Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

1. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
2. Закреплять навыки графической записи предложения.
3. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Упражнять детей в делении слов на слоги.
5. Упражнять в делении слова на звуки гласные и согласные, определять место звука в словах.
6. Развивать речевое внимание и фонематический слух.
7. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Предварительная работа:

чтение Андерсена «Дюймовочка», рассматривание иллюстраций, беседа о героях произведения, драматизация отдельных отрывков.

Демонстрационный материал:

схема слова крот, три клумбы с цветами (роза, мак, ромашка), карта-схема, фишки синие и красные, графическая схема предложения, кукла Дюймовочка, цветочный горшок, предметные картинки (жаба, крот, жук, арбуз, банан, апельсин), картинки птиц, слоговая таблица.

Раздаточный материал:

схема слова крот, 2 фишки красные, 2 фишки синие, 2 фишки зеленые, картинки насекомых, лист бумаги, простой карандаш, шапочки птиц, раскраска.

Ход занятия:

Звучит музыка, входит девочка с Дюймовочкой на руке и картой.
Дюймовочка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй.
Дюймовочка: Я пришла к вам из сказки. А из какой сказки, вы узнаете, если отгадаете загадку про меня:

Крошечная девочка,
Я сошла с цветка.
Жизнь казалась дивною
В алых лепестках.
Только душу нежную
Заперли во тьму.
Звери злые, жадные,
Вам она к чему?
Мне б на небо синее
Хоть разок взглянуть.
Попрощаться с солнышком
И навек уснуть.

Дети: Сказка «Дюймовочка».
Воспитатель: А кто написал эту сказку?
Дети: Сказку написал  Г.Х. Андерсен.
Дюймовочка: Ребята, помогите мне пожалуйста попасть в страну звуковых эльфов.
Воспитатель: Поможем Дюймовочке?
Дети: Да.
Дюймовочка: А дорогу вам покажет карта.
Воспитатель: Дюймовочка, присоединяйся к нам (посадить куклу Дюймовочку в цветочный горшок). Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту. Как вы думаете, откуда мы начнем свое путешествие?
Дети: Из детского сада.
Воспитатель: Правильно из того места, где мы сейчас находимся.
Пальчиковая гимнастика поможет нам лучше приготовиться к путешествию. Сожмите пальцы в кулачок (поочередно разгибать их, начиная с большого).

Большой палец встал один.
Указательный за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все - «Ура!»
В путь нам пора.
Звучит музыка, дети шагают.

Воспитатель: Первая остановка. Куда мы пришли?
Дети: Мы пришли на болото.
Воспитатель: Вы узнаете, кого встретила Дюймовочка на болоте, если выделите первый звук в каждом слове, обозначающий предмет и составите слово (жук, арбуз, банан, апельсин).
Дети: Жаба.
Воспитатель: Совершенно верно (отгадка появляется на болоте). Идем по стрелочке дальше.
Звучит музыка, дети шагают.

Воспитатель: Мы оказались?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Дерево, жук, девочка - это предложение?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что это?
Дети: Набор слов, отдельные слова, просто слова,
Воспитатель: Это просто набор слов.
Воспитатель: А что такое предложение?
Дети: Предложение состоит из нескольких слов.
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Предложение имеет законченную мысль.
В конце предложения ставится знак.
Первая буква в предложении пишется с большой буквы.
Воспитатель: Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
Вспомните, что случилось с Дюймовочкой в лесу и составьте красивые предложения.
Дети составляют предложения.

Воспитатель: Мы разберем предложение «Жук принес Дюймовочку». Занимаем удобные места в лесу (переходим за столы).
Воспитатель: Предложение – «Жук принес Дюймовочку» обозначим с помощью длинной полоски с уголком и в конце предложения поставим точку.
Воспитатель: Сколько слов в предложении – «Жук принес Дюймовочку»?
Дети: Три.
Воспитатель: Назовите 1, 2, 3 слово.
На листочке в клетку запишите графическую схему предложения « Жук принес Дюймовочку» (один ребенок выполняет около доски).
Воспитатель: Почему у себя на листочках и на доске вы оставили промежутки между слов?
Дети: Слова в предложении пишутся отдельно.
Воспитатель: Посмотрите на схемы и скажите, что длиннее предложение или слово? Почему?
Дети: Предложение длиннее. Оно состоит из слов.
Воспитатель: А слова состоят?
Дети: Из слогов.
Воспитатель: Проговорим наше предложение по слогам, отстукивая его слоговую структуру.
Дети: Жук - при-нес-Дюй-мо-воч-ку.
Воспитатель: Сколько слогов в предложении «Жук принес Дюймовочку»?
Дети: Семь.
Воспитатель: Продолжим наш путь дальше.
Звучит музыка, дети шагают.

Воспитатель: Следующая остановка - полянка, на которой растут красивые цветы. Чтобы попасть на цветочную полянку, вы должны превратиться в насекомых. Превращайтесь.
Вам нужно определить, сколько слогов в названии насекомых и с окончанием музыки подлететь к цветам, в названии которых столько же слогов, сколько в названии насекомого.
Звучит музыка.
Воспитатель: А сейчас проверим, правильно вы выбрали  цветок?
Как называется ваш цветок? Сколько слогов в его названии? Кто прилетел?
Насекомых оставляем на полянке, а сами подходим к карте. Куда ведет стрелочка?
Дети: К мышиной норе.
Воспитатель: Отправляемся к мышиной норе.
Звучит музыка, дети возвращаются за столы.

Воспитатель: С кем мышь познакомила Дюймовочку в своей норке?
Дети: Мышь познакомила Дюймовочку с кротом.
Воспитатель: Нужно сделать звуковой анализ слова крот. Тем самым вы поможете Дюймовочке выбраться из мышиной норки (один ребенок выполняет около доски).

согл,тв.

согл,тв.

гл.

согл,тв.

Воспитатель: Сколько звуков в слове крот?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Когда мы говорим, произносим звуки гласные и согласные. Какие звуки называются гласными?
Дети отвечают.
Воспитатель: Звуки, которые произносятся голосом, не встречая преград во рту и их можно петь и тянуть, называются гласными.
Воспитатель: В каком по цвету домике живут гласные звуки?
Дети: Гласные звуки живут в красном домике.
Воспитатель: Какие звуки называются согласными?
Ответы детей.
Воспитатель: Звуки, которые произносятся при помощи губ, зуб и языка называются согласными.
Воспитатель: В каком по цвету домике живут согласные звуки?
Дети: В синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие.
Воспитатель: Продолжаем наш путь.
Звучит музыка.

Воспитатель: Обратимся к таблице. В этой таблице спрятаны названия птиц. Если вы правильно соедините слоги, то узнаете с кем встретилась Дюймовочка?
Дети читают го-лубь, пе-тух, во-ро-на, ут-ка, дя-тел, со-ва, лас-точ-ка.
Воспитатель: С кем встретилась Дюймовочка?
Дети: С ласточкой.
Воспитатель: Давайте поможем ласточке отнести Дюймовочку в страну звуковых эльфов. Превращаемся в птиц (девочка берет куклу Дюймовочку).

Звучит музыка. Танец «улетающих птиц».
Дюймовочка: Спасибо вам, ребята, до свидания (под музыку улетает).
Воспитатель: Ребята, вы своими знаниями и умениями помогли Дюймовочке попасть в страну эльфов. Дюймовочка в память о знакомстве с вами прислала черно-белую фотографию из страны звуковых эльфов (воспитатель раздает детям раскраску с изображением Дюймовочки и принца).