Урок чтения "Л.Н. Толстой "Прыжок"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: портрет Л. Толстого, выставка книг Л.Толстого, сюжетные картинки, фото (парусник, чайка), дифференцированные карточки по чтению, карточки (персонажи, слова-действия),  рисунки детей к рассказам Толстого.

Цели:                  
- познакомить детей и провести анализ рассказа «Прыжок» Л.Н. Толстого, ввести новые слова в лексику учащихся, работать над пониманием логики событий, над пониманием подтекста поступков героев,
- показать нравственные качества героев, формировать представление о способах изображения переживаний в эпическом произведении, с помощью которых человек может догадаться о сущности переживаний
-  совершенствовать технику чтения, отрабатывать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения, продолжать работу над артикуляцией, над дыханием, развитие мышления, памяти, внимания, воображения и речи.

Этапы:

Ход урока:

1. Орг. момент

Для урока чтения нам понадобится учебник, карточки по чтению  и ваше хорошее настроение

2.Развитие речевого дыхания

Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:

  • Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает
  • Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает
  • кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

- Поднимите руки, кому уже хватает воздуха?

3. Артикуляционная гимнастика

Дети повторяют за учителем (хором)

Спесь-взвесь
брод-сброд
швабра-абракадабра
тук-тук-крокотук
щетка-трещетка

4. Интеллектуальная разминка

  1. Когда пешком идешь, ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход? (пассажир)
  2. Вокзал для корабля?
  3. Самый главный человек на корабле?
  4. Имя писателя с которым  мы познакомились вчера?
  5. Как звали его папу?
  6. Где родился Л.Н. Толстой?
  7. Сколько томов написал? (90)
  8. Какие рассказы мы читали? (Косточка,  Акула…)

5. Объявление темы урока

Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Л.Н.Толстого  «Прыжок»
- По названию можно сказать,  о чем  будет  этот рассказ? (да)
  (Но мы не знаем куда был совершен прыжок и не знаем причину)
- Может быть во время работы над словарной работы, кто-то догадается о чем пойдет речь?

6. Словарная работа (работа по карточке №1)

 

1. Прочитайте  слова   и подчеркните те слова значение которых вам непонятно.  Кто нам поможет разобраться?
- Аршин – старая рус. мера длины =71см
- Чему равны 2 аршина? 3? (142, 213)
- Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса
- Подманить – подозвать к себе, с помощью приманки
- Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

2. Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам
сорвала шляпу – …
скинул куртку – …
бросился догонять -…
- Почему автор использовал именно эти слова? 

3. Работа над техникой речи.
- Чтение слов на максимальной скорости (по рядам)
- Чтение словосочетаний на максимальной скорости (в парах)

7. Предварительная подготовка

Учитель:  Как раньше, до изобретения пароходов, совершали морские плавания? (на парусниках)

  • Ваш одноклассник сейчас расскажет нам о таком паруснике:
  • Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева
  • Мачты возвышались на 15-25м, т.е. высота достигала размеров 3-5эт. дом
  • На мачтах перекладины, на кот. держатся паруса. От перекладины, к др. перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок.
  • Скорость парусного корабля небольшая, поэтому плавание продолжалось долго.

Учитель:  Как вы думаете, скучала ли команда во время долгого плавания?
( И если команде удавалось побывать в жарких странах, они нередко раздобывали себе обезьянку, веселого, шаловливого зверька, который  развлекал людей в свободную от нелегкой службы минуту. Но бывало, что проказы зверька становились причиной неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся очень давно поведал в рассказе «Прыжок» Л.Н. Толстой
Учитель:  По названию можно сказать, кто будет главным героем?

8. Учебник

Вот мы сейчас все и узнаем (чтение учителем)

9. Первичное восприятие

- Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:          повествование, описание, рассуждение?
- Как вы догадались? Слов,  какой части речи больше в  тексте повествовании?
- Что в этом рассказе вас рассмешило?
-  Кому из героев вы больше сопереживали?
-  Какие чувства вы испытали?
-  Когда вам было страшно? Когда вы почувствовали облегчение?

10. Характеристика Персонажей

-    Назовите главных героев
-    Что вы можете сказать о характере мальчика?

  • Почему он залез на мачту  корабля? (желание покрасоваться, не опозорить имя капитана)
  • Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете? (переоценил свои возможности, не подумал об опасности)
  • Какие черты характера отца помогли спасти мальчика? (находчивость, быстрота реакции)
  • Почему капитан заплакал?

11. Творческая  работа

      -    Как вы думаете,  этой истории мог бы быть др. конец?

12. Работа над выразительностью

Каким тоном надо читать самый напряженный момент?
В каком темпе?   Как мы будем читать тихо или громко?
Найдите этот момент.
Кто попробует голосом передать переживания героев?

13. Выборочное чтение

- Найдите в тексте слова - действия, которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна?
- Найдите слова-действия, которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну.
- Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана
- Как реагировали люди на происходящее сначала?
- Как изменилось их настроение?
- Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду?
- Слова какой части речи вы называли?

14. Физ. минутка

Я называю слова из текста. Дети выполняют определенные движения, в зависимости от того какой частью речи  являются эти слова.
(Существительное - присесть; глагол-прыжок; прилагательное –руки вверх)

15. Развитие речи

- Расположи сюжетные картинки в правильном порядке.                 
Каждая картинка соответствует определенному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
- Найдите в тексте слова, соответствующие 1ой  картинке

16. Итог урока

Какова же основная мысль рассказа?
Почему рассказ называется «Прыжок»?
Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду?
Был ли другой путь к спасению?
Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил?
Как вы думаете,  было ли отцу страшно?
Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?

Д/З

Спасибо всем за урок.
-  Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать? Я надеюсь, вы все меня порадуете  завтра своим выразительным чтением