Схемы в презентации раскрывают вопрос о причинах формирования революционных взглядов декабристов.
Изучению и анализу программы обществ декабристов посвящены слайды 5,7.
Создана галерея портретов участников событий 1825 года.
Ход восстания, расправы над восставшими, подвига жен декабристов отражены в слайдах 14–29.
Документы, связанные с восстанием рассмотрены в слайдах 13, 16, 22.
В презентации отражены материалы краеведческого характера.
Задачу закрепления и контроля знаний учащихся призваны выполнить тесты.
Цели:
- изучить причины зарождения, идейные основы движения декабристов, тайные общества и ход восстания декабристов, оценить историческое значение восстания
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
План урока.
- Предпосылки возникновения движения декабристов.
- «Союз спасения» и «Союз благоденствия».
- Северное и Южное общества.
- Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на Украине
- Расправа над декабристами.
- Историческое значение движения декабристов.
Оснащение урока: Компьютерная презентация.
Ход урока
I. Предпосылки возникновения движения декабристов.
Учитель:
- начало 19 в. – время зарождения организованного политического движения в России;
- дворянские революционеры – декабристы;
Беседа по вопросу: Каковы причины формирования революционных взглядов декабристов?
а) Какие противоречия существовали в экономической и политической жизни России?
б) Каковы были пути ликвидации этих противоречий?
(Ответ: необходима ликвидация крепостничества и самодержавия , без чего невозможно дальнейшее прогрессивное развитие России)
в) Какова была позиция Александра 1 по вопросу крестьянской реформы?
г) Как повлияли события Отечественной войны 1812 г. на рост национального самосознания русского народа?
Учитель зачитывает фрагмент из письма декабриста А.А. Бестужева к императору Николаю I, написанного в Петропавловской крепости.
д) Как повлияли идеи Просвещения и Французской революции на умы передового дворянства России?
е) Оцените личные качества участников движения, «этих лучших людей из дворян», которые презрели дворянские привилегии и преимущества своего класса.
Учитель зачитывает фрагмент из письма А.А. Бестужева.
Итоги беседы подводятся по схеме «Предпосылки возникновения движения декабристов». Презентация.
II. «Союз спасения» и «Союз благоденствия»
а) Рассказ о ранних преддекабриских организациях 1814-1816 г.
б) Работа учащихся над составлением таблицы по программам «Союза спасения» и «Союза бла годенствия». Презентация .
Проверка таблицы (Учебник «История России. 18-19 в. 10 кл. Н.И.П авленко…, стр.183-185)
III. Северное и Южное общества.
- Рассказ учителя об истории формирования Южного и Северного обществ.
- Задание учащимся: составить сравнительную таблицу программ обоих обществ. Презентация.
- Беседа по итогам работы с таблицей.
- Сообщение ученика об «Обществе соединенных славян»
IV. Восстание 14 декабря 1825 года.
Рассказ учителя:
- Смерть Александра I. Династический кризис. Междуцарствие.
- План революционного выступления декабристов в Петербурге.
- Ход восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге.
- Выступление Южного общества. Восстание Черниговского полка(29 декабря 1825 – 3 января 1826 г.)
- Беседа о причинах поражения восстания.
V. Расправа над декабристами
- Сообщение ученика.
- Рассказ учителя о женах декабристов.
- Декабристы и Пушкин А.С.
- Декабристы – наши земляки
VI. Историческое значение движения декабристов.
Беседа с учащимися
Основные выводы урока:
- Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
- Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ
- Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и ее народа.
VII. Тест для закрепления.
VIII. Тест для контроля знаний.
Задание на дом: параграф 63.