Тематическое занятие "Путешествие во времени" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


 ЦЕЛЬ: формирование представления о значимости звуковых красок, музыкального вкуса, слухового восприятия.

ЗАДАЧИ:  учить различать и называть музыкальные инструменты, извлекать мелодии из самодельных  и природных инструментов, развивать метроритмическое чувство, певческие навыки, звуковысотный и тембровый слух, творческое воображение и фантазию, эмоциональную восприимчивость, умение концентрировать внимание, пользоваться приемами релаксации и массажа, воспитывать интерес к истории, самостоятельность и творческую активность, доброжелательность, расширять кругозор и понятийный словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа о жизни первобытных людей, рассматривание иллюстраций, разучивание голосовых упражнений, массажа, знакомство с музыкальным произведением Э.Грига «В пещере горного короля»

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: декорация «Доисторический лес», игрушки- животные, костер, «Наскальная живопись», природные, шумовые  и музыкальные инструменты

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  Музыкальное приветствие – музыкальный руководитель поет: «Дети, добрый день», дети поют: «Добрый день, добрый день»
МУЗ. РУК: Ребята, скажите, сколько вам лет? (ответы детей) А как вы думаете, сколько лет музыке? Вы не задумывались над этим?  Музыка зародилась давно, много миллионов лет тому назад, Просто она была не такой совершенной, как сейчас  и не такой обычной. Мы живем в 21 веке, у нас много разных музыкальных инструментов. Какие вы знаете? (дети называют). А как вы думаете: знали ли древние люди, что такое музыка? (ответы) А вам хотелось бы узнать, как родилась музыка? Тогда приглашаю вас совершить путешествие во времени. Только вам нужно быть внимательными, смелыми, сообразительными, хорошо чувствовать  и понимать музыку. Согласны? А для начала давайте потренируем свое слуховое внимание и немного разомнемся. У вас под стульчиками лежат деревянные ложки, которые помогут нам повторить длинные и короткие длительности и закрепить хороводный и дробный шаг.

МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «АХ ТЫ, БЕРЕЗА» (CIMG0006)

 (1 часть - дети двигаются  хороводным шагом, отстукивая четвертные длительности, 2 часть - дробным шагом, отстукивая восьмые длительности)
А  теперь предлагаю расслабиться и перенестись в древний мир.

РЕЛАКСАЦИЯ  (лежа на ковре) (CIMG0009)

МУЗ. РУК : (на фоне музыки) Ваши руки теплые. Ноги,  руки, туловище расслаблены. Тепло от кончиков пальцев проходит по всему телу. Тело становится невесомым, легким. Мы летим во времени. Перед нами проносятся годы, столетия, тысячелетия. Полет завершается. Тело приобретает свою тяжесть, наливается силой, бодростью (дети встают).
Путешествие во времени оказывается не простое. Нам нужно попасть в доисторический лес. А вот и первое испытание на нашем пути - заколдованное  поле. Посмотрите, сколько здесь много следов, а на них какие – то знаки. Как вы думаете, что здесь зашифровано? Правильно, это ритмические рисунки. Мы должны их разгадать (прохлопать), чтобы пройти через это поле. Тот, кто это задание выполнит, смело проходит поле. Кто ошибется, того может выручить товарищ.

 МУЗЫКАЛЬНО- ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«РИТМИЧЕСКИЕ  СЛЕДЫ».

Вы хорошо справились с заданием, и мы прибыли с вами  в доисторический лес, в котором много зверей и птиц. Обратите внимание на это дерево. Каких птиц вы здесь видите? (ответы детей). Только они почему-то молчат. Давайте попробуем их изобразить.

ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Кукушка», «Филин», «Дятел»  (закрепляются интонации на одном звуке, терции, кварты, высокие и низкие звуки)  (CIMG0012 CIMG0015)

МУЗ. РУК : Ребята, посмотрите, здесь какая – то пещера, интересные животные, костер. Давайте присядем у костра и внимательно послушаем уже знакомое нам музыкальное произведение. Вспомните, пожалуйста, как оно называется, кто его написал и что хотел изобразить композитор музыкой?

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
«В пещере горного короля» муз. Э.Грига.

(беседа об эмоционально-образном содержании, выяснение средств    музыкальной выразительности.)
Ребята, посмотрите, а костер-то не горит. Наверное надо его разжечь. И поможет нам в этом музыка. Представьте, что вы языки пламени. Ведь любой костер то разгорается, то затухает. И ваша задача отобразить силу звучания (динамику) в движениях с лентами.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ «КОСТЕР». (CIMG0019)
( из- за скалы появляется Первобытный человек, он стучит камешками).

МУЗ. РУК: Здравствуйте, Первобытный человек. Мы наверное вас потревожили? А что вы делаете?
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Здравствуйте. Я сочиняю музыку.                              
МУЗ. РУК: А разве у вас есть музыкальные инструменты?
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Конечно, есть. Вот камешки, я на них играю. А вот стучалка, я сделал ее из куска дерева.
МУЗ. РУК: А вы нам можете рассказать, как зародилась музыка и первые музыкальные инструменты?
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: С удовольствием. Слушайте внимательно. Однажды я ударил по дереву с дуплом и оно зазвучало. Мелодию на нем конечно не сыграешь, но можно подавать сигналы. Чтобы каждый раз не идти к дереву, я взял всего лишь кусок и выдолбил его. Я понял, что полые (пустые внутри) предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой высохший плод, высохший череп животного. А однажды за ужином, я дунул в кость и раздался звук. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотание выдолбленной деревяшки.
МУЗ. РУК: Неужели полую кость и кусок древесины можно считать музыкальными инструментами?
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Оказывается можно. Из одного предмета извлекаешь глухой звук, а из другого - более звонкий.(CIMG0023)
МУЗ. РУК: Я вижу у вас 2 косточки. А можно мы сами проэкспериментируем, подуем в длинную и короткую кость. Ребята, чем эти звуки различаются? (ответы детей) Правильно, если дуть в длинную кость- звук ниже, чем если дуть в короткую. Первобытный человек, а что это за стрелы?
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Вот видите тетиву у лука, она тоже звучит. И будет звучать по-разному, смотря как она натянута - сильнее или слабее. Так появилась музыка, мелодия, а вместе с ней и музыкальные инструменты. (CIMG0024)
 МУЗ. РУК: Спасибо, Первобытный человек, за интересный рассказ. Мы теперь знаем, что родоначальниками музыкальных инструментов стали….
ДЕТИ: Выдолбленное дерево, полая кость, тетива лука.
МУЗ. РУК: И хотя с тех пор прошло уже много- много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на 3 группы: струнные, духовые и ударные. Ребята, у нас тоже есть детские музыкальные инструменты. Давайте покажем их Первобытному человеку и найдем сходства с их родоначальниками.
ДЕТИ НАХОДЯТ СХОДСТВА
(кость - разные дудочки, рожки; дерево - барабан, ложки, трещотки, кастаньеты; тетива - арфа,  балалайка, цитра)
Видите, сколько интересного мы узнали в прошлом времени.
Уважаемый, Первобытный человек, а почему вы загрустили? 
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Да не загрустил я, а что- то немного приболел, спину ломит.                                                                                                                                      
МУЗ. РУК: Ребята, давайте поможем. Сделаем ему массаж.
 МАССАЖ «ДЯТЕЛ» (CIMG0035 CIMG0037)                                                                                                                                              
ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Как здорово! Я стал совсем как молодой. А вот я покажу сейчас, как умею быстрее всех бегать.

ИГРА «ДОГОНЯЛКИ»
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «СОЛНЫШКО И ТУЧКА» 
(психогимнастика)(CIMG0039)

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: Как мне с вами интересно. А за это я приготовил вам целую корзинку камешков.
МУЗ. РУК: Спасибо, Первобытный человек. А мы сейчас с ребятами узнаем, как и какие звуки могут издавать камни.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИГРА « КАК ЗВУЧИТ КАМЕНЬ»(CIMG0040

  МУЗ. РУК: Ребята, а давайте мы Первобытному человеку покажем как нужно играть на современных музыкальных инструментах.

ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ ПРИЕМЫ ИГРЫ НА РАЗНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

А еще, Первобытный человек, мы бы хотели на прощание Вам исполнить музыкальное произведение на наших современных музыкальных инструментах.
ОРКЕСТР ДЕТЕЙ  ИСПОЛНЯЕТ  р.н.м. «СВЕТИТ МЕСЯЦ».
(CIMG0044)

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК: До слез тронули меня. Я тоже приготовил для вас свой сюрприз (дарит  ананас, прощается и уходит).
МУЗ. РУК: А нам пора возвращаться (дети ложатся на ковер).
РЕЛАКСАЦИЯ (как в начале занятия)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Ребята, вот мы и совершили с вами увлекательное путешествие во времени и познакомились с первобытным человеком. Скажите, что вы узнали о возникновении музыкальных инструментов? (ответы детей).
Какие предметы явились родоначальниками музыкальных инструментов? (ответы детей)
На какие три основные группы делятся все музыкальные инструменты? (ответы детей).Давайте еще раз повторим неповторимые краски музыки (средства музыкальной выразительности).
Что больше всего запомнилось вам на нашем занятии? (ответы детей)
Я очень довольна вашей работой. Мне понравилось, как вы проявили выдумку и фантазию в танцевальной импровизации, находчивость и смекалку в исследовании звуков камней, и как умело находили сходства музыкальных инструментов с их родоначальниками, а самое главное внимательно вслушивались в звуковые краски музыки. Я вас благодарю за работу и хочу подарить «шуршунчики» (самодельные шумовые инструменты)
МУЗ. РУК: пропевает «До свидания», дети отвечают и спокойно уходят из зала. (CIMG0051)

Приложение

Фотографии