Цели:
- отработка знаний обыкновенных дробей: сокращение, приведение дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание смешанных чисел;
- развивать мышление, речь, память, интерес к предмету;
- формировать у учащихся положительную мотивацию учения, чувство ответственности, совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Устная работа (презентация).
Кто из нас не мечтал о том, чтобы уроки делались сами, золотая рыбка выполняла наши желания (слайд 1)… Но мы понимаем, что если человек хочет добиться чего-то в жизни, то он должен для этого много трудиться. Вот и сегодня предстоит хорошо потрудиться, повторить все, что мы знаем об обыкновенных дробях. А повторить нам поможет Вовка из знаменитого мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Кого первого встретил Вовка в сказке? (слайд 2) Что делал царь? Их величество ожидает делегацию из иностранного государства, а какой-то хулиган исписал забор примерами. Их величество неможет определить: верно, ли решены примеры или нет. Поэтому он решил их закрасить, что бы ни осрамиться перед иноземным государством. Но немного подумав, царь решил обратиться к Вовке с просьбой помочь проверить правильность решения и если есть ошибки, то их исправить. Вовка согласился.
Слайд 2. Вычислить:
– Сформулировать правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями;
– найти ошибку и исправить её.
Слайд 3. Вычислить:
– Какое действие выполнили?
– Что значит сократить дробь?
– Проверить.
Слайд 4. Вычислить:
– Какое действие выполнили?
– Сформулировать алгоритм приведения дробей к общему знаменателю.
– Проверить.
Рассердился царь на Вовку за то, что тот ничего не знает. Посоветовал ему приступить к серьёзной учебе (слайд 5). Обидно стало Вовке, решил, но взяться за ум и отправился туда, где находятся умные книги – в библиотеку (слайд 6). Взял умные книги и приступил к обучению и уже через некоторое время мог выполнять следующие действия:
Слайд 6. Вычислить:
– Сформулировать правило вычитания смешанных чисел с разными знаменателями.
– Проверить.
Слайд 7. Вычислить:
– Сформулировать правило вычитания смешанных чисел с разными знаменателями, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
– Проверить.
Слайд 8. Вычислить:
– Сформулировать правило выделения целой части из неправильной дроби.
– Проверить.
Обрадовался Вовка своим успехам и пожелал всем удачи (слайд 9).
II. Работа в тетрадях.
По вариантам выдаются задания. По окончании его решения, выполняется самопроверка и выставление себе оценки (у каждого ученика набор ответов, при правильном выполнении получаются слова «молодец» или «отлично»).
I вариант. Задание 1
1) | М | ||
2) | О | ||
3) | Л | ||
4) | О | ||
5) | Д | ||
6) | Е | ||
7) | Ц |
II вариант. Задание 1
1) | О | ||
2) | Т | ||
3) | Л | ||
4) | И | ||
5) | Ч | ||
6) | Н | ||
7) | О |
Задание 2 (для всех).
В овощехранилище т овощей: свеклы, моркови и лука. Свеклы и моркови вместе т, моркови и лука т. Сколько тонн свеклы, моркови и лука в отдельности в овощехранилище? (Лука – т, свеклы – т, моркови – т)
Задание 3 (для всех).
Первое число и оно на больше второго, третье число на больше второго. Найдите сумму этих чисел. (II число – , Ш число – , сумма – )
III. Итог урока.
Сегодня на уроке мы повторили алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. А нужны ли дроби в жизни человека?
А если бы, строя ваш дом, тот в котором живете,
Архитектор на малую долю ошибся в расчете,
Чтоб случилось, ты, знаешь ли?
Дом превратился бы в груду развалин.
Ты вступаешь на мост – он надежен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен?
Три десятых – и стены возводятся косо,
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых аптекарь,
Станет ядом лекарство, убьет человека.
Д/З: п. 9-12, 451, 454.
Выставление оценок.