Тип урока: Решение частной учебной задачи.
Место урока: 1 урок в разделе «Свойства арифметических действий»
Цель: формирование вычислительных навыков путём перестановки чисел при сложении.
Задачи:
- Способствовать формированию среды для развития умения находить более быстрый способ вычисления путём перестановки чисел при сложении;
- Способствовать формированию среды для развития вычислительных навыков, логического мышления, внимания;
- Способствовать формированию среды для формирования коммуникативных навыков;
- Способствовать формированию среды для развития словарного запаса;
- Способствовать формированию среды для развития интереса к предмету «Математика».
Планируемые результаты:
Освоение предметных базовых знаний:
- Перестановка чисел при сложении;
- Вычислительные навыки.
Средства обучения:
- Документ-камера;
- Ноутбук;
- Презентация;
- Карточки по уровням;
- Книга А. Курляндский «Ну, погоди!»
- Раздаточный материал: карточки с числами, фишки зелёного и синего цвета.
Ход урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивационный | Сформировать потребность у учащихся в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения. | Учитель нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их значимости. – Ребята, вы любите считать? – Где вы уже применяете свои вычислительные навыки? Покажите, как вы умеете считать. Поднимите на мой вопрос карточку с цифрой. – Уменьшить 8 на 1? – Увеличить 6 на 2? – Какое число стоит после 9? – Уменьшить 6 на 3? – Увеличить 4 на 2? – Кому легко было считать? – Кто затруднялся? Выполните ещё одно задание: – К 2 прибавить 6? – Как вы считали? – Какой из названных способов вам показался лёгким и почему? |
Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого материала. Показывают навыки счёта, используя раздаточный материал – карточки с цифрами, анализируют свои ответы. Обосновывают решение последнего выражения. |
2. Ориентировочный | Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели. | Помогает учащимся сформулировать цель урока, и составить план деятельности, через которую будут получены недостающие знания и умения. – Как мы сегодня будем вычислять? – Где вам пригодится данный способ вычисления? – Кто может сказать тему урока? – Цель урока? Откройте с. учебника 4-5. Расскажите о плане работы на данном уроке. |
Учащиеся формулируют цель урока, выдвигают гипотезу о том, как может быть достигнута учебная задача, предлагают различные варианты её решения, составляют план действий, направленных на получение недостающих знаний и умений. |
3. Исполнительский | Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе. | Предъявляет требования к учебной деятельности учащихся, направляет деятельность. – фронтальная работа, отгадывание загадок: Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Шуба для зимы - другого цвета. (заяц) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) – Героями какого мультфильма являются волк и заяц? Написана книга «Ну погоди!», автор А. Курляндский. (показываю книгу) Рассмотрите иллюстрацию на с. 4 №1 и скажите, какое действие выполняют Волк и Заяц? Объясните в паре, какой результат получился и почему? №2. Докажите друг другу в каком случае цыплёнок сделал меньше шагов и почему? Давайте проверим, правильность нашего доказательства. Поработаем в паре. Возьмите три зелёных кружка и пять синих. Сосчитайте результат. Ниже выложите следующие кружки: пять синих и три зелёных. Сосчитайте результат. – Одинаковые ли получились результаты? – В каком случае вам легче было считать и почему? Поработаем в группе при выполнении №3. Прочитайте задание самостоятельно и дайте обоснованный ответ. – Сформулируйте вывод. – Какая группа затруднялась в работе и почему? – Какая группа работала дружно? Физминутка. Глазками часто-часто поморгали, закрыли глазки, досчитали до пяти – открыли. 1, 2, 3, 4 ,5 – все умеем мы считать, 1 – Руки за спину положим, 2 – Голову поднимем выше. 3 – Головою три кивка. На 4 – руки шире. 5 – руками помахать. |
Выполняют действия, направленные на решение поставленной задачи: отвечают на вопросы, работают в паре, в группе, обосновывают свои ответы, проверяют на практике вычислительное действие, анализируют, доказывают. |
4. Контрольный | Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели. | Оценивает результаты учебной работы отдельных учащихся и микрогрупп. Проверим наши выводы. Для этого поработаем в рабочих тетрадях. С. 3. Выберите из номеров 1, 2, 3, 4 – любой и решите. Проверим, какое задание выбрали. – Какой вывод сделаем? Применим наш вывод. Выполните в тетрадях №6. – В каких выражениях вы применяли перестановку чисел, а в каких нет? Возьмите карточки своего цвета (зелёного, красного и жёлтого). Выполните задание. – Кто с лёгкостью справился? – Кто затруднялся и где? |
Соотносят полученное решение учебной задачи с целью урока, оценивают, насколько правильно удалось выполнить все запланированные действия. Выбирают задания по своему уровню, обосновывают ответы. Формулируют вывод, решив №6 в учебнике. Работают самостоятельно по уровневым карточкам. |
5. Рефлексия. | Проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность. | Ставит вопросы о том, как решалась учебная задача и достигалась ли цель. Анализирует уровень освоенности учащимися необходимых знаний, умений, навыков. – Какова же была тема нашего урока? – К какому результату мы пришли в конце урока? – Что мы с вами скажем нашим героям из мультфильма, как можно считать? – Где мы можем с вами применить полученные знания? – Кто теперь с лёгкость может считать? – Кто затруднялся работать? Оцените свою работу сигнальными карточками (жёлтый – молодец, зелёный – постараюсь, красный – нужна помощь) Минутка благодарности. |
Формулирование вывода по теме урока, значимость полученных знаний, самооценка. |
Список литературы:
- Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. ч. 2 / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2011 - 144с. ISBN 5-360-02495-8
- Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №3 для учащихся общеобразовательных учреждений/ В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана-Граф, 2011 - 96с. ISBN 978-5360-02591-7
Самостоятельная работа – Приложение.