Цели:
- продолжить работу над связью между произведением и множителями;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать, решать текстовые задачи, находить значение, самостоятельно решать;
- развивать память, математическую речь, логику;
- воспитывать любовь к математике.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Весело звенит звонок,
Начинается урок.
А вам нравится математика?
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика.
II. Постановка целей.
Сегодня на уроке мы будем складывать и вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, решать задачи, сравнивать выражения, вспомним как связаны действия умножения и деления.
Отправимся с вами в путешествие. А куда? Мы узнаем из зашифрованного слова.
III. Устный счет.
Я предлагаю вам расшифровать запись, а помогут вам в этом выражения и их результаты. (Числа в окошках перемножить, из произведения вычесть число, записанное на двери. Букву, записанную на крыше, поставить под соответствующим результатом.)
Кто знает, какой праздник мы отмечали 12 апреля , связанный с космосом?
Я приглашаю вас совершить учебный полет к космическим планетам. Нам предстоит встреча с инопланетянами. Нам могут пригодиться наши знания в преодолении возможных препятствий. Я думаю, что мы справимся.
А вы как думаете?
На время полета вы будете космонавтами, возьмите и пристегните свои индивидуальные карточки космонавта. Я буду руководитель полета за пультом управления. Займите свои места в ракете.
IV. Работа по учебнику (стр. 63 № 1 устно) (Работа в парах)
Для того чтобы наша ракета смогла оторваться от земли, нам необходимо правильно найти частное в задании №1 на стр. 63, решать будем по рядам в парах.
Рассмотрите выражения в столбиках.
4 * 3 = 12 | 5 * 6 = 30 | 2 * 10 = 20 |
12 : 4 = ____ | 30 : 5 = ____ | 20 : 2 = ____ |
12 : 3 = ____ | 30 : 6 = ____ | 20 : 10 = ____ |
Что вы заметили?
Каким правилом мы воспользуемся для решения этих примеров?
У вас на партах лежат карточки с возможными ответами, вам необходимо найти правильные. Обсудите и решите в парах.
- 1 ряд – 4, 3, 5;
- 2 ряд – 6, 5, 7;
- 3 ряд – 9, 2, 10.
Поднимите карточки с правильными результатами.
Мы оторвалась от земли. Первая минута полет проходит нормально.
V. Планета «Задачкино» (стр. 63 №4) (Коллективная работа)
Пока наш космический корабль набирает скорость и держит путь к первой космической планете, откройте свой бортовые журналы (тетради) и запишите дату и вид работы.
Посмотрите в иллюминаторы, справа от себя вы видите планету. С нее на мой пульт идет мощный радиосигнал. Он настолько силен, что стрелки отклоняются. Я попытаюсь расшифровать этот сигнал. В сигнале пришла информация. Эта информация мне что-то напоминает.
Для строительства космодрома на планету завезли бетонные плиты. Уложили уже 50 плит, осталось на 27 плит меньше, чем уложили. Сколько плит было завезено для строительства космодрома?
Прочитайте задачу жужжащим чтением.
Прочитаем задачу вслух.
О чем говорится в задаче?
Что нам известно о плитах? (у доски ребенок работает с опорными словами)
Что неизвестно?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Что нужно узнать сначала?
Каким действием?
Что узнаем затем?
Каким действием?
1) 50 – 27 = 23 (пл.) – осталось
2) 50 + 23 = 73 (пл.) – было
Ответ: 73 плиты.
Как вы думаете, справились ли мы с заданием жителей этой планеты? Почему?
В благодарность Брюндики подарили нам вот такую деталь.
А что это за фигура?
VI. Физминутка.
- 1-2-руки через стороны вверх, поднимаясь на носки. (Дотянулись до звезд), 3-4 – вернуться в исходное положение;
- 1-2 – руки вверх, 3 – наклон вправо, 4 – наклон влево, 5-6 – исходное положение;
- 1 – руки на пояс, 2 – поворот направо, 3 – поворот налево, 4 – исходное положение;
- 1-2 – присесть руки вперед, хлопнуть в ладоши, 3-4 – встать в исходное положение.
Займите места в своих космических креслах. Полет продолжается.
VII. Планета «Сравнительная» (№2 стр. 63)
Взгляните в иллюминаторы, вы видите следующую планету. Какие сюрпризы таит она? Вокруг планеты наблюдается туманность, датчики фиксируют наличие сигналов. Попытаемся с помощью приборов их расшифровать и узнать, какое задание просят выполнить жители этой планеты.
4 * 7 < 4 * 9 | 20 * 3 = 3 * 20 |
0 * 5 < 1 * 4 | 6 * 2 = 6 + 6 |
2 * 7 > 2 * 6 | 12 + 0 = 12 – 0 |
Что нам нужно будет сделать?
Уважаемые космонавты, вам предоставляется возможность решить любое сравнение по желанию и по силам.
Как вы думаете, справились ли мы с заданием жителей этой планеты? Почему?
Жители планеты «Сравнительная» Хрюндики в благодарность тоже подарили нам, вот такую деталь.
А что это за фигура?
VIII. Релаксационная пауза.
Сели прямо. Голова, шея, спина – на одной линии, плечи чуть опушены. Давайте, вообразим, что наш корабль стал прозрачным, и вы можете видеть перед собой звездное небо. Расслабтесь. Сделайте глубокий вдох, медленный выдох. Закройте глаза. Ваши руки теплеют, согреваются, расслабляются. Вдох, выдох. Ноги тоже теплеют, согреваются, расслабляются. Ваше тело расслабленно. Приятный легкий ветерок овевает ваш лоб. Вы находитесь в удивительном состоянии – невесомости. Вокруг вас много – много ярких звезд. Они мерцают, переливаются, подмигивают вам. Вы – тоже звездочка, яркая, красивая, счастливая. Космос дает вам силы, энергию, бодрость. Легкая улыбка касается ваших губ. Вы хорошо отдохнули. А сейчас делайте глубокий вдох, резкий выдох, открываете глаза и улыбаетесь.
Мы полны сил и продолжаем полет.
IX. Графический диктант.
Вновь ко мне на пульт поступают слабые сигналы. Это сигнал бедствия. Датчик работает в режиме расшифровки. Жители неизвестной планеты задаю вопрос: «С какой вы планеты».
Космонавты, а жителями какой планеты мы являемся?
Я предлагаю вам отправить ответ используя символы жителей неизвестной планеты.
Я буду проговаривать утверждение. Если вы будете согласны с ним, то запишите в клетке (.) «точку», если не согласны, то напишите (-) «черточку».
- Результат умножения называется «произведением».
- Результат вычитания называется «суммой».
- При перестановке множителей произведение не изменяется.
- Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель.
- Сложение разных слагаемых можно заменить умножением.
Сравните полученный рисунок с сигналом. () Поднимите ручку те, чей рисунок совпал с данным. Пошлите на мой пульт свои сигналы.
Сигнал отправлен, наберемся терпения, ожидая ответа.
Полет продолжается.
X. Геометрический материал. (Самостоятельная работа)
Внимание! Экстремальная ситуация. Мои датчики фиксируют, что к вам навстречу движутся неопознанные летающие объекты. Посмотрите в иллюминаторы.
Какую форму имеют эти объекты?
Чтобы избежать столкновения с ними нам необходимо узнать их периметры.
А что такое периметр?
Пришлите на мой пульт ваши ответы, (Проверка проводится по вариантам). Приборы фиксируют 3 варианта ответа.
Сравните периметры этих неопознанных летающих объектов.
Нам благополучно удалось пролететь дальше, не столкнувшись с ними.
Почему мы смогли благополучно миновать неопознанные летающие объекты?
Ответа с неизвестной планеты пока нет, значит, эта планета находится от нас на расстоянии многих световых лет.
XI. Офтомологическая пауза.
Чтобы избежать столкновения с неопознанными летающими объектами, нам пришлось отклониться от маршрута. Давайте, посмотрим на наш путь следования инайдем нужное направление.
Полет продолжается.
XII. Планета «Примеркино» (№6 стр. 63). (Самостоятельная работа)
Долгожданный сигнал поступил. Это сигнал с планеты « Примеркино ». А вот и сама планета. Жители этой планеты Грюндики просят помощи в решении примеров №6 стр. 63 в наших бортовых учебниках. Посмотрите внимательно на примеры.
Удобно ли решать эти примеры так как они записаны?
Как надо записать эти примеры?
Девочки решают 1 и 2 примеры, мальчики – 3,4.
83 – 67 = 16 |
52 – 44 =8 |
36 + 29 = 65 |
72 + 28 = 100 |
Как вы думаете, справились ли мы с заданием жителей этой планеты? Почему?
В благодарность Грюндики подарили нам вот такую деталь.
А что это за фигура?
XIII. Ряд чисел.
Внимание! Наш учебный полет подходит к концу, но чтобы вернуться на Землю нам нужно расположить числа в порядке возрастания.
14 | 31 | 45 | 63 | 78 | 95 | 100 |
Г | а | г | а | р | и | н |
Что вы знаете об этом человеке?
Мы должны гордится тем, что 12 апреля 1961 именно в нашей стране состоялся первый запуск человека в космос на корабле-спутнике «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным.
Как вы думаете, почему, более 100 космонавтов побывало в космосе, но именно имя Юрия Алексеевича Гагарина известно во всем мире?
И сейчас вокруг нашей планеты совершает длительный полет орбитальная станция, где находятся не только космонавты, но и туристы из других стран.
Космонавты 2 А класса помашите рукой своим старшим коллегам.
Наш учебный полет закончен, корабль совершил мягкую посадку на землю.
Дорогие ребята, впереди у вас еще много учебных полетов, в которых вам пригодятся знания, полученные в школе. И помните, что космонавты, как и люди других профессий, получили свои знания в школе. Возможно кто-то из вас совершит настоящий полет с космодрома Байконур, как это сделал выпускник школы № 5 Игорь Волк.
XIV. Итог урока.
Посмотрите, что у нас с вами получилось из тех деталей, которые дарили нам инопланетяне. Давайте вместе прочитаем, как оценили нашу работу космические жители.
Почему они так нас назвали?
Что нам помогало в нашем путешествии?
XV. Домашнее задание.
В классе мы совершили совместный учебный полет. Дома вы продолжите наше путешествие, совершите самостоятельный полет к планетам «Примеркино» и «Задачкино» и решите №3, №8 стр. 63.
А справитесь ли вы с ролью космонавта, самостоятельно выполняя домашнее задание?
Спасибо за урок. Вы знаете, наши друзья-инопланетяне подарили вам макеты космического корабля, как средство передвижения в космосе. Чтобы вы как можно чаще прилетали к ним в гости, особенно на уроках математики.