Исследовательский проект "Школа моей мечты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема: считаем,  очень важным в процессе подготовки к школе развитие у детей  социальной общности. Воспитатель должен помочь детям, поступающим в школу, как можно быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым социальным условиям.
Первого сентября, перешагнув порог, ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – в школу. В ней много этажей, новых помещений: раздевалка при входе, актовый зал, буфет, класс.
В то же время приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: и взрослых, и сверстников, и старших детей. Прямо 1 сентября, на школьной линейке, кроме папы и мамы, ни одного знакомого лица. Уйти и никогда не возвращаться в школу невозможно, значит надо как то приспосабливаться. И трудности здесь возникают намного чаще. Представьте, что вас привели за руку в совершенно новое место, к незнакомым людям и оставили в одиночестве, не представив никому, не объяснив даже, где что находится. Каждый ли взрослый легко справится с такой ситуацией? Но от детей ждут, что у них не будет никаких трудностей с этим.
Чтобы чувство неловкости и неуверенности, как можно быстрее прошло, на мой взгляд, поможет организация воспитателями исследовательской  проектной деятельности на соответствующую тематику. Исследовательская проектная деятельность - это всегда «общее дело» всего коллектива группы (детского сада), в процессе  которого развивается способность устанавливать контакты друг с другом и общаться в ситуации совместной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность создаёт благоприятные условия для формирующей психологической готовности к школе.

Тип проекта: по методу творческий, исследовательский; по содержанию – детско-взрослый, коллективный.

Цель: способствовать более лёгкому вхождению детей в новые условия  школьного обучения.

Задачи:

  • Расширить информацию детей о школе: Что такое школа? Какие школы бывают? Чему в ней учат? Какие школы были раньше? Где и как учились наши родители?
  • Учить самостоятельно  решать возникшие проблемные ситуации;
  • Совершенствовать способы получения новой информации, через осуществление исследовательской деятельности;
  • Приобретать опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями;
  • Учить детей обобщать накопленные знания;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и взаимопомощь между детьми.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Участники: воспитатели, дети, родители, учителя начальных классов СОШ № 9.

Мотивация: создание книги «Школа моей мечты».

Способы и средства реализации: занятие-исследование, экскурсии в школу, сюжетно -  ролевые   игры, беседы, рассматривание картин с изображением школы и классов, просмотр видеоролика, отгадывание кроссвордов, загадок о школе и школьных принадлежностях, художественно – творческая деятельность детей.

Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап
- составить план реализуемого проекта;
- подобрать методическую литературу, энциклопедии, иллюстрационный материал;
- организовать творческую группу из родителей;
- организовать экскурсию по школе;
- подготовить материалы, оборудование
- собрать фотографии родителей иллюстрирующих  школьную жизнь. 

 2.Основной этап. Реализация проекта
1 занятие – исследование «Какая она школа?»
2 беседа «Что мы знаем о школе?»
3 Проигрывание ситуаций: «Если ты опоздал в школу?», «Забыл дома вторую обувь?», «Забыл дома ручку?», «Тебя не пришли встречать. Что ты будешь делать?», «Пришёл в школу, нет никого знакомых, как ты будешь знакомиться?»



4  Экскурсия по школе № 9: гардероб, столовая, спортивный зал, классы начальной школы, библиотека, медицинский кабинет, музей боевой славы.
5 Организация  фотовыставки  «Наши родители  - ученики»
6 Организация совместного с родителями воспитанников вечера воспоминаний «Мы тоже были школьниками»
7 Рассматривание энциклопедий, чтение книг о школе:  Л.Н.Толстой «Филиппок», С. Михалков «Важный день», В. Берестов «Читалочка», З.Александрова  «Скоро в школу», С. Маршак «Первый день календаря», А.Барто «В школу».
9  выставка рисунков «Все о школе»
10 Создание книги, совместно с родителями воспитанников:
- конкурс на лучший рассказ о школе своей мечты;
- подбор интересных фотографий из школьной жизни;
- помощь в оформление книги родителями
- изготовление воспитателем и детьми коллажа (из рисунков)

3.Заключительный этап. Презентация книги «Школа моей мечты»

Ход организации совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Какая  она школа?»
 в рамках проекта «Школа моей мечты».

Программное содержание:

  • формировать  элементарные знания  об обучении в школе, через организацию исследовательской деятельности;
  •  Совершенствовать умение составлять рассказ,   опираясь на рисунок и схему, самостоятельно формулироватьнужный вопрос по теме;
  • Обогащать словарь детей при помощи новых слов: гимназия, лицей, интернат, химия, физика, литература и т.д.;
  • Развивать монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной  деятельности.

Подготовка к исследованию, материалы:
- карточки с символическим изображением методов исследования:

   «Связаться со специалистами».         «Посмотреть по телевизору».
 «Получить информацию у компьютера»       «Понаблюдать» 
 «Спросить у другого человека».              «Провести эксперимент»
  «Посмотреть в книгах»                           «Подумать самостоятельно»  

- школьные принадлежности, 2 портфеля, продукты питания: йогурт, пирожное, яблоко, конфета для игры;
- зеркало, машина, кукла, сказки;
- блокнот и карандаш на каждого ребёнка.

Предварительная работа: фотовыставка «Наши родители – ученики», экскурсия в среднюю школу № 9, рассматривание картин «Школа», беседа с детьми «Скоро буду я учиться», сюжетно – ролевые игры «Школа».

Ход исследования.

Воспитатель. Ребята! Давайте вспомним, какими мы были, когда пришли в детский сад? (дети рассматривают свои фотографии) Вы были вот такие  маленькие. Каждый год вы на год взрослели и сейчас  уже в подготовительной группе.                                    
А как вы думаете, почему наша группа называется  подготовительная? К чему мы готовимся?
Дети. Мы готовимся к школе.
Воспитатель. Да, скоро вы пойдёте в школу и станете первоклассниками. Кто рад этому событию улыбнитесь.
(звучит  песня «Учат в школе», забегает Буратино)
Буратино. Здравствуйте ребята, а чему вы так радуйтесь?
Я попробую угадать. Если я не угадаю, вы хлопайте в ладоши. Договорились?

Потому что ели кашу?
Потому что много спали?
Потому что песни пели?
Ну,  тогда вы танцевали?

Воспитатель. Буратино, я загадаю загадки, а ты их будешь отгадывать, ребята тебе помогут

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы  бумажные,
Все ужасно важные.

Дети. Портфель
(Воспитатель загадывает загадки о других школьных пренадлежностях)
Воспитатель. Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети. Школьные принадлежности.
Буратино. Кто пользуется школьными принадлежностями?
Дети. Дети, которые ходят в школу.
Буратино. А как называют детей, которые ходят в школу?
Дети. Этих детей называют школьниками, а если, пошли в первый класс, то их называют первоклассниками.
Буратино. Меня папа Карло тоже хочет записать в школу. Только вот интересно, какая она школа?
Воспитатель. Наши дети собираются в школу и тоже хотят знать всё о школе. Поэтому, я предлагаю вам превратиться в учёных и провести  самостоятельное исследование, чтобы   рассказать Буратино все, что мы узнаем о школе.
Чтобы  нужно сделать, чтобы провести исследование?
Дети. Получить как можно больше информации.
Воспитатель. Правильно.  Чтобы хорошо запомнить полученную информацию, предлагаю вам  в блокнотах делать соответствующие    схемы, рисунки.
Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?
Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре
(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.
Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?
Дети. Подумать самостоятельно.
(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)
Воспитатель. Что мы уже знаем о школе?
Дети. В школе учатся много лет, в школе есть много классов, в каждом классе стоят парты, доска, большие коридоры, столовая, учителя …
Буратино. Ну и что такого, у вас и здесь есть парты, доска. А что хорошего в школе?
Дети. Учатся до обеда, получают новые знания, станем взрослее, появятся новые друзья….
Воспитатель. А  какие трудности могут возникнуть в школе?
Дети. На уроке нельзя играть в игрушки, тяжело долго сидеть на одном месте, портфель тяжёлый,  нельзя разговаривать с друзьями, вставать без разрешения, нужно обязательно выполнять домашние задания, иначе получишь  плохую оценку…
Воспитатель.  То, что вы сейчас вспомнили про школу, схематично зарисуйте  в блокноты.

II этап.
Воспитатель.  Следующий этап (выставляет картинку следующего этапа)
Дети. Прочитать в книге.
В какой книге мы можем узнать о школе?
Дети. Словарь, энциклопедия, ….
Воспитатель.  Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. По - алфавиту. Где, мы будем искать слово «школа». В начале или в конце словаря? 
Зачитываю из словаря «Что такое школа?»
(зарисовывают в блокноты)

III этап.
Воспитатель.  Какой следующий этап нашего исследования?
Дети. Спросить у  взрослых.
(Игра «Специальный корреспондент»)
1 ребёнок – Илья. Наталья Владимировна, скажите,  пожалуйста, какие бывают школы?
Наталья Владимировна. Школы бывают с углубленным изучением отдельных предметов, например, в такой школе больше уделяют внимания математике или  английскому языку; спортивные, художественные, музыкальные школы, школы – интернаты, в которых дети не только обучаются, но и живут, а домой ездят только на выходные и каникулы.
2 ребёнок – Полина.  Елена Александровна, какие  мероприятия бывают в школе?
Елена Александровна. В школе много различных кружков и секций: театральные, спортивные, танцевальные и т.д. Дети вместе с классом посещают музеи, ходят на экскурсии, в походы. В  школе устраивают праздники: «Дни именинника», «Посвящение в первоклассники», «Осенний бал».
3 ребёнок – Зарина. Алсу Ягсуповна, скажите, пожалуйста, какие уроки бывают в школе?
Алсу Ягсуповна. Математика, письмо, чтение, русский и татарский язык, рисование, физкультура, ознакомление с окружающим, где дети знакомятся с явлениями природы, животным миром, космосом, жизнью людей в прошлом и в настоящее время, технология – это конструирование, ручной труд и аппликация. На технологии дети учатся выполнять картины из пластилина, вышивать, шить, делать игрушки из бумаги, природного материала и т.д.
(Дети благодарят взрослых, фиксируют новую информацию)

IV этап.
Воспитатель.  Переходим к следующему этапу. Позвонить специалисту (учителю). Ребята мы будем звонить учителю школы №9 Бобровой Светлане Юрьевне.
(Звонит учителю начальных классов СОШ №9. Разговаривает по громкой связи, чтобы детям было слышно)
Воспитатель.  Здравствуйте Светлана Юрьевна. Вам звонят дети из подготовительной группы детского сада №8 «Василёк». Скажите, пожалуйста,  каких детей вы принимаете в школу?
Светлана Юрьевна. В школу приходят дети, которым исполнилось 7 лет. Физически здоровые, с желанием получать новые знания, умеющие внимательно слушать учителя и выполнять его задания. Очень хорошо, если первоклассники знают много сказок и рассказов, стихов, любят рисовать, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дружелюбно относятся к своим одноклассникам.
Воспитатель.  Спасибо, Светлана Юрьевна.
(Дети фиксируют полученную информацию)
Физминутка. Игра «Собери портфель».
(Дети делятся на две команды и по очереди кладут в портфель то, что необходимо в школе).

V этап.
Воспитатель.  Следующим этапом нашего исследования что будет?
Дети. Посмотреть по телевизору.
Воспитатель.  Да, просмотр  видеоролика.
(Дети садятся на ковёр и просматривают видеоролик «Школа», затем делают зарисовки в блокнотах).

VI этап.
Воспитатель.  Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)
Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент.
Воспитатель. Совершенно верно. Придя в школу у вас  могут возникнуть разные ситуации, мы с вами попробуем обыграть их.
1 ситуация  «Опоздание в школу».
2 ситуация «Забыл дома вторую обувь».
3 ситуация «Родители не пришли встречать».
4 ситуация «Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?»
(Проигрывание ситуаций).
Воспитатель.   Теперь, я уверена, что в школе вы не растеряетесь в непредвиденной ситуации.
Думаю, что мы с вами получили достаточное количество информации и можем, как настоящие учёные составить доклад. Посмотрите свои схемы и рисунки, а затем расскажите Буратино, что вы узнали о школе.
Дети. Школа это место,  где дети получают знания. В первый класс приходят дети, которым исполнилось 7 лет. В школе  их ждёт учитель. В каждой школе есть большие классы. В каждом классе стоят парты, висит  доска. После уроков дети могут посещать дополнительные кружки: пение, танцы, спортивные секции. Дома нужно выполнять домашнее задание. В школе учатся много лет
Буратино. Да в школе много интересного, и я решил пойти в школу.
Воспитатель.   Сейчас мы напомним тебе правила «Что должен знать каждый первоклассник».
Дети.  Приходить на урок во время, без опоздания, беречь школьные принадлежности, быть внимательным на уроках, не вертеться, не разговаривать, слушать учителя.
Воспитатель. Наши дети подготовили небольшие советы.

1ребёнок. Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.

2ребёнок.  На уроках не хихикай
Стул туда- сюда не двигай
Педагога уважай
И соседу не мешай

3ребёнок. Не дразнись, не зазнавайся
В школе всем помочь старайся
Зря  не хмурься, будь смелей
И найди себе друзей.

4ребёнок.  Вот и все наши советы
Их мудрее, проще нет
Ты дружок их не забудь
В страну знаний держишь путь

(Буратино благодарит детей и уходит готовиться к школе).
Воспитатель.  Сейчас мы с вами перенесёмся на несколько месяцев в будущее и нарисуем себя в школе.
(Дети рисуют рисунки для книги «Школа моей мечты»).