Методика ускоренного формирования двигательного навыка печати

Разделы: Общепедагогические технологии


Данная работа представляет собой  исследование, позволяющее определить,  насколько эффективным является  современный метод изучения машинописи.

Актуальность изучения данного метода очевидна. Умение работать с клавиатурой (печатать) – необходимый и ценный навык для современного человека, живущего в условиях информационного общества, где работа с компьютером становится частью повседневной жизни. Уверенное владение клавиатурой значительно повышает эффективность использования персонального компьютера, экономит время.

Основная цель: Научиться печатать на клавиатуре слепым десятипальцевым методом.

Задачи:

  1. Изучить расположение клавиш на клавиатуре.
  2. Сформировать двигательный навык.

Новая методика ускоренного формирования двигательного навыка печати основана на теории поэтапного формирования умственных  и практических действий. Известный  отечественный психолог, доктор педагогических наук, профессор П.Я Гальперин (1902-1988)  доказал, что развитие речевых  и умственных способностей,   напрямую зависит от развития моторики пальцев. Освоив данную методику можно достичь  рекордной скорости 1000 ударов в минуту.

Глава 1. Формирование двигательных навыков

1.1. Раскладка клавиатуры и ее условно пространственное изображение

Клавиатура наборно-клавишного устройства, в том числе компьютера,  состоит из четырех рядов: трех буквенных и одного знаково-цифрового, а также других специальных клавиш, выполняющих необходимые дополнительные функции.

На рисунке 1 изображена стандартная раскладка клавиатуры персонального компьютера.

Примечание. Знаки четвертого знаково-цифрового ряда, расположенные на втором (нижнем) уровне, печатают в режиме верхнего регистра, т.е. при нажатии клавиши «Shift».

рис.1

Рис. 1

Представим  схему раскладки клавиатуры в условно-пространственном изображении (УПИК) (рис. 2), где все печатные символы заменены точками. Точки расположены не в шахматном порядке, а имеют  определенную симметрию.

Условно-пространственное  изображение клавиатуры (УПИК)

рис.2

Рис. 2

А – вертикальная ось симметрии;

Б – горизонтальная ось симметрии;

В – ось симметрии для левой руки  УВС;

Г – ось симметрии для правой руки ШЛБ;

Д – точка пересечения осей симметрии.

1.2. Ориентировочная основа действия

(решение задач на местоположение букв и знаков зоны левой руки)

Выполнение предложенных ниже заданий поможет  изучить  и запомнить  буквенный и знаковый состав зоны левой руки.

Задание 1.

1. Стандартный машинописный лист разграфить по длине на 5 равных колонок. Каждая из колонок представляет определенную зону обслуживания пальцев левой руки (слева направо): 1-я – Л5; 2-я – Л4; 3-я – Л3; 4-я – Л2; 5-я – Л2.  Зона Л5 не учитывается из-за отсутствия в ней буквенных знаков.

2. В 3-й колонке записать столбиком знаки зоны Л3, включая цифру и знак препинания (рис 3). Для лучшего запоминания данную формулу необходимо заучить одним словосочетанием: «три-номер-у-в-с».

рис.3

Рис. 3

3.  Завернуть часть листа с записью таким образом, чтобы вся формула была скрыта. Проделать данное задание несколько раз до конца листа.

4. Развернуть лист. Аналогичным образом  заполнить все колонки (рис. 4).

рис.4

Рис. 4

Задание 2

На отдельном листе записать по памяти полностью схему левой руки. Проверить правильность записи. Если хотя бы в одной записи имеется ошибка, задание переделать, закрыв при этом предыдущую запись или воспользовавшись новым листом.

1.3. Моторные характеристики движения пальцев левой руки

Пальцы левой руки устанавливаются  на клавиатуре  в основном положении  - позиции Л5, Л4, Л3, Л2 (выделены подчеркиванием в таблице 1) и Л1 – пробельная клавиша.

Таблица 1

 

Л5

Л5

Л4

Л3

Л2

Л2

Направление движения

Е

1

2

3

4

5

 

Й

Ц

У

К

Е

Основное положение

Caps Lock

Ф

Ы

В

А

П

↓→

Shift

Я

Ч

С

М

И

На клавиатуре  компьютера клавиша этой зоны имеет небольшую выпуклую метку в виде черточки. 

Постановка рук.  Руки от плечевого до локтевого сустава должны быть свободно опущены. В локтевом суставе их сгибают под углом 90о, поэтому  рабочее место (стол, стул) должно быть отрегулировано по высоте. При постановке на основную позицию пальцы рук округляют, как будто в ладонях находится  круглый предмет (шар, мяч). Подушечки пальцев должны твердо стоять на своих позициях, но не надавливать на клавиши с силой. Необходимо следить за тем, чтобы кисти рук не заваливались на мизинцы, а запястья не опирались на стол.

Основная позиция рук

рис.5

Рис. 5

Движение пальцев. При письме от основного положения отрывается только один рабочий палец, т.е. палец, непосредственно производящий данный удар. Все остальные пальцы при этом остаются в исходном положении. После удара по клавише, не задерживаясь на ней, рабочий палец обязательно возвращается на исходную позицию. Удар по клавишам производится легким отрывистым движением подушечек пальцев.

1.3.1. Моторные характеристики движения указательного пальца

рис.6

Задание 1.  Последовательно  отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне указательного пальца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

Примечание. Каждое движение и удар необходимо отрабатывать не менее 5-7 раз.

1.3.2. Моторные характеристики движения среднего пальца

рис.7

Задание 2.  Последовательно  отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне среднего пальца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

1.3.3. Моторные характеристики движения безымянного  пальца

рис.8

Задание 3.  Последовательно отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне безымянного пальца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

1.3.4. Моторные характеристики движения мизинца

рис.9

Задание 4.  Последовательно отработать движения и удары по клавишам, находящимся в зоне мизинца. В соответствии с вышеуказанными моторными характеристиками.

1.4. Решение задач на симметрию

Решение задач на симметрию формирует целостное буквенно-пространственное представление о поле клавиатуры, позволяет усвоить взаимное расположение символов и закрепить двигательный навык. В задачах  на симметрию для левой руки рассматриваются только знаки буквенной зоны клавиатуры.

Симметрия относительно УВС. В данном виде симметрии определяется буква, симметричная заданной относительно оси для левой руки, т.е. линии УВС. Таким образом, определяемая буква будет располагаться на одной горизонтали (ряду) и на том же расстоянии от оси УВС, что и заданная. При этом буквы УВС будут симметричны сами себе.

Задание 1. Определить и напечатать букву, симметричные заданным УВС. Буквы печатать попарно. Например:  УЦ, УК,  где У – заданная буква, ЦК – определенная.

Примечание. Во время печатания  допускается смотреть на получаемый отпечаток на экране, но не в клавиатуру.

Симметрия относительно ФЫВА. В данном виде  симметрия определяется буква, симметричная заданной относительно горизонтальной оси, т.е., линии ФЫВАП.  Таким образом, определяемая буква будет располагаться на противоположном конце одной вертикали, что и заданная. При этом буквы ФЫВАП будут симметричны сами себе.

Задание 2. Определить и напечатать буквы, симметричные заданным ФЫВАП. Например:  ЙФЯ, где Ф – заданная буква, ЙЯ – определенная.

Примечание. Для полного освоения клавиатуры все задания и упражнения проделать с правой рукой.

Выводы

Умение быстро печатать на клавиатуре необходимо любому, кто имеет дело с перепиской, с работой на клавишных устройствах: журналистам, секретарям, работникам печати, писателям и многим другим. 

Одна из  главных задач – научить учащихся бегло печатать с печатного  и рукописного  текстов, писать под диктовку, красиво и правильно располагать текстовой и цифровой материал.

В процессе обучения  приобретаются навыки быстрого и безошибочного печатания.

Обучение детей слепому десятипальцевому методу начинается в 8-9 классе. Совершенствование  продолжается на протяжении всего периода обучения.

У детей освоивших данный метод,  скорость печатания увеличивается в 2-3 раза, снижается утомляемость, появляется дополнительное время.

Приложение (Результаты скорости письма. Группа МДиСД (07-1), период обучения с 2007 по 2010 г.).