Тип урока: урок введения нового материала в 8 классе.
Дидактическая цель урока: ознакомление учащихся с восьмеричной системой счисления, с переводом чисел из восьмеричной в десятичную систему счисления, и обратно, а так же с переводом из восьмеричной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно. Отработка навыков перевода из одной системы счисления в другую.
Развивающая цель урока: развитие умения рассуждать, сравнивать, делать выводы. Развитие памяти, внимательности, познавательного интереса к предмету с использованием соответствующих заданий.
Воспитательная: формирование самоконтроля у школьников.
Этапы урока:
- Организация начала урока – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 10 мин.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний – 5 мин.
- Введение нового материала – 8 мин.
- Первичное закрепление нового материала – 5 мин.
- Контроль и самопроверка знаний – 10 мин.
- Информация о домашнем задании – 3 мин.
- Подведение итогов урока – 2 мин.
Структура урока:
- Проверка домашнего задания.
- Знакомство с записями восьмеричных чисел.
- Перевод целого числа из восьмеричной системы счисления в десятичную с проверкой.
- Перевод числа из восьмеричной системы счисления в двоичную и обратно.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока.
Средства обучения:
- Приложение операционной системы Windows XP-Калькулятор.
- Индивидуальная карточка учащегося.
- Алгоритм работы в приложении о.с. Windows XP-Калькулятор.
- Презентация.
- Карточка с заданием для перевода чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную систему счисления.
- Карточка с заданиями для перевода из одной системы счисления в другую с помощью двоично-восьмеричной таблицы.
- Карточка с творческим заданием.
Ход урока
1 этап. Организация начала урока.
Цель этапа: подготовка учащихся к работе на занятиях.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с восьмеричной системой счисления и отработаем навыки перевода из одной системы счисления в другую.
Получают индивидуальные карточки, которые подписывают и куда будут вносить ответы заданий.
Ф.И. | ||
№1 | №2 | №3 |
2 этап. Проверка выполнения домашнего задания.
Цель этапа: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Проверим выполнение домашнего задания с помощью стандартного приложения ОС Windows XP-Калькулятор.
Домашнее задание: переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную и сделайте проверку.
Получают листы с алгоритмом работы в приложении Калькулятор, проверяют домашнее задание за ПК.
Ответы проверим с помощью презентации к уроку.
- 102=210
- 112=310
- 1002=410
- 1012=510
- 1102=610
- 1112=710
3 этап. Введение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Восьмеричная система счисления».
Основание: 8
Алфавит цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Рассмотрим перевод целого числа из восьмеричной системы счисления в десятичную и выполним проверку.
Алгоритм перевода целого числа из восьмеричной системы счисления в десятичную.
Записать восьмеричное число в развернутой форме и вычислить ее значение.
Пример 1.
10
218=2*81+1*80=16+1=1710
Выполним проверку.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в восьмеричную.
- Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа на 8 до получения результата строго меньше основания системы.
- Полученные остатки записать в обратной последовательности.
1710→А8
1710=218
Пример 2.
10
718=7*81+1*80=56+1=5710
4 этап. Первичное закрепление нового материала.
Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.
Задание №1 на первичное закрепление нового материала. Приложение 3
Перевести число из восьмеричной системы счисления в десятичную и выполнить проверку.
210
1148 =1*82+1*81+4*80=64+8+4=7610
Проверка:
7610=1148
Выбрать правильный ответ под соответствующей буквой и записать букву в индивидуальную карточку.
О) 8410
У) 7610
Е) 9710
5 этап. Контроль и самопроверка знаний.
Цель этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
Мы научились переводить числа из одной системы в другую, а теперь рассмотрим способы переводов, которые не требуют от нас каких-либо вычислений. Для этого в тетради начертим таблицу, состоящую из двух столбцов. Число в 8-ой системе счисления соответствует тройке цифр двоичной системы счисления. Например, 08=0002, 18=0012, далее обратимся к проверяемому в начале урока домашнему заданию. Таблица легко заполняется.
Двоично-восьмеричная система счисления.
8 | 2 |
0 | 000 |
1 | 001 |
2 | 010 |
3 | 011 |
4 | 100 |
5 | 101 |
6 | 110 |
7 | 111 |
При переводе восьмеричного числа в двоичное заменяют каждую восьмеричную цифру на соответствующую тройку цифр из таблицы. Для обратной операции, то есть для перевода из двоичной в восьмеричную систему, двоичное число разбивают на тройки цифр, потом заменяют каждую группу одной восьмеричной цифрой.
Например:
7148=111 001 1002
101 110 1002=5648.
Учащимся раздаются карточки с заданиями. После их решения, правильные ответы помещаются в индивидуальную карточку ученика.
Задания №2, №3 на контроль и самопроверку знаний. Приложение 4
Переведите числа из одной системы счисления в другую (с помощью двоично-восьмеричной таблицы).
2. Переведите число из восьмеричной системы счисления в двоичную систему счисления.
5328 =А2
ц) 11010012; р)101 011 0102; в) 1110011002;
3. Переведите из двоичной системы счисления в восьмеричную систему счисления.
111 1112 =А8
а) 778; о) 648; в) 298;
Сдайте индивидуальные карточки и раздаточный материал. Проверим ответы с помощью слайда № 7 презентации к уроку.
Правильные ответы:
№2 р)101 011 0102
№3 а) 778
Индивидуальная карточка примет вид:
Ф.И. | ||
№1 | №2 | №3 |
У | Р | А |
Ученики получают раздаточный материал с творческим заданием. Даны координаты точек в разных системах счисления. Необходимо выполнить перевод координат в десятичную систему счисления, отметить и соединить точки на координатной плоскости.
Творческое задание. Приложение 5
Даны координаты точек:
1(1002,12)
2(1002, 1102)
3(1002, 10002)
4(108,108)
5(68,78)
6(108,68)
Выполните перевод чисел в десятичную систему счисления и в координатной плоскости поставьте и соедините все точки.
Ответ (в десятичной системе счисления):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
(4,1) | (4,6) | (4,8) | (8,8) | (6,7) | (8,6) |
Рисунок 1
6 этап. Информация о домашнем задании.
Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Переведите числа из восьмеричной системы счисления в двоичную, затем в десятичную систему счисления.
358 →А2→А10
658 → А2→А10
2158 → А2→А10
7 этап. Подведение итогов урока.
Цель этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Если у вас в индивидуальной карте получилось слово: УРА, то вы получили «5».
Если справились с 2-мя заданиями, то оценка «4».
Если решили 1-о задание, то вы получили «3».
Сегодня на уроке мы познакомились с восьмеричной системой счисления, рассмотрели разные способы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Одни из способов требовали от нас решать задачи математическими методами, другие с привлечением компьютера, третьи не требовали от нас каких-либо вычислений.
Спасибо за урок.