"Восстание декабристов". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Схемы в презентации раскрывают вопрос о причинах формирования революционных взглядов декабристов.

Изучению и анализу программы обществ декабристов посвящены слайды 5,7.

Создана галерея портретов участников событий 1825 года.

Ход восстания, расправы над восставшими, подвига жен декабристов отражены в слайдах 14–29.

Документы, связанные с восстанием рассмотрены в слайдах 13, 16, 22.

В презентации отражены материалы краеведческого характера.

Задачу закрепления и контроля знаний учащихся призваны выполнить тесты.

Цели:

  • изучить причины зарождения, идейные основы движения декабристов, тайные общества и ход восстания декабристов, оценить историческое значение восстания
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

План урока.

  1. Предпосылки возникновения движения декабристов.
  2. «Союз спасения» и «Союз благоденствия».
  3. Северное и Южное общества.
  4. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на Украине
  5. Расправа над декабристами.
  6. Историческое значение движения декабристов.

Оснащение урока: Компьютерная презентация.

Ход урока

I. Предпосылки возникновения движения декабристов.

Учитель:

  • начало 19 в. – время зарождения организованного политического движения в России;
  • дворянские революционеры – декабристы;

Беседа по вопросу: Каковы причины формирования революционных взглядов декабристов?

а) Какие противоречия существовали в экономической и политической жизни России?

б) Каковы были пути ликвидации этих противоречий?

(Ответ: необходима ликвидация крепостничества и самодержавия , без чего невозможно дальнейшее прогрессивное развитие России)

в) Какова была позиция Александра 1 по вопросу крестьянской реформы?

г) Как повлияли события Отечественной войны 1812 г. на рост национального самосознания русского народа?

Учитель зачитывает фрагмент из письма декабриста А.А. Бестужева к императору Николаю I, написанного в Петропавловской крепости.

д) Как повлияли идеи Просвещения и Французской революции на умы передового дворянства России?

е) Оцените личные качества участников движения, «этих лучших людей из дворян», которые презрели дворянские привилегии и преимущества своего класса.

Учитель зачитывает фрагмент из письма А.А. Бестужева.

Итоги беседы подводятся по схеме «Предпосылки возникновения движения декабристов». Презентация.

II. «Союз спасения» и «Союз благоденствия»

а) Рассказ о ранних преддекабриских организациях 1814-1816 г.

б) Работа учащихся над составлением таблицы по программам «Союза спасения» и «Союза бла годенствия». Презентация .

Проверка таблицы (Учебник «История России. 18-19 в. 10 кл. Н.И.П авленко…, стр.183-185)

III. Северное и Южное общества.

  • Рассказ учителя об истории формирования Южного и Северного обществ.
  • Задание учащимся: составить сравнительную таблицу программ обоих обществ. Презентация.
  • Беседа по итогам работы с таблицей.
  • Сообщение ученика об «Обществе соединенных славян»

IV. Восстание 14 декабря 1825 года.

Рассказ учителя:

  • Смерть Александра I. Династический кризис. Междуцарствие.
  • План революционного выступления декабристов в Петербурге.
  • Ход восстания 14 декабря 1825 года в Петербурге.
  • Выступление Южного общества. Восстание Черниговского полка(29 декабря 1825 – 3 января 1826 г.)
  • Беседа о причинах поражения восстания.

V. Расправа над декабристами

  • Сообщение ученика.
  • Рассказ учителя о женах декабристов.
  • Декабристы и Пушкин А.С.
  • Декабристы – наши земляки

VI. Историческое значение движения декабристов.

Беседа с учащимися

Основные выводы урока:

  • Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
  • Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ
  • Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и ее народа.

VII. Тест для закрепления.

VIII. Тест для контроля знаний.

Задание на дом: параграф 63.