Цели:
- дать учащимся общее понятие о типах речи;
- учить определять тип готового текста и тип текста по началу;
- развивать речь, воображение, внимание, наблюдательность, память.
Оборудование: персональный компьютер; мультимедийный экран; тексты на индивидуальных листах; учебник «Русский язык», Рамзаева 2 класс; «Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 классов».
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте стихотворение. (Приложение 1)
– Можно ли эту запись назвать текстом?
– Какова его тема? Идея?
II. Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем стихотворения и узнаем что- то новое о тексте. А на чем же мы будем путешествовать? Что можно построить своими руками для путешествия по воде?
III. Работа по теме урока.
1) Введение понятия «Типы текста».
а) (Слайд 2)
– Прочитайте первую часть трех текстов.
– Какое предложение есть во всех текстах?
– Теперь прочитайте второе предложение первого текста. О чем пойдет речь в первом тексте? (О том, как строили плот).
– Выберите из предложенных вам текстов продолжение к данному началу.
(Приложение 2)
– Сколько картинок можно нарисовать к данному тексту?
– Прочитайте, как строили плот?
(Слайд 3)
– Как вы озаглавите получившийся текст? (Как строили плот.)
– Что отразили в заголовке: тему или идею?
– Прочитаем текст по частям в соответствии картинному плану. (Слайд 3)
б) (Слайд 4)
– Теперь прочитайте второе предложение второго текста. О чем пойдет речь во втором тексте? (О том, какой получился плот).
– Во втором тексте должно быть описание плота.
– Выберите из предложенных вам текстов продолжение к данному началу.
(Приложение 2)
– Сколько картинок можно нарисовать к данному тексту?
– Что будет на этой картинке?
(Слайд 5)
– Как вы озаглавите получившийся текст? (Хороший плот!)
– Что отразили в заголовке: тему или идею?
Физкультминутка.
в) (Слайд 6)
– Теперь прочитайте второе предложение третьего текста. О чем пойдет речь в третьем тексте? (Объяснение, почему же построили именно плот).
– В третьем тексте объясняется причина того, почему построили именно плот.
– Выберите из предложенных вам текстов продолжение к данному началу.
(Приложение 2)
– Сколько картинок можно нарисовать к данному тексту?(Ни одной, нет развития сюжета и предмета для описания).
(Слайд 7)
2) Работа с признаками типов текста.
а) - Итак, мы получили три текста. Зададим к каждому из них вопрос.
(Слайд 8)
(Слайд 9)
(Слайд 10)
Физкультминутка.
б) – Оказывается, тексты бывают трех типов.
– Если в тексте о чем-то рассказывается, повествуется и такой текст отвечает на вопрос «Как это случилось?», то это тип текста повествование.
(Слайд 11)
– К тексту повествование можно нарисовать несколько картинок.
– Если в тексте описывается кто-либо или что-либо и текст отвечает на вопрос «Какой?», то это текст-описание.
(Слайд 12)
– К тексту описание можно нарисовать одну картинку.
– А если в тексте что-то объясняется, доказывается, и такой текст отвечает на вопрос «Почему?», то это текст-рассуждение.
(Слайд 13)
– К такому тексту нельзя нарисовать ни одной картинки.
в) – Прочитайте начало текста, его вопрос и вспомните тип текста.
(Слайд 14)
Физкультминутка.
3) Определение типа готового текста.
а) – Итак, плот построен. Отправляемся в путешествие. Прочитайте текст и определите его тип.
(Приложение 3)
– Какой картинный план соответствует тексту?
(Слайд 15)
– Почему вы так решили? (Дети дают свое объяснение, опираясь на слайд14 или 15).
– Задайте к тексту вопрос. (Какой лес?)
– Какого типа этот текст? (Описание. Нет смены событий, одна картинка).
– Подчеркнем в тексте опорные слова.
б) – Мы проплываем вдоль берега и что же видим? Прочитаем следующий текст.
(Приложение 4)
– Какой картинный план соответствует тексту?
(Слайд 16)
– Почему вы так решили? (Дети дают свое объяснение, опираясь на слайд 14 или 16).
– Задайте к тексту вопрос.
– Какого типа этот текст? (Повествование. Смена событий, несколько картинок).
– Подчеркнем в тексте слова-действия, которые помогают нам раскрыть последовательность событий.
– Как можно назвать эти слова? (Опорные).
IV. Итог урока.
– Что нового узнали о тексте?
(Слайд 14)
– Что запомнили о тексте-рассуждении?
– Что запомнили о тексте-повествовании?
– Что запомнили о тексте-описании?
V. Домашнее задание.
– Спишите текст, определите его тип и нарисуй картинный план.
(Приложение 5)