все лежат они подряд.
Ну-ка милый мой дружок, покажи нам ты кружок.
2012 год\рисунок 7.JPG и 2012 год\рисунок 6.JPG
Игра «Форма». Найти фигуру похожую на квадрат, треугольник и т.д.
Цель: учить называть геометрическую фигуру, умение соотносить формы с реальными объектами.
4. Здесь чудесный башмачок, развяжи его дружок.
Кто-то спрятался внутри, ты попробуй- расстегни.
2012 год\рисунок 9.JPG
Игра «Башмачок».
Цель: развивать координацию движений, внимание.
5. Аквариум, какой, почему же он пустой.
Ты рыбку большую возьми и в аквариум пусти.
2012 год\рисунок 5.JPG и 2012 год\рисунок 8.JPG
Игра «Посади в аквариум рыбку».
Цель: Учить сравнивать предмет: большой - маленький, определять количество: одна – много.
II. ЧУДО-ДЕРЕВО.
Дети с удовольствием играют в эти игры, и для меня стало идеей создать для этой полянки дерево из четырёх цветов.
Как у наших - то ворот,
Чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, расчудесное.
2012 год\рисунок 10.JPG
Игра» Укрась дерево».
Предложить детям украсить дерево, листочками, цветочками, яблоками, геометрическими фигурами.
Цель: развивать моторику, мыслительные процессы, обогащение чувственного опыта.
2012 год\рисунок 12.JPG и 2012 год\рисунок 13.JPG
Игра « Солнышко и дождик».
Дождик, дождик, приходи
К нам на землю упади
Пусть земля водичку пьёт
И растеньям отдаёт
Дождик, дождик, пуще
Травка будет гуще,
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
Ты внимательно смотри,
По цвету прищепку найди
Дождик наш, ты украшай
И цвета все повторяй.
2012 год\рисунок 14.JPG и 2012 год\рисунок 15.JPG
Предложить детям украсить дождик прищепками по цвету.
Цель: называть цвет, развивать моторику.
III. ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНКА.
Ну-ка раз, ну-ка два, много здесь и волшебства.
Вон поляночка другая, интересная какая.
2012 год\рисунок 23.JPG
Игра «Разложи одежду по цвету».
Цель: Знакомство с одеждой детей.
2012 год\рисунок 24.JPG и 2012 год\рисунок 25.JPG и
2012 год\рисунок 26.JPG и 2012 год\рисунок 27.JPG.
Игра «Овощи».
Цель: закреплять понятие овощи.
2012 год\рисунок 28.JPG и 2012 год\рисунок 29.JPG
Игра « Фрукты».
Цель: понятие фрукты.
2012 год\рисунок 30.JPG и 2012 год\рисунок 31.JPG
В усложнённых вариантах.
Предлагаю использовать данное пособие и с ознакомлением окружающим миром, с природными явлениями. Для детей среднего возраста. Как календарь природы. Синий цвет - зима, зелёный цвет – весна, красный цвет это лето, жёлтый цвет – осень. На прогулке мы наблюдаем, идёт снег, дует ветер, светит солнце. С использованием потешек, стишков.
Весна это вот зелёный цвет, вам дадим такой совет.
Всё зеленеет и цветёт, радость всем вокруг несёт.
Красный цвет это лето, всё теплом кругом согрето.
Жёлтый цвет это осень, лес смотри, все листья сбросил.
Синий цвет- зима, снег ложится на дома.
2012 год\рисунок 17.JPG
Игра « Кто, как одет зимой, весной, летом, осенью»
Цель: закрепить понятия одежда, обувь.
Внимательно смотри
Что одеть нам зимой?
Весной и летом?
Шубу, шапку, сапоги
Платье, кофту, туфли.
2012 год\рисунок 22.JPGИгра « Какие, птицы прилетают на участок»
Цель: знакомство с зимующими птицами.
На прогулку мы пошли
Вон и голуби, смотри
Воробей, синица
А это, что за птица?
2012 год\рисунок 20.JPG
Игра « Какая погода?».
Цель: расширять представления детей, о природных явлениях.
2012 год\рисунок 21.JPG
IV. ВАРИАНТ.
Так же, можно использовать обратную сторону дерева.
Игра «Кто живёт в лесу, на дереве».
Вот дерево, вот ствол.
И ветви, и листочки.
На дереве вон белка
Она живёт в дупле.
А птичка, та в гнезде, или в скворечнике.
2012 год\рисунок 18.JPG и 2012 год\рисунок 19.JPG
V. ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНКА.
Ну-ка раз, ну-ка два, много здесь и волшебства.
Вон поляночка другая, интересная какая.
2012 год\рисунок 23.JPG
.
Игра «Карманчики».
И карманов целый ряд, расстегните, нас кричат.
Зимой - медведь в берлоге спит
Колючий ёж – в норе сопит.
Весной – подснежник, вон глядите.
Летом - ягоды и клубника, земляника.
Осень-ёжик в лес пошёл, и грибочки вон нашёл.
2012 год\рисунок 25.JPG
II. Заключение.
Дети с великим удовольствием играют вместе с воспитателем, как индивидуально, так и по подгруппам. Игра привлекает детей своей яркостью и разнообразием, огромными играми. Дети стали правильно называть цвет, вступать и поддерживать разговор с воспитателем. При игре у детей складываются дружеские отношения, взаимопомощь.