Цели:
- Распределение понятий ель и ёлка.
- Закрепление строения дерева ёлки.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Развитие памяти.
- Развитие речи, обогащения словаря.
Оборудование: Диктофон, ширма, мольберт, 5 искусственных ёлок, живая ёлка в цветочном горшке, картина «Зимний еловый лес», склеенные замки, картонные человечки – зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Под музыку Чайковского «Февраль» заходят дети.
Воспитатель: «Ребята, давайте подойдем к замкам и вспомним, кто же в них живет? (Показываю Зиму) Это кто?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А это ее братья, как их зовут?»
Ответы детей: «Декабрь, январь, февраль».
Воспитатель: (Показываю на январь и задаю вопрос детям)
«Ребята, а чем отличается январь от остальных месяцев?»
Ответы детей: «У января в руках ёлочка!»
Воспитатель: «Вот эта ёлочка пришла сегодня к нам в гости!» (показываю ёлку – игрушку)
Предлагаю детям сесть на стульчики.
(Стульчики стоят полукругом перед столом, на котором спрятан диктофон)
Включаю диктофон «ёлочка» говорит:
Ёлочка: «Здравствуйте ребята!
Я была у вас недавно.
Вы встречали Новый Год.
Веселились вы под елкой
И водили хоровод.»
Воспитатель: «Давайте познакомимся с ёлочкой поближе. Ёлочка принесла с собой картинку показать нам, где она живет»
(Показываю на мольберте картину «Зимний еловый лес»).
Какие деревья на картине?
- Похожи эти деревья друг на друга?
- Чем?
- Чем они отличаются друг от друга?
Воспитатель: «Маленькое дерево – это ёлка, ёлочка. А высокое дерево называется – елью. Лес, где растут одни ёлки и ели называется – еловым.»
(Дети повторяют: «Лес еловый».)
Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем с вами!»
Физкультурная минутка.
Если на опушке
До небес макушки.
Слушают, молчат
Смотрят на внучат.
А внучата елочки –
Тонкие иголочки,
У лесных ворот
Водят хоровод.
Цель: Закрепить с детьми как называется маленькие деревья и как высокие.
Воспитатель: «Это еще не все, о чем ёлочка хочет нам рассказать?»
(Подношу ёлочку к уху и включаю диктофон.)
Ёлочка говорит: «В помощь вам, моя сестрица
Не швея, не мастерица.
Нечего сама не шьет
А в иголках целый год.»
(Показываю живую ёлочку в горшочке.)
Воспитатель: «Давайте рассмотрим ёлочку. Что держит ёлочку в земле?»
Дети: «Корни!»
Воспитатель: «Через корни ёлочка получает все, что ей нужно для жизни.
Что от корней тянется в верх?»
Дети: «Ствол!»
Воспитатель: «Чем покрыт ствол?»
Дети: «Корой!»
Воспитатель: «Что отходит от ствола?»
Дети: «Ветви!»
Воспитатель: «А где у ёлочки листья?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Как у нашей ёлочки
Листики, иголочки.
Осторожно их коснись
Но смотри не уколись!»
Воспитатель: «Какая ёлочка на ощупь?»
Ответы детей.
Воспитатель: « Какой запах у ёлочки?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Запах – еловый. Этот запах очищает воздух от вредных веществ.»
Предлагаю детям встать со стульчиков и пройти сказочный лес из искусственных ёлочек, а вокруг ёлочек лежит мусор.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, наша ёлочка наверное здесь живет.»
Вам нравится это место?
(Обращаю внимание детей на мусор.)
Ответы детей.
Воспитатель: «А почему вам не нравится это место?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте соберем мусор.»
(Дети собирают мусор.)
Воспитатель: «Теперь ёлочке нашей хорошо?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, ёлочка нам столько о себе рассказала, я вам предлагаю сделать ёлочке подарок. Чтобы ёлочке было светло, тепло, давайте подарим ей солнышко!»
Показываю детям на плакат с ёлочкой, желтый круг в верхнем углу.
«Чего не хватает у солнышка?»
Дети: «Лучиков!»
Воспитатель: «Давайте наклеим лучики.»
Дети наклеивают по очереди лучики.
«Теперь нашей ёлочке будет тепло!»
«Кто расскажет стихотворение или потешку про солнышко?»
Дети рассказывают стихотворения.
Воспитатель: «Ребята, как называется лес, в котором растут ёлки и ели?
Как надо заботится о лесе?
Ответы детей. Дети прощаются с ёлочкой.
Воспитатель: Дети, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Итог: Теперь мы с вами знаем, что еловый лес – это лес, в котором растут маленькие ёлочки и большие ели. И в лесу нельзя мусорить.