Вид проекта:
Проект носит комплексный характер. Проект включает в себя исследовательскую, творческую, творческую, познавательную, практическую деятельности.
Участники проекта:
Дети старшей группы (5 – 6 лет), родители воспитанников, воспитатель группы, сотрудники ДОУ.
Цель:
Формировать у детей доброжелательное поведение, осознанное отношение к нормам социального поведения.
Задачи:
- Формировать у детей представление о добре, доброте, добрых поступках.
- Развивать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества людей.
- Воспитывать такие качества личности, как доброта, отзывчивость, щедрость.
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, формировать начальные предпосылки поисковой деятельности.
Предполагаемый результат:
- Дети имеют представление о том, что такое добро, доброта, добрые поступки.
- Дети разучили стихи, пословицы, считалки, мирилки. Стали охотнее их применять в совместной деятельности. Расширился словарный запас.
- Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
- У родителей повысился интерес к жизни группы, детского сада.
Материально - техническое обеспечение:
- «Письмо о помощи от сказочных героев».
- Сюжетные картинки - «Правила для добрых детей».
- Копилка добрых дел - «Дерево доброты».
- Опросник для гостей и сотрудников детского сада: «Что такое добро?»
- Художественная литература для детей:
В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово», Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев – «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы».
- Пословицы и поговорки о доброте.
- Магнитофон, аудиозапись песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
Планирование и организация деятельности
Мероприятия |
Цель |
Ответственный |
|
1 этап. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия в предстоящей деятельности |
|||
1 |
Тест для родителей |
Раскрыть картину собственных представлений о нравственных ценностях. Помочь обратить внимание на то главное, что поможет взрослым и их детям стать добрее отзывчивее к окружающим. |
В - ль |
2 |
Беседа с родителями |
Познакомить с примерным планом по проекту. Обсудить цели и задачи по созданию условий для реализации проекта. (Приложение 1) |
В - ль |
3 |
Игра с детьми «Интервью» |
Подготовить ответы детей на вопросы анкеты «Что такое добро?» для использования на родительском собрании. (Приложение 2) |
В - ль |
4 |
Рисование и составление рассказов на тему: «Мой любимый добрый сказочный герой» |
Развивать умение оценивать поступки литературных героев, отмечать их положительные качества. Формировать мотивы участия в предстоящей проектной деятельности. Обмен впечатлениями. |
В - ль |
5 |
Экскурсия по детскому саду (в медицинский кабинет, кухню, прачечную) |
Продолжать знакомить детей с теми людьми, которые заботятся о них в детском саду. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать навыки общения. |
В - ль |
2 этап. Выбор идей, поиск путей решения проблемы |
|||
1 |
Игровая ситуация: «Письмо о помощи то сказочных героев». Освободить их от чар Снежной Королевы сможет только добро. Как мы с вами можем помочь сказочным героям? |
Помочь детям определить и сформулировать проблему, создать мотивацию поисковой деятельности. |
В - ль |
2 |
Создание команды исследователей. Выбор названия команды: «Доброе сердце», придумывание девиза: «Спешите делать добрые дела!». Составление и обсуждение плана работы над проектом. Подбор и обсуждение вопросов, на которые необходимо ответить: |
Помочь решить детям, где и как добывать интересующую информацию. Вместе с детьми составить план деятельности по достижению намеченной цели. |
В - ль |
3 этап. Реализация проекта |
|||
1 |
Беседа «Кому и как я могу помочь?» |
Обмен впечатлениями. Развивать умение оценивать собственные поступки. Вызвать желание совершать добрые дела. |
В - ль |
2 |
«Правила для добрых детей» |
Учить планировать своё эмоциональное состояние, познакомить с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. |
В - ль |
3 |
«Дерево доброты» - «копилка добрых дел» |
Стимулировать желание совершать добрые дела. |
В - ль |
4 |
Оформить вопросник: «Что такое добро?» |
Изучать мнение сотрудников и гостей детского сада о том, что такое добро. Обобщение материала. |
В - ль |
5 |
Цикл познавательных занятий на тему «Что такое добро?» (С. И. Семенака «Учим детей доброжелательному поведению») |
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. |
В - ль |
6 |
Чтение художественной литературе: |
Познакомить детей с сюжетами художественных произведений. Формировать умение следить за развитием событий, находить в сюжетах интересующие объекты. |
В – ль, |
7 |
Беседа о Международном дне добра |
Познакомить с праздником – Международным днём добра, историей его возникновения, традициями. |
В - ль |
8 |
Разучивание считалок, мирилок |
Знакомить со способами регулирования взаимоотношений. Развивать навыки социального поведения. |
В – ль, |
9 |
Разучивание стихов о доброте, щедрости, дружбе. |
Активизировать речь детей. Продолжать работу по усвоению нравственных норм бытия. |
В – ль, |
10 |
Создание альбома с пословицами и поговорками «Народная мудрость» |
Обобщение материала |
В - ль |
11 |
Этические беседы |
Активизировать в поведении усвоенные этические понятия. Вызвать желание быть доброжелательным. Знакомить со способами взаимоотношений со сверстниками. |
В - ль |
* «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен» |
Возбудить презрение к скупости, создать условия для проявления щедрости, сердечности по отношению к окружающим. |
||
* «Где добрые люди, там беды не будет»
|
Побуждать детей к проявлению чуткого, заботливого отношения к сверстникам и взрослым в детском саду. |
||
* «Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не надо рецепта иного» |
Продолжать знакомить с правилами этикета. Возбудить желание быть вежливыми с окружающими. |
||
12 |
Наблюдения за играми детей подготовительной группы |
Показать взаимосвязь между взаимоотношениями детей и их настроением. Продолжать знакомить со способами урегулирования взаимоотношений. |
В - ль |
13 |
Ручной труд: «Игрушка для малыша» |
Вызвать желание заботиться о малышах, приготовить для них сюрприз. |
В - ль |
14 |
Целевое посещение детей младшей группы |
Подарить малышам приготовленные подарки. Поддерживать желание дарить радость. |
В - ль |
15 |
Шефство над малышами |
Напомнить, что детский сад – это тоже семья и потому старшие дети должны заботиться о малышах. Поддерживать желание помогать малышам, заботиться о них. |
В - ль |
16 |
Создание «Сада доброты» |
Предоставить детям возможность самостоятельно размещать творческие работы по теме проекта. Обобщение материала, обмен опытом. |
В – ль, |
17 |
Составление рассказов: |
Развивать творческую активность в процессе придумывания рассказов. Продолжать работу по усвоению нравственных норм бытия. Активизировать в речи понятия: добрый, заботливый, чуткий, отзывчивый, сердечный. |
В – ль, |
18 |
Лепка: «Мой любимый добрый сказочный герой» |
Развивать творческую активность в процессе лепки. Передавать в работе своё отношение к сказочному герою. |
В - ль |
19 |
Рисование: «Кто на свете всех добрее?», |
Закреплять навыки рисования, развивать творчество, фантазию. |
В - ль |
20 |
Аппликация: «Чем могу я поделиться» |
Воспитывать щедрость, желание делиться. |
В - ль |
21 |
Дидактические игры, упражнения: «Хорошо – плохо», «Закончи предложение», |
Развивать познавательную активность. Закреплять представления о нравственных понятиях: дружба, щедрость, отзывчивость. |
В - ль |
22 |
Решение проблемных ситуаций |
Развивать логическое мышление. Закреплять представления о нравственных понятиях. |
В - ль |
4 этап. Презентация проекта |
|||
1 |
Развлечение: «Дорогою добра» |
Закрепить и обобщить понятия детей о добре и его роли в жизни человека. Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность. |
В – ль, дети, родители |