Предмет: Обучение грамоте.
Авторы учебника: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин.
Класс: 1
Тип урока: ОНМ
Тема: «Буквы Х, х, звуки [ х ], [ х' ]. Хлеборобы».
Цель: научить читать и печатать буквы Х, х и слова с этими буквами. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Личностные: Воспитывать в детях уважение и бережное отношение к хлебу, к труду людей.
Познавательные:
- Познакомить с новыми звуками и буквами.
- Развивать фонематический слух, устную речь, умение правильно составлять предложения.
- Формировать способ продуктивного чтения.
Коммуникативные:
- Создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.
- Выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения.
- Контролировать, корректировать действия партнера.
- Владеть монологической речью.
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
- Проговаривание плана и последовательности действий.
Планируемые результаты урока:
- Правильно читать и печатать буквы Х, х и слова с этими буквами.
- Делить текст на единицы чтения и читать целым словом.
- Составлять и печатать предложения .
- Видеть и исправлять ошибки в тексте.
- Бережно относиться к хлебу.
Осваиваемые понятия: значения слов «хлебороб», «комбайн».
Оборудование: лента букв, учебники В.Г. Горецкого «Русская азбука», картинки сельской тематики, карточки-загадки с незнакомым текстом, карточки-пословицы с незнакомым текстом, схемы слов, слова-карточки для составления предложения, тетради для печатанья.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку.
На доске окно из картона, створки которого закрыты. Сюжетная картинка. Рисунок Незнайки.
II. Целеполагание и мотивация.
Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много нового и поговорим об очень важном для каждого из вас.
Проблема: Как вы думаете, ребята, о чем задумался Незнайка?
– Почему он не может прочитать слова?– Как мы поможем Незнайке? (нужно определить звуки, обозначить их буквами, прочитать целым словом)
– С какой буквой мы познакомимся сегодня?
– По тем слова, что вызвали затруднение у Незнайки, можете ли вы сказать, о чем еще мы будем говорить?
III. Актуализация знаний.
Послушайте загадки и отгадайте. (Загадки читают ученики, получившие тексты в начале урока. Загадки напечатаны на обратной стороне картинки)
IV. Открытие нового знания.
1. Выполнение фонетического разбора отгадок, сравнение звуков в мягкой и твердой позициях.
– Одинаково произносятся звуки?
– Почему мы звуки читаем по-разному? (Ученики объясняют, что указывает на мягкость и твердость)
2. Знакомство с буквами.
а) Работа по плакатику Азбуки по алгоритму: «Согласные звуки [ х ], [ х' ] обозначаются печатными и письменными буквами Х, х (ха). Буква Х бывает большая и маленькая. С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, названия городов, рек, клички животных».
б) Определение места буквы на ленте букв. Доказательства.
в) Работа в тетрадях для печатанья.
– О чем необходимо помнить, чтобы буквы были напечатаны правильно?
Печатаем буквы, слова, которые не мог прочитать Незнайка, предложение. (По картинке и словам-карточкам ученик составляет предложение, рассказывает алгоритм, затем класс печатает Приложение №2)
– Алгоритм: «Папа Миши и Маши убирает хлеб. В моём предложении 6 слов. 1 – папа, 2 – Миши, 3-и, 4 – Маши, 5 – убирает, 6 – хлеб. Все слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово и имена детей пишу большой буквы. ШИ пишу с буквой И. В конце предложения поставлю точку.»
Взаимопроверка в парах.
г) Как называется машина, на которой работает папа?
– Что в поле делает комбайн?
Напечатаем это слово, разделим на единицы чтения, проверим напечатанное.
– В каком значении употребляется слово хлеб в нашем предложении? А мы что называем хлебом?
На доске схемы слов. Подумайте, какие слова соответствуют этим схемам, докажите.
Напечатаем слова (ребята сами говорят и печатают на доске и в тетрадях названия хлебо-булочных изделий)
д) Прочитайте про себя слова и предложение, которые мы напечатали.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить дальше?
Продолжим работу после физминутки.
V. Физическая минутка.
VI. Включение нового в систему знаний.
1. Актуализация знаний.
– Хотите увидеть, что там, за окном?
– А кто может предположить? (Раскрываются створки окна)
– Почему мы увидели колосок? Какое отношение он имеет к хлебу? Что в этом колосе?
– Посмотрите на картинку (Приложение №3)
Чьи это руки? Они грязные, морщинистые, но противны ли они?
– Как вы понимаете слово хлебороб? Из каких двух слов состоит?
– Что вы можете сказать о труде хлебороба?
– Посмотрите на слова Незнайки. Как по-другому можно назвать хлебороба? Почему?
– Легко ли растить хлеб? Что знаете?
– А можно ли обойтись без хлеба?
О том, как люди всегда относились к хлебу, вы узнаете, послушав пословицы. (Три ученика читают карточки с пословицами. Приложение №4.)
Высказывания детей.
2. Работа по учебнику.
а) Рассматривание картинок. Составление предложений. Чтение и объяснение пословиц.
б) Работа над текстом учебника.
– Как подготовить текст к чтению? (Дети проговаривают алгоритм: Нужно каждое слово разделить на единицы чтения, прочитать правильно целым словом с опорой на ударение. Нужно читать так, чтобы интересно было слушать)
Карандашами учащиеся готовят текст к чтению; самостоятельное жужжащее чтение; чтение вслух.
– Кто сможет прокомментировать чтение одноклассника?
VII. Итог. Рефлексия.
Посмотрите еще раз на колосок в нашем окне. Послушайте стихотворение.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
А что вы можете сказать о колоске, о хлебе? Давайте попробуем вместе. (Составление синквейна)
Колосок
Какой? Что скажем? Светлый, золотистый (от солнышка, от доброты человеческих рук)
Что он делает? Колосится, наливается.
Какое предложение составим? В каждом колоске тяжелый труд хлебороба.
И какой мы можем сделать вывод?
О чем это сказано?
Что колосится, требует много человеческого труда, внимания и любви? Хлеб.
– А какие звуки мы слышим в слове «хлеб»?
– Как вы думаете, злые люди могут выращивать хлеб?
– Что нового узнали сегодня?
– А чего никогда не будете делать?
– Вам нужен был сегодняшний разговор о хлебе?
VIII. Домашнее задание. (Приложение №5)
У вас на партах лежат рисунки колосков и хлеба. Интересные эти рисунки?
Что нужно сделать, чтобы они ожили? Приложив любовь и старание, разукрасьте рисунок.
Придумайте слова, в которых есть слово хлеб.